Семинар для учителей географии "Социально- экономические аспекты функционирования Краснодарского края"
статья по географии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Орёл Ольга Альбертовна

В статье "Социально-экономические аспекты функционирования Краснодарского края" показан опыт работы над этой темой, материал которой накапливается годами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

Тема: «Социально- экономические аспекты функционирования Краснодарского края»

Цель: Познакомить учителей географии Краснодарского края  с  работой по региональному компоненту образования .

             В последнее время уделяется большое внимание изучению регионального компонента- это и есть важная  и составная часть базового школьного географического образования в едином образовательном  пространстве  России.

           Мне хочется поделиться своим  опытом в изучении регионального компонента. Тема, над которой я работаю: «Социально- экономические аспекты функционирования Краснодарского края, в частности, Кавказского района », «Экологизация  в обучении и образовании учащихся».

            Большую помощь в работе над этой темой оказала Программа регионального компонента географического образования Краснодарского края, 1997 года, автором которой является Горовая Н.А., старший методист ИНМЦ города Краснодара.

             Главной задачей программы является комплексное изучение родного края, гуманизация современного географического образования, усиление позиции предмета географии в учебном плане.

             В процессе работы над темой, были выделены следующие цели и задачи:

     1. Сформировать системное представление о Краснодарском крае как

         целостном  географическом регионе и одновременно как о субъекте  Российской федерации.

    2. Развивать представление о крае как сложном, динамически развивающемся пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; большое практическое значение взаимосвязей природных,  экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений как в крае, так и в Кропоткине.

    3. Формировать географическую культуру учащихся через приобщение конкретным значениям по географии Краснодарского края, формировать систему взглядов и поведения в отношениях окружающей среды; развивать умение работать с географо- краеведческими источниками информации и особенно с различными картами географического атласа Краснодарского края.

     4. Воспитывать  любовь к земле, на которой живешь чувство    ответственности за её настоящее и будущее, участвовать в развитии родного края.

           Рассмотрение экономических, социальных, экологических проблем не возможно без знаний  физико- географических компонентов природы, которые мы изучаем в 6,8 классах, работая по теме: «Люблю тебя мой край родной, хочу узнать тебя поближе». Учащиеся изучают природные условия и ресурсы края,- историю геологического развития территории, формирование рельефа, климата, полезные ископаемые, водные ресурсы, почвы, растительный и животный мир.

            При рассмотрении  любой темы, я стараюсь найти такой подход, чтобы у каждого ученика была заинтересованность в изучении темы, чтобы каждый ребенок в классе подходил творчески. И все материалы, которые они  готовят, были познавательными, увлекательными. Я думаю, что это у меня получается. Собранный и изученный материал позволяет составлять учащимся самим разнообразные задания: кроссворды «Реки Краснодарского края», «Растительный и животный мир Краснодарского края», ребусы, занимательные вопросы и т.д. Шестиклассники с моей помощью разработали вопросы и задания к обобщающим урокам: «Охрана вод», «Охрана окружающей среды».

            В девятом классе учащиеся переходят к рассмотрению социально – экономических, экологических проблем, собирая материал по теме: «Мой край в судьбе России»:

     I   История заселения и освоения территории Краснодарского края, в частности, города Кропоткина.

     II   Численность населения и национальный состав.

    III   Хозяйство края. Межотраслевые комплексы. Экономические связи.

    IV    Характеристика предприятий.

     V     Экологические проблемы Краснодарского края.

Дети постоянно находятся в поиске. Им интересно было узнать то, что Краснодарский край относится к регионам, которые имеют высокий уровень жизни экономического и научно – технического развития. По всем показателям попадает в группу регионов-лидеров, способен стать наиболее эффективным «полюсом роста», регионом приоритетного экономического развития. Край остается одной из наиболее благоприятных для инвестиций зон. Такие предприятия, как «Морис» (США), «Кнауф» (Германия), «Бондюэль» (Франция) и др. обеспечивают приблизительно 25% сборов в местный бюджет города Краснодара, и они могут послужить примером для других иностранных фирм.

               Все эти данные учащиеся находят, работая со статистическим материалом Краснодарского края, с учебными пособиями по краеведению наших Кубанских авторов и составителей.

                Хочу отметить то, что тема над которой я работаю, очень актуальна для познания своего края, своей малой родины. По итогам изучения регионального компонента мною были разработаны уроки-путешествия, экскурсии, интеллектуальные игры, вот названия некоторых из них:

  1. «Оценка природных условий и ресурсов Краснодарского края»
  2. «В природе все взаимосвязано»
  3. Интеллектуальный калейдоскоп
  4. «Краснодарский край – жемчужина России» (65-ти летие Краснодарского края).
  5. «Урок-путешествие «По страницам предприятий города Кропоткина»                                                                                        

          Подводя итог, хочу отметить то, что начало положено, результаты убеждают в правильности выбранного пути по данной теме и заставляют уже подумать над тем, каким образом построить краеведческую работу в школе, чтобы изученное на уроках чаще находило продолжение во внеурочной практической деятельности учащихся.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о профессиональных достижениях учителя – участника конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Краснодарского края в 2015 году Критерий 3

Критерий «создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции»...

Информация о профессиональных достижениях учителя – участника конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями Краснодарского края в 2015 году. Критерий №4

Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»...