Население и хозяйство США. Внутренние географические различия в США.
учебно-методический материал по географии (11 класс) на тему

Мезенцева  Анна  Андреевна

методическая разработка урока географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Население и хозяйство США"28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока 59, 60: Население и хозяйство США.

Цели: достижение результатов:

личностных:

Л2 сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

Л6 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

Л7 критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

метапредметных:         

М2 умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М6 представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

предметных:

П5 владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

П6 владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

П7 владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать у студентов представление об основных чертах экономико-географического положения страны, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, населении.
  • Развивающая: развивать умения анализировать картографические и статистические материалы, развивать аналитическое мышление и память.
  • Воспитательная: продолжить работу по воспитанию интернациональных и толерантных качеств студента

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Межпредметные связи: история

Наглядность и ТСО: учебники, карты, атласы, видеофрагменты

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Актуализация знаний

Тест «ЮАР»

Устный опрос:

1. Территория современных США была открыта в 1497 году английским мореплавателем. Назовите его имя.  (Джон Кабот)

2. За создание первых русских поселений в Америке и содействие   исследования и освоения Аляски, его называли российским Колумбом. Назовите его и место его рождения.  (наш земляк - Г.И. Шелихов. г.Рыльск Курской губернии)

3. Какое происхождение на севере материка имеют такие формы рельефа, как моренные гряды, троговые долины, озовые гряды, камы?  (ледниковые)

4. Горная система  протянувшаяся вдоль побережья Тихого океана.      (Кордильеры)

5.  Крупный залив на юге материка. Здесь берет начало Гольфстрим. (Мексиканский)

6. Самая крупная река Северной Америки.  (Миссисипи)

7. Водопад, который расположен на территории двух государств Канады и  США.  (Ниагарский водопад)

8. Невысокие полуразрушенные горы на  востоке материка.  (Аппалачи)

9. Перечислите  названия  Великих  Американских озер. (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио)

10. Дерево, самое высокое на земле, а семена одни из самых мелких среди  представителей растительного мира /секвойя/

11. Название какого полуострова Северной Америки переводится как    «цветущий»?  (Флорида)

12. Назовите государства, с которыми США имеет общую сухопутную границу.  (Канада, Мексика)

13. Какая страна является самым  близким «заморским» соседом США? (Россия)

14. Острова в Тихом океане, являющиеся частью страны.  (Гавайские)

15. Самая высокая точка материка.  (гора Мак-Кинли)

16.  В каком году царское правительство продало Аляску США? (в 1867 г.)

17. В каком проливе проходит морская граница США и России?   (Беринговом)

18.  Природа создала его на реке Колорадо. Величайший на Земле он имеет глубину до 1800 метров. О чём идет речь?  (о каньоне)

  1. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности

Демонстрация видео «Интересные факты о США»

  1. Сообщение учебного материала

Экономико-географического положение

Работа с картой

США – государство, занимающее большую территорию в центральной части материка Северной Америки. Столица – Вашингтон. Граничит на севере с Канадой, на юге с Мексикой.  Омывается на западе водами Тихого, на востоке – водами Атлантического океана. Страна располагается в умеренном и субтропическом климатических поясах. Площадь страны составляет более 9,4 млн км2, ( 9 363 200 км2 (площадь суши - 9 166 600 км2)),  по площади страна занимает четвертое место в мире (после России, Канады, Китая).  Общая протяженность границы 12 248 км, длина береговой линии - 19 924 км)

 В состав страны входят три части:

1) основная территория США, имеющая форму четырёхугольника, протягивающегося с востока на запад почти на 4,7 тыс. км, а с севера на юг на 3 тыс. км

2)  Аляска

3)  Гавайские острова в Тихом океане

Дайте оценку ЭГП США. Является ли оно выгодным для страны и почему вы так думаете?

(Возможные ответы учащихся)

Выгодным является:

1) выход сразу к двум океанам (а если брать во внимание Аляску, то на севере страна омывается ещё и Северным Ледовитым океаном). Это издавна облегчало торговые связи с заокеанскими странами и в настоящее время также способствует развитию межконтинентальных связей. 

2) соседское положение с Канадой и Мексикой, границы с которыми  проходят по условным линиям, рекам и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей. Эти государства являются основными торговыми партнерами  страны и наряду с США являются членами экономического таможенного союза НАФТА.

(Мексика и страны Латинской Америки экономически менее развиты, за счет этого монополии США с большой прибылью для себя эксплуатируют их природные и трудовые ресурсы).  

3) отдаленность от очагов международной напряженности (от регионов политических конфликтов) в Европе, Азии  издавна гарантировало безопасность. На территории страны более 100 лет не было ни одной разрушительной войны, как в других частях света. Ей не надо было  поднимать из руин разрушенное войной хозяйство, как это пришлось делать странам Европы после Второй Мировой войны.

4)  Благоприятные природные условия. Климатические условия позволяют культивировать не только растения умеренного пояса, но и многие субтропические и даже тропические растения.  Обильны и разнообразны водные ресурсы, большим плодородием обладают  почвы прерий и центральных частей страны. Значительны запасы лесных ресурсов, особенно на Аляске и в Кордильерах.

   И, конечно, благодаря положению страны на разнообразных тектонических структурах и большой площади территории США прекрасно обеспечены практически всеми минеральными  ресурсами.

Вывод:  США занимает очень выгодное ЭГП, как для экономического и социального развития страны, так и для оказания экономического и политического влияния на другие страны.

Очень благоприятное положение молодого государства позволило ему успешно развиваться на протяжении нескольких столетий. Что представляет собой сейчас страна под названием Соединенные Штаты Америки?

Общая  характеристика  страны

Политическое устройство страны

По государственному строю США - федеративная республика, состоящая из 50 штатов.

Глава государства – президент, избираемый на 4 года.

Высший законодательный орган – конгресс (палата представителей и сенат)

Каждый штат имеет свою конституцию, свои законодательные и исполнительные органы власти, выборного губернатора, а также свою символику.

Кроме того, отдельно выделяется Федеральный округ Колумбия, на территории которого расположена столица страны – Вашингтон.

США являются участниками различных международных интеграций (НАФТА, АТЭС,    НАТО, ООН)

- занимает I место в мире по числу ученых и инженеров

- лидеры по использованию альтернативных источников энергии: геотермальной, ветровой, солнечной;

- I место по размерам автопарка;

- I место в мире по размерам авиаперевозок

Характеристика  населения страны  по плану  (Приложение 1)

А) Численность  (298,4 млн чел) – 3-е место в мире

Б) По показателю средней плотности населения СЩА занимает 18-е место в мире – 31 человек на 1 км2    

Какие различия характерны для размещения населения в пределах страны?

 Работа с картой

( Почти 70 % жителей США проживает на 12 % общей площади страны. Особенно велики различия между приморскими (приозёрными) и горными  штатами: от 350-400  до 2-5 человек на 1 км2).

В) Тип воспроизводства: страна находится на стадии демографического перехода, на его третьем этапе. Тем не менее, в стране наблюдается прирост населения.

Благодаря чему обеспечивается этот прирост? (благодаря  иммиграции, притоку населения в страну извне)

Г) Демографическая политика США.

Демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира. Это объясняется доминирующим                         положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их отбора в интересах страны.

Основная масса иммигрантов – люди в трудоспособном и детородном возрасте.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема старения населения.

Д) Национальный (этнический) состав населения.

США - многонациональная страна. Как формировалась американская нация? Современная американская нация – это результат смешения и слияния переселенцев из разных частей света и в особенности из Европы и Африки.

Работа с текстом учебника стр.273 (Как происходило формирование территории США)

США называют страной иммиграции, и  это действительно так. Во времена формирования территории и наращивания площади, страна нуждалась в людях, которые бы эти земли осваивали. Кроме этого вспышки голода и религиозные гонения в Европе, а также развитие судоходства  способствовали  увеличению миграционного притока в США.  Но всё-таки миграционный приток не всегда был одинаков. Принято выделять волны миграции.

На первом этапе основную массу мигрантов составляли выходцы из Великобритании и Ирландии. Они представляли собой совершенно разные социальные ветви. Если шотландци и ирландцы в основной своей массе были крестьянами и ремесленниками, то англичане представляли собой аристократическое сословие и являлись роялистами. Колонисты-англичане привозили с собой крестьян, которые должны были отработать свой проезд и бытовое устройство. Но когда рабочей силы стало не хватать, начался завоз негров-рабов.

   Первая партия негров прибыла в Джеймстаун в 1619 году.  Уже в начале 18 века на континенте было    10 тысяч рабов, в середине 18 века – 100 тысяч рабов, а в 1860 году – 4,5 млн  (25% населения страны).

В 19 веке стали прибывать выходцы из Германии и Ирландии. Причиной эмиграции из Ирландии стал картофельный голод, а из Германии – тяжелое экономическое положение. Увеличились потоки из скандинавских стран.

В США живут представители  более ста этносов, их объединяют в три главные этнические группы: 

1 – американцы США  (потомки переселенцев разных национальностей)

2 -  переходные мигранты  (переселившиеся в США в последнее время)

3 -  аборигены (коренное население – индейцы, эскимосы, алеуты)

На данный момент 9/10  всего населения страны – это американцы США. Они называют себя «янки». Если проследить по переписи населения, 80 % всех живущих в США – это выходцы из Европы:

46 млн – англичане, 49,2 – немцы, 40,2 – ирландцы, 12,9 – французы, 12,2 – итальянцы, 2,8 – русские.

Свыше 12 % - американцы африканского происхождения.

Около 0,6 % населения – аборигены (индейцы, алеуты и эскимосы (Слайды 7-9). 

В результате европейской колонизации Америки многие племена целиком или частично были истреблены, оттеснены в другие районы. Большая часть индейцев продолжает жить в резервациях, созданных правительством на ранних этапах колонизации. Говорят на индейских языках, а живущие в городах – на английском.

Е) Урбанизация

В городах    -  ¾  населения. Сросшиеся между собой агломерации образуют самые крупные на сегодняшний день типы поселений – супергорода - мегаполисы.

Во второй половине ХХ века американские географы отметили формирование в США мегаполисов. Ныне в стране таких мегаполисов  три:

1) Северо-Восточный

2) Приозерный

3) Калифорнийский

  1. Упражнение и самостоятельная работа

Задание 1: прочитать текст учебника стр.273-274, выделить основные этапы развития хозяйства США.

Задание 2: вопросы

  1. Какова география с/х США?
  2. Какова география добывающей промышленности?
  3. Какова география обрабатывающей промышленности?

Задание 3: рис.206 стр.277 (задание к рисунку)

  1. Закрепление

Вопросы к параграфу 46

  1. Обобщение материала

Составление кластера «США»

  1. Подведение итогов урока
  2. Выдача домашних заданий

Параграф 45, 46

Тест по теме «ЮАР»

  1. Как называется государство-анклав, которое расположено внутри ЮАР?

А) Свазиленд

Б) Богота

В) Лесото

Г) Мозамбик

  1. Какой режим просуществовал в ЮАР с 1948 по 1990 годы?

А) Бипатрид

Б) Апартеид

В) Диктатура

  1. В каком году ЮАР получила независимость от Великобритании?

А) 1945

Б) 1951

В) 1961

  1. Какая пустыня расположена на территории ЮАР?

А) Сахара

Б) Мохаве

В) Намиб

  1. Как звучит государственный девиз ЮАР?

А) Разные люди объединяются

Б) Свобода и труд

В) Единство, право и свобода

6. ЮАР является мировым лидером по добыче:

 А) Золота и алмазов

Б)  Нефти и газа

В) Меди

Г) Серы

7. Сколько официальных языков в ЮАР?

А) 1

Б) 4

В) 7

Г) 11

8.Назовите одну из рек, находящуюся в ЮАР

А)  Нил

Б) Конго

В)  Лимпопо

Г) Замбези

9. Площадь территории РЮА – … млн. км².

А) 1,22

Б) 2,44

 В) 3,66

 Г) 4,88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу "География России.Население и хозяйство" 9 класс.

Рабочая программа по курсу "География России. Население и хозяйство" по учебнику В.П. Дронова и  В.Я. Рома....

население и хозяйство Поволжья 9 кл

д/з-7минСлайд 1§Открыли тетради, записали тему урокаСлайд 2§ Сегодня на уроке мы с вами узнаемкаковы основные этапы хозяйственного освоения территории районанациональный состав и особенности нас...

Контроль уровня обученности в 9 классе по курсу «Население и хозяйство Республики Бурятия"

В данной работе разработаны вопросы и задания к итоговому уроку по географии Бурятии в разделе "Население и хозяйство Бурятии"....

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Тесты по географии "Население и хозяйство Владимирской области"

Контрольно-измерительные материалы по региональному курсу "География Владимирской области"  в 9 классе по теме "Население и хозяйство Владимирской области"....

Зарубежная Азия: географическое положение, природные ресурсы, население и хозяйство

Цели урока: образовательная:сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения и хозяйства (т.н. «образ региона»);воспитательная:воспитание ...

Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство 9 класс

Тема урока "Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство"Задачи:Сформировать знания об Уральском экономическом районе.Расширить представл...