Муниципальный конкурс "Юный географ"
методическая разработка по географии на тему

Читаева Оксана Валентиновна

Конкурс проводится в два этапа: первый этап - дистанционный, второй этап - очный. Материалы пригодятся также для проведения школьной недели географии, востребованы и на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конкурс "Юный географ"2.59 МБ

Предварительный просмотр:

«Юный географ Тамани» 2017 г.


ОБУЧАЮЩИЙ ТУР

Задание 1.

Ниже перечислены природные объекты и явления, распространенные в разных районах мира. Сгруппируйте данные объекты по географическим оболочкам, которым они принадлежат и по материкам, на которых они проявляются.

Например,

 

Природный объект или явление

Описание объекта

Оболочка Земли

Материк

1

бора

сильный холодный порывистый местный ветер, возникающий в случае, когда поток холодного воздуха встречает на своём пути возвышенность

атмосфера

Евразия

Объекты и явления: самум, скрэб, эрг, сельва, крики, польдеры, фьорды, пампасы (пампа), чинук,  эпифиты, карст, тугаи, гидролакколиты.

Задание 2.

Определите географические объекты по описанию.

1) Назовите горную систему: это субширотно вытянутые высокие горы (отдельные вершины поднимаются выше 4 км) с острыми пиками и гребнями, в этой части света самые молодые по возрасту складчатости; западные и северные склоны получают до 1000 мм осадков в год, восточные и южные склоны - менее 200 мм; преобладают горно-коричневые почвы; на влажных склонах хорошо выражена высотная поясность: заросли кустарников и невысоких деревьев (фисташка, мирт, олеандр и др.) вверх сменяются лесами из каменного и пробкового дуба, выше – лесной пояс из кедра с тисом и падубом, заросли можжевельника, в высокогорье – колючие подушковидные кустарники и местами горные луга.

2) Это субмеридионально вытянутые низко- и средневысотные горы (редко более 2км) с относительно пологими склонами и округлыми вершинами, по возрасту складчатости – одна из самых древних горных систем на этом материке; годовое количество осадков убывает к северу и западу от 1200 до 800 мл; почвы в разных частях территории- бурые лесные, дерново-подзолистые, подзолистые; в растительности предгорий наибольшее место занимают широколиственные леса (дубы, клены, гикори, а на крайнем юге – и вечнозеленые субтропические виды: магнолия, благородный лавр), к северу они сменяются сначала смешанными, а затем и таежными (елово-пихтовыми) лесами. На каком материке располагается эта горная система?

3) это горная система, представляющая собой субширотно вытянутую цепь хребтов и плато преимущественно на мезозойских складчатых структурах, высотой редко более 1 км., рассеченных глубокими (более полукилометра) крутосклонными долинами. Имеется большое количество мелких ледников, особенно в северной, самой высокой части. При средних температурах января -32 -35 oC, июля +4 +5 oС у подножия горных хребтов развиты моховые тундры с редкими зарослями полярной ивы и карликовой ольхи по речным долинам. Вершины гор практически лишены растительности.

4) Этот самый глубокий континентальный водоем содержит одну пятую запасов пресных вод на Земле (без ледников). Более 300 рек впадает в озеро, а вытекает только одна. У ее истока располагается поселок, в котором еще в 1920-х г.г. был открыт стационар по изучению озера. По берегам озера расположено несколько заповедников. Один из них был основан в 1916 г. для сохранения ценного зверька, обитающего в районе хребта на восточном берегу. Хребет и вид животного получили название от реки, которая впадает в озеро. Река дала также название северо-восточному ветру. Почти всюду гористые берега покрыты хвойными лесами. Озеро находится в зоне активных тектонических движений, о чем свидетельствуют многочисленные землетрясения. В результате одного из них в 1862 г. вблизи дельты крупнейшей из рек, впадающих в озеро, погрузился под воду огромный участок суши.

Дополнительные вопросы к номеру 4:
а) Определите, что это за озеро.
б) Назовите два субъекта Российской Федерации, в которых находится озеро.
в) Назовите реку, из него вытекающую.
г) От названия какой реки получили названия хребет и зверь? Как называются хребет, зверь?
д) Назовите северо-восточный ветер, которому дала название река.
е) Какое название получил образованный в результате землетрясения залив?
ж) У устья какой реки он находится?

Задание 3.

Географические задачи.

Задача 1.

Герой повести Ф.Вольтера – житель Сириуса Микромегас – имел рост 8 лье (32 км), в путешествии по Земле его сопровождал карлик с Сатурна ростом 6000 футов, т.е. почти в 20 раз меньше. Прав ли был Вольтер, утверждая, что Средиземное море было для них неприметной лужей, а в маленьком пруду, Тихом океане – «вода нигде не доходила карлику выше колен, а его товарищу замочила только пятки»? Горы Микромегас называл «заостренными камешками, царапающими ему пятки».

Задача 2.

В книге «Путешествие на Кон-Тики» Тура Хейердала приводятся такие строки:

«На следующее утро мы заметили два новых облака, которые поднимались над горизонтом, словно клубы пара от двух паровозов. Карта показала, что они поднимаются над двумя коралловыми островами…»

Как вы думаете, почему путешественники на плоту «Кон-Тики» были уверены, что два кучевых облака поднимались над островами? С чем связано то, что облака были видны на несколько дней раньше, чем сами острова?

Задание 4.

О каких экологических проблемах свидетельствуют следующие снимки?

1.

C:\Users\Оксана\Desktop\опустынивание земель.jpg

2.

C:\Users\Оксана\Desktop\вырубка лесов.jpg

3.

C:\Users\Оксана\Desktop\загрязнение рек и озер.jpg

Дайте краткое описание проблемы. Назовите причины данной экологической ситуации. Для одной из проблем (по вашему выбору) предложите способы решения экологического бедствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 10-11 класс

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 10-11 класс с ответами....

Олимпиадные задания по географии. 7 класс. Муниципальный этап.

Олимпиадные задания для 7 класса состоят из теоретической (письменной) и тестовой части....