Освоение территории и население Центральной России.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Тема: Освоение территории и население Центральной России.

 

Цель:

ü Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на

        территории   Центральной России;

ü Способствовать духовно - нравственному воспитанию обучающихся.

ü Воспитывать экологическое сознание, любовь к окружающей среде.

 

Задачи:

ü определить влияние географического положения, природных условий и ресурсов района на процесс хозяйственного освоения его территории;

ü рассмотреть характерные особенности хозяйственной деятельности населения на разных этапах освоения территории Центральной России;

ü развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять опорные конспекты, навыки работы с картами и учебником;

ü воспитывать уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvoenie_territorii_i_naselenie_tsentralnoy_rossii.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Освоение территории и население Центральной России.

Цель:

  • Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на

        территории   Центральной России;

  • Способствовать духовно - нравственному воспитанию обучающихся.
  • Воспитывать экологическое сознание, любовь к окружающей среде.

Задачи:

  • определить влияние географического положения, природных условий и ресурсов района на процесс хозяйственного освоения его территории;
  • рассмотреть характерные особенности хозяйственной деятельности населения на разных этапах освоения территории Центральной России;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять опорные конспекты, навыки работы с картами и учебником;
  • воспитывать уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни русского народа.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: Карты «Плотность населения», «Народы России», «народные промыслы России»,  «Золотое Кольцо России».

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Проверка изученного материала –вставить в текст пропущенные слова (взаимоконтроль)

         В Центральной России выделяют 3 экономических района: Центральный, Центрально-Черноземный и Волго-Вятский.

     Центральная Россия находится в центре Восточно-Европейской равнины. Отсюда берут начало  крупные реки Днепр, Дон, Западная Двина, Волга

  Здесь расположены природные зоны:  тайга, смешанные леса, лесостепь, степь

  Регион находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Единственным недостатком является отсутствие выхода к морю.

Центральная Россия небогата полезными ископаемыми. Из значимых запасов выделяются  огромные запасы железной руды КМА.

   Мотивация деятельности : эвристическая беседа. Подумайте, что может объединять следующие предметы и сооружения: колосья пшеницы, матрешка, Золотое кольцо России. Все эти три объекта являются символами не только всей России, а отдельной ее части – Центральной России.

3.  Объявление цели и задач урока.

4. Объяснение нового материала учителем

     Центральная  Россия является ядром формирования русского народа в результате слияния славян и финно-угорских племен, которые населяли территорию данного района. Именно отсюда русские расселялись на север, юг и восток нашей страны.

Сегодня на территории Центральной России проживает около 45 миллионов человек, что составляет 31 % от общей численности населения. Средняя плотность населения  (карта плотности в атласе) -46 человек на кв.км. Размещено население неравномерно наибольшая плотность на территории Московской области  более 300 чел. На кв.км, всего 13 чел на кв. км на  востоке – Кировская, Костромская обл.

 Доля городского населения 73%  как мы видим –это наиболее урбанизированный район, но на юге уровень урбанизации значительно ниже. Три наиболее  крупных города – города миллионеры- какие??? Москва и Нижний Новгород, Воронеж

Отличается неблагоприятной демографической ситуацией  отрицательный естественный прирост не компенсируется  миграционными процессами из других регионов из-за чего численность населения уменьшается. Преобладает пожилое населения, за исключением Марийской, Мордовской, Чувашской республик, где традиционно высокий уровень рождаемости.

5. Работа с учебником стр. 56

   Как происходило заселение территории (межпредметные  связи с историей), что такое Дикое поле.

   Как происходило заселение лесной и степной зон, широтный отрезок реки Ока карта степь  от лесной зоны.

Работа с текстом учебника.

 Лесная зона

Безопасная

Заселялась и развивалась быстрее, строились города

Степная зона

Страдала от набегов монголо-татар

Заселялась постепенно по мере укрепления государства Российского

  Московское государство укрепляется продвигается к югу и востоку.   Появляются  (засечные черты), что это такое и зачем они были нужны.

6. Особенности национального состава Центральной России

7. Работа с картой.

Русские – индоевропейская языковая семья

Марийцы, мордва – уральско-юкагирская языковая семья

Чуваши – алтайская языковая семья, тюркская группа. (потомки волжских булгар один из многочисленных народов России – 5 место)

 7. Занятие населения. Работа с текстом.

Лесная зона – Нечерноземье

Лето –земледелие, также скотоводство

Холодное  и длинная зима способствовали освоению новых видов деятельности и

Ремесленничество кустарные промыслы

Отход в города на заработки

Степная зона –Черноземье

Главная хлебная база – земледелие

Отход крестьян В Новоросиию и Степное Заволжье ( 25% уходило), что затрудняло развитие регионов

     Кустарные промыслы давали больше дохода, чем с/х деятельности. Кустарные промыслы закреплялись и развивались  в целые  производится. В лесных районах было дерево, в южных - изделия из металла, глиняная, фаянсовая посуда.?

8. Закрепление изученного материала

  1. Какова численность населения
  2. В чем существует демографическая проблема населения Центральной России
  3. Каков национальный состав населения
  4. Назовите и покажите самые большие по численности города.
  5. Где проживает наибольшее количество населения в городах или селах
  6. Основное занятие населения
  7. Народные  промыслы, как они появились, какие запомнили?

Д/з   п.12.  № 5 письменно сообщение о Ярославле, Н.Новгороде.

9. Подведение итогов .

  Население  Центральной  России проживает более чем  в 400  городах 40 из них очень древние городах. Многие из них появились в советское время как промышленные центры или города науки. У  каждого города своя история и своя слава. Наиболее притягательны города Золотого кольцо России.

   

       

Проверочная работа ( взаимопроверка).

 В Центральной России выделяют 3 экономических района: _____________________________, __________________________ и ______________________________.

     Центральная Россия находится в центре _________________________ равнины. Отсюда берут начало    крупные реки ______________,_______________,__________________,_______________

  Здесь расположены природные зоны: ____________ , _________________, ______________, ____________________

  Регион находится на пересечении крупных ______________________. Единственным недостатком является отсутствие выхода к ________________.

Центральная Россия _______________ полезными ископаемыми. Из значимых запасов выделяются  огромные запасы _______________________ .

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Население Центральной России"

Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...

Поволжье: освоение территории, города, население.

Самостоятельная работа «Поволжье: освоение территории, города,население» с использованием мультимедийного  учебника издательства «Дрофа» для 9 класса. Учащиеся быстро усваивают и анализируют новы...

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК: ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЕ

1. Плюсы ЭГП Дальнего Востока? - омывается двумя океанами, - преобладание равнин в южной части Дальнего Востока, (Зейско-Буреинская и Приханская )- размещение в южной части Дальнего Востока ...

Европейский север Освоение территории и население

Конспект урока географии 9 класс Европейский север Освоение территории и население...

урок географии 9кл "Освоение территории и население Центральной России"

Урок географии 9кл Экономические районы. Центральная Россия...