Технологическая карта по географии 7 класс. Мировой океан и его части.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Устинов Александр Павлович

Тема урока: Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Цель урока: сформировать представление о мировом океане и его частях. Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира. Задачи урока: общеобразовательные: - Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы; - Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов; - Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устинов Александр Павлович

учитель географии

МБОУ СОШ №2 г. Бугуруслана

География

7 класс

УМК (название учебника, автор, год издания) География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. - М.: ООО Русское слово – учебник, 2014

Уровень обучения: базовый

Тема урока:        Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 11 урок

Цель урока:        сформировать представление о мировом океане и его частях.

Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира.

Задачи урока:

        общеобразовательные:

            Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы; 
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

        воспитательные:

        воспитать культуру навыков самообразования; вовлечь в активную практическую деятельность; воспитать культуру экономного расходования времени; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; эстетическое воспитание

        развивающие:

        выделять главное; обобщать и делать выводы; продолжить развитие умения анализировать; совершенствовать умения работы с источниками знаний; формировать умения работы с картами; формировать умения работы со схемами

Планируемые образовательные результаты:

        предметные:

- называют рекорды мирового океана;

- перечисляют и показывают на карте крупнейшие части Мирового океана;

- выявляют закономерности распределения глубин в Мировом океане

        личностные:

- проявление  учебно-познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к теме урока;

- формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей; 

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции; осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение;

 - формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

        метапредметные:

Познавательные

- осуществлять сравнение, анализ информации при работе с текстом учебника и картами атласа;

- установление причинно-следственных связей

Регулятивные:

- определять цель урока;

- формулировать учебную проблему;

- выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

- формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- формировать речевую деятельность, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):

- учебник; атлас по географии; раздаточный материал.

- Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций / Л.В. Пацукова. -  М.: ООО Русское слово – учебник, 2015. 344 с. – (Инновационная школа).

- Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы / Пацукова Л.В., Молодцов Д.В.– М: ООО «Русское Слово» - учебник, 2016. – 120 с. - (Инновационная школа)

Содержание урока

Технологическая карта урока

Деятельность

Формируемые универсальные учебные действия

учителя

учащихся

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

  1. Этап урока: Организационный этап.

Приветствует учащихся, отметка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

  1. Этап урока: Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

формулирование   темы   урока. Постановка учебной цели.

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

формулирование познавательной цели

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Прогнозирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана, последовательности действий)

  1. Этап урока: Актуализация знаний

Тестирование «Атмосфера и климат Земли» (приложение 1)

Вспомните из курса 6 класса:

-Что такое мировой океан

-Из каких частей состоит Мировой океан

-Что такое море.

Определяются рамки изучаемого материала.

Выполняют тесты.

Ответы учащихся.

Диалог с учителем.

Умение выражать свои мысли

построение логической цепи рассуждений

владение монологической и диалогической формами речи;

способность сохранять доброжелательное отношение;

умение аргументировать, убеждать и уступать

Самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях, осознание самого себя как движущей силы своего учения)

  1. Этап урока: Первичное усвоение новых знаний

Показ видео по теме от проекта «Инфоурок»

Просмотр видео по теме от проекта «Инфоурок».

Устойчивый познавательный интерес

установление причинно-следственных связей

  1. Этап урока: Первичная проверка понимания

Вопросы на репродукцию знаний.

- Какова площадь Мирового океана,

- Какую часть от всей поверхности Земли занимает Мировой океан,

- о выделении какого океана ученые спорят до сих пор,

- на какие группы по степени обособленности делятся моря (примеры с показом на карте)

Отвечают на вопросы.

Физминутка

Позитивная самооценка

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

умение аргументировать, убеждать и уступать;

учет разных мнений и умение обосновать собственное

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

  1. Этап урока: Первичное закрепление

Задание для работы в контурной карте.

Вопросы на анализ, синтез, и систематизацию знаний.

- Объясните название одной из глубинных зон Мирового океана – материковый склон,

- как вы думаете почему именно в зоне шельфа добывается 80 процентов рыбы,

- почему в СЛО нет глубоководных желобов

Показать в к/к части Мирового океана.

В тетради зарисовать схему расположения глубинных зон океана.

Отвечают на вопросы.

Готовность к равноправному сотрудничеству, умение конструктивно вести диалог

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

умение аргументировать, убеждать и уступать;

Целеполагание (постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, принятие и затем самостоятельная постановка новых учебных задач);

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

 

  1. Этап урока: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.10. От теории к практике: Задание 2.

Дополнительный материал по теме «Этапы изучения Мирового океана»

Выслушать. Записать в дневник

  1. Этап урока: Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оцените свою деятельность на уроке, довольны ли вы своей работой, какие затруднения возникли, что нового узнали

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Уважение личности и ее достоинства; Доброжелательное отношение к окружающим; Чувство гордости при следовании моральным нормам

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

Самооценка (осознание учащимися себя как активного субъекта своей деятельности и возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях)



Предварительный просмотр:

7 класс

Итоговые задания «Атмосфера - мастерская климата»

1. Самая низкая температура воздуха на Земле (-89,2°С) была зарегистрирована

а) на Северном полюсе

б) на станции "Восток" в Антарктиде

в) на вершине горы Джомолунгма

г) на Южном полюсе

2. Непосредственной причиной формирования поясов постоянного атмосферного давления является

а) угол наклона земной оси

б) неравномерное нагревание поверхности океана и суши

в) неравномерное распределение солнечного тепла в зависимости от географической широты

г) постоянные ветра

3. Пассаты преобладают

а) в тропических широтах

б) над океаном

в) в умеренных широтах

г) в полярных широтах

4. Прочитайте текст: «В течении года наблюдается значительное колебание температуры воздуха и пониженное атмосферное давление. Лето - теплое, зима - холодная». О какой воздушной массе говорится в тексте?

а) арктической     б) умеренной

в) тропической     г) экваториальной

5. Область постоянного пониженного атмосферного давления формируется

а) в экваториальных широтах

б) в тропических широтах

в) в арктических широтах

г) на полюсах

6. Наибольшее количество осадков выпадает

а) на полюсах

б) в умеренных широтах

в) в тропических широтах

г) на экваторе

7. Какие из перечисленных ветров имеют сезонный характер

а) бризы

б) пассаты

в) муссоны

г) западные ветры

8. Какие три из перечисленных территорий расположены в области умеренного климата? (Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке).

а) остров Мадагаскар

б) полуостров Лабрадор

в) полуостров Камчатка

г) Аравийский полуостров

д) полуостров Индостан

е) Скандинавский полуостров

9. Установите соответствие между названием ветра и районом его распространения

ВЕТЕР

РАЙОН РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1) муссоны

2) пассаты

3) западные ветры

4) стоковые ветры

а) Антарктида

б) полуостров Индостан

в) остров Мадагаскар

г) город Москва

10. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков и запишите соответствующие цифры.

Климат местности, главным образом, зависит от количества солнечного  _____ (А), поступающего на земную поверхность. Это количество определяется географической _____ (Б), от которой зависит высота Солнца над горизонтом. Чем ближе к экватору, тем _____ (В) угол падения солнечных лучей, а значит, сильнее нагревается земная поверхность и выше температура приземного слоя атмосферы.

Список слов:

1) широта                      2) тепло                  3) угол

4) больше                      5) долгота              6) меньше