Главные вкладки

    Технологическая карта урока географии в 8 классе "Географическое положение России"
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Платонова Жанна Алексеевна

    Урок с применением ИКТ технологий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     МБОУ Ельнинская СШ №1 им.М.И.Глинки

    Учитель географии Платонова Ж.А.

    Технологическая карта урока

    Учебный предмет «География»

    Класс 8

    Тема «Географическое положение России»

    Тип урока:

    Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

    Авторы УМК:

     УМК по географии «Русское слово»

    под ред. Домогацких Е.М.

    Цели урока:

    Изучить географическое положение России и выявить влияние географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения.

    Задачи урока:

    1. Формировать комплексное представление о положении России на карте мира, о влиянии географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения.
    2. Формировать исследовательские навыки.
    3. Развивать мышление, коммуникативные компетенции.

    Ведущие понятия урока:

    Географическое положение, государственная граница,  полуанклав.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны.

    Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации (карты, космические снимки), формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах, развитие навыков публичного представления результатов своей работы, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями.

    Личностные осознать, что географическое положение  страны - одна из важных особенностей ее развития; развитие интереса к вопросам, связанным с практическим применением навыков общения, воспитание чувства бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере изменения ландшафта России и родного края. 

    Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

    Регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

    Коммуникативные - умение выслушивать  собеседника и общаться на заданную тему.

    Методы

    Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

    Оборудование:

     Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, экран.

    № этапа

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Ментальная карта урока

    (листы с ключевыми понятиями, заданиями вывешиваются на доску)

    Деятельность учащихся

    Предметные

    результаты

    Критерии оценивания результатов

    Формируемые УУД

    (кодификатор приложение 1)

    1

    Организационный момент. Актуализация знаний.

    Мотивация. Актуализация знаний, умений и навыков, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

    Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

    Введение в тему.

    1. Что изучается в курсе физической географии России?

    2. Назовите два пути изучения природы России?

    И другие вопросы.

    Оглашение темы урока, без привязки к предметному содержанию.

    Акцент на наличие у учащихся части необходимых знаний.

    Карта мира и карта России. Карта - рисунок России с границей между Европой и Азией.

    Показывают крайние точки Евразии.

    Повторение понятий «материк» и «часть света», крайних точек Евразии.

    Количество правильных ответов или ошибок.

    Познавательные: структурирование знания;

    Коммуникативные:

    формулирование собственного мнения (позиции);

    Регулятивные:  

    Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

    осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

    Личностные:

    развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания».

    2

    Постановка проблемы:

    а) создание проблемной ситуации;

    б) постановка проблемы исследования.

    Представление кратких теоретических сведений по теме.

    Предлагает сопоставить площади материков Земли площадью России.

    Предлагает определить проблему и заполнить таблицу «Достоинства и недостатки ГП России» (Проблема: недостаток знаний для выполнения задания)

    Карта со сравнением площадей материков с площадью России.

    Выделяют на карте мира примерную территорию России по природным объектам (хребты, низменности, равнины, горы и прочее, расположенных на границе РФ или вблизи),

    формулируют проблему,

    определяют способы ее решения,

    определяют цели и задачи урока.

    Знакомство с основными понятиями по теме: крайние точки, государственная граница, морская граница, государства соседи, сектор Арктики. Определение границы РФ на карте.

    Степень заполнения таблицы, анализ возникающих затруднений в заполнении

    Познавательные: 

    поиск разнообразных способов решения задач, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем.

    Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений, формулирование собственного мнения (позиции).

    Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. 

    Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».

    3

    «Открытие» нового знания. 

    Практическая работа, работа с дополнительными источниками информации, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка.

    Давайте вспомним, что такое географическое положение?

    Вспомним план характеристики географического положения страны: А) Положение по отношению к экватору.

    Б) Положение по отношению к нулевому меридиану. В) Положение на материке, части света. Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). Д) Страны-соседи.  Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

    Карта мира и карта России.

    Получают дополнительную текстовую информацию о ГП России,

    определяют ГП России по плану, выделяют крайние точки Росси, сухопутные и морские границы, соседние государства,

    сравнивают и обсуждают предположения и аргументы к выполнению задания.

    Работа с планом описания ГП России.

    Знакомство с типичным обликом и типичными признаками ГП России, особенностями размещения на карте мира.

    Познавательные: использование знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, структурирование знания, осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов.

    Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения (позиции).     Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; учёт правила в планировании и контроле способа решения.                            Личностные: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».

    4

    Применение полученных знаний.

    Интерпретация полученных данных.

    Вывод по результатам работы.

    Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

    Предлагает на примерах карт атласа установить зависимость  между ГП России и разнообразием климатических поясов, аргументировать ответы.

     

    Карта климатических поясов, карта России.

    Анализируют карты атласа,

    определяют зависимость климатических поясов и ГП России,

    сопоставляют результаты обсуждения с эталоном.

    Формирование представлений об особенностях ГП России, акцентирование внимания на полуанклаве.

    Количество и качество высказываний по теме урока,  степень сформированности навыков отбора необходимой информации в картах атласа.

    Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, поиск разнообразных способов решения задач, выделение существенной информации из текстов разных видов, установление причинно- следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения (позиции), владение диалогической формой речи.

    Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Личностные: осуществление гражданской идентификации личности, развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования границ собственного знания и «незнания».

    5

    Оценочно-рефлексивный 

    Организует подведение итогов урока с помощью ментальной карты урока.

    Предлагает заполнить «рефлексивные карты»:

    карта фактов, карта открытий, карта эмоций (карты в форме части территории карты России).

    Карта России, Контур карты России.

    Заполняют и комментируют формулировки в своих «картах»

    Анализируют полученные знания,  формулируют сделанные в ходе урока открытия, эмоциональные и интеллектуальные впечатления от урока.

    Содержание «карт»

    Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделение существенной информации из текстов разных видов.

    Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия.

    Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

    Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия), формирования границ собственного знания и «незнания».

    6

    Домашнее задание.

    Направлено на развитие интеллектуальных способностей, предусматривает элементы выбора, творчества.

    Формулирует и комментирует домашнее задание.

    Карта России, домашнее задание.

    Получают домашнее задание.

    §4, задания  на странице 32 в учебнике  (от теории к практике).

    Формулируют вопросы по теме урока.

    Правильность выполнения, количество заданий.

    Познавательные: структурирование знания, выделение существенной информации из текстов разных видов, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

    Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), умение задавать вопросы, использование речи для регуляции своего действия.

    Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане, учёт правила в планировании и контроле способа решения, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Личностные: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».

    Разработка урока  по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....

    Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

    Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

    Технологическая карта урока по теме: «Географическое положение России» 8 класс

    Технологическая карта урока Учебный предмет «География» Класс 8 Тема «Географическое положение России»...

    Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

    Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

    Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

    Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

    Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".

    Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...

    Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

    Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....