Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности !Лаборатория фенологических наблюдений" для учащихся 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Попова Алла Витальевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Лаборатория фенологических наблюдений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratoriya_fenologicheskih_nablyudeniy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное   общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №  18  имени  Н.В. Менчинского

Павлово-Посадского  муниципального  района  Московской  области»

(МОУ  СОШ  №  18)

142500,  Московская  область,                                                         ppschool18@mail.ru

г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1                                                тел. 8(49643)21524

                                                                                                    «Утверждаю»

                                                Директор  МОУ  СОШ  №  18

                                                ___________ /Дяченко  С.В. /

Приказ    № _______

                               «_____» __________ 20 ___ г.

Рабочие материалы  учителя

внеурочной деятельности по курсу

 «Лаборатория фенологических наблюдений»

7-Б класс

общеинтеллектуальное направление

Составитель:   Попова Алла Витальевна

Павловский  Посад,  2017   г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………………………………………3

2. Планируемые результаты освоения  курса……….…………….………………….4

3. Содержание учебного курса……………………………………………………….….4

4. Календарно-тематическое планирование………………………………………..…6

Пояснительная записка

       

Рабочие  материалы  учителя внеурочной деятельности по курсу «Лаборатория фенологических наблюдений» для 7-Б  класса МОУ СОШ №18   разработаны  на основе   следующих  нормативных  документов:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);

2) Приказ Министерства образования и науки  Российской  Федерации от 17.12.2010г. №1897 "Об утверждении  и  введении  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"  (в  ред.  Приказа  Минобрнауки  России  от  29.12.2014  №  1644);

3) Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об  утверждении  федерального  перечня  учебников,  рекомендованных  к  использованию  при  реализации  имеющих  государственную  аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего  и  среднего  общего  образования»;

4) Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 № 38 «О  внесении  изменений  в  федеральный  перечень  учебников,  рекомендуемых  к  использованию  при  реализации  имеющих  государственную  аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего,  среднего  общего  образования,  утвержденного  приказом  Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253»;

5) Основная  образовательная  программа основного  общего  образования  МОУ СОШ № 18;

6) Годовой календарный учебный график МОУ СОШ №18 на 2017-2018 учебный год;

7) Учебный  план внеурочной деятельности  МОУ СОШ №  18  на 2017-2018 учебный год.

8)  Курс программы «Я - фенолог», авторы М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова, Сборник программ «Введение в ФГОС. Внеурочная деятельность по географии» - Ульяновск, УИПК ПРО, 2014 г.

Данные рабочие материалы представляют собой экспериментальную разработку курса  внеурочной деятельности «Лаборатория фенологических наблюдений». Особенность данного курса заключается в том, что он реализуется  с использованием ресурса инновационного компонента школьной образовательной среды – школьной мультипредметной лаборатории.  Основная цель данной разработки – повышение качества образования по предметам естественно-математического цикла путем интеграции урочной и внеурочной деятельности в пространстве школьной мультипредметной лаборатории.

Организация занятий по курсу «Лаборатория фенологических наблюдений» включает экскурсии на природу и на метеорологическую станцию г. Павловский Посад.  Реализация данного курса предполагает  взаимодействие со школьной киностудией «Кадр» для съемок учебного видеоролика «У природы нет плохой погоды».

Данные   Рабочие  материалы  учителя  предназначены  для  изучения  курса внеурочной деятельности «Лаборатория фенологических наблюдений»  в  7-Б  классе  МОУ  СОШ  №  18 в рамках одного года обучения,  составлены  в  соответствии  с  требованиями    Федерального    государственного  образовательного    стандарта  основного  общего  образования с  учетом  концепции  духовно-нравственного  воспитания  и  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы.

Данная программа предназначена для учащихся 7-го класса, и рассчитана на 35 часов.

Цель курса: углубить знания учащихся о погоде своей местности на основе фенологических наблюдений.

Задачи: 

1. Научить работать с метеорологическими приборами.

2. Закрепить навыки обработки метеорологических наблюдений.

3. Научить и привить навыки ведения фенологических наблюдений.

В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.

Рабочие материалы составлены по курсу физической географии, характеризуются краеведческой направленностью и углубленным содержанием. При реализации курса планируется индивидуально-групповая форма работы обучающихся, способ деятельности – репродуктивный и исследовательский.

Планируемые результаты освоения курса

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

- проводить наблюдения за природой и погодой;

 - пользоваться необходимыми метеорологическими приборами;

- представлять результаты измерений в виде графиков, диаграмм, розы ветров;

- обсуждать результаты исследования.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

- приемов ведения календаря погоды, фенологических наблюдений;

- правил пользования барометром, термометром, флюгером.

В процессе внеурочной деятельности учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

 – наблюдать и фиксировать явления и объекты природы;

– уметь измерять высоту солнца над горизонтом;

– анализировать погоду своей местности;

– пользоваться земледельческим календарем;

– устанавливать причинно-следственные связи в биоклимате;

– обрабатывать данные погоды в виде схем, таблиц, графиков, «розы ветров».

Личностные результаты освоения курса.

Учащиеся смогут:

1. Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук.

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.

Учащиеся получат возможность:

1. Воспитать ответственное отношение к природе

2. Осознать необходимость  защиты окружающей среды.

3. Развивать мотивацию к изучению  различных естественных наук.

Предметные результаты освоения курса.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

•        наблюдать и описывать явления природы;

•        выдвигать гипотезы и отстаивать их;

•        представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм;

•        интерпретировать результаты эксперимента;

•        делать выводы.

Метапредметные результаты освоения курса.

Учащиеся научатся:

1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности:

а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Осваивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдений);

б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования.

Учащиеся получат возможность научиться:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Знания региональных фенологических особенностей помогут выработать умения и навыки извлечения информации из различных источников: наблюдения, справочников, энциклопедий, атласов, Интернета, журналов и т.п.

Содержание программы

Раздел 1. Введение в фенологию (5ч). Что изучает фенология? Фенологические объекты.  Организация и ведение календаря погоды. Составление календаря погоды. Наблюдение – главный метод фенологии.  Организация осенних наблюдений.  Умение вести наблюдение. Наблюдение за изменением высоты Солнца.  Солнечный угломер.  

Раздел 2. Изучение деятельности метеорологической станции в г. Павловский Посад (экскурсия с отчетом в форме видеоролика) (10 ч). Экскурсия на городскую метеорологическую станцию. Организация видеосъемки ролика под рабочим названием «У природы нет плохой погоды». Съемка учебного видеоролика об организации фенологических наблюдений в пространстве школьной мультипредметной лаборатории.

Раздел 3. Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов (20 ч). Оформление сменного стенда «Погода сегодня». Измерение температуры воздуха. Составление графика хода температуры воздуха. Изучение работы барометра-анероида. Приборы для определения  направления ветра. Составление «розы ветров». Определение направления ветра по румбам. Определение влажности воздуха. Составление диаграммы влажности воздуха и долготы дня. Экскурсия по изучению облаков. Прогнозирование изменений погоды  по облакам. Создание альбома «Виды облаков.

Составление диаграммы зависимости облачности от направления ветра.  Изучение атмосферных осадков. Изучение  атмосферных  явлений. Использование различных источников географической информации для  изучения атмосферных  явлений. Описание погоды за сутки, месяц. Обработка  метеорологических данных,  описание погоды данного населенного пункта за сутки, месяц. Прогнозирование  погоды по суточному ходу облаков, дождю, росе,  туману. Изучение световых  явлений в природе. Использование различных источников географической информации с целью  изучения световых  явлений в природе. Отображение признаков устойчивой, ясной погоды в рисунках и  стихах. Организация весенних фенологических наблюдений в природе (экскурсия).

Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Наименование  разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Скорректированные  сроки  прохождения темы

Раздел 1. Введение в фенологию (5ч).

1

Что изучает фенология? Фенологические объекты.

1-8 сентября

2

Организация и ведение календаря погоды. Составление календаря погоды.

11-15 сентября

3

Наблюдение – главный метод фенологии.  Организация осенних наблюдений.  Умение вести наблюдение.

18-22 сентября

4-5

Наблюдение за изменением высоты Солнца.  Солнечный угломер.  

25-29 сентября

2-6 октября

Раздел 2. Изучение деятельности метеорологической станции в г. Павловский Посад (экскурсия с отчетом в форме видеоролика) (10 ч)

6-8

Экскурсия на городскую метеорологическую станцию. Организация видеосъемки ролика под рабочим названием «У природы нет плохой погоды».

9-13 октября

23-27 октября

9-15

Съемка учебного видеоролика об организации фенологических наблюдений в пространстве школьной мультипредметной лаборатории.

30 октября 22 декабря

Раздел 3. Наблюдение за отдельными элементами погоды и изучение метеоприборов (20 ч).

16

Оформление сменного стенда «Погода сегодня».

25 декабря – 12 января

17

Измерение температуры воздуха.

15-19 января

18

Составление графика хода температуры воздуха.

22-26 января

19

Изучение работы барометра-анероида.

29 января – 2 февраля

20

Приборы для определения  направления ветра. Составление «розы ветров».

5-9 февраля

21

Определение направления ветра по румбам.

12-16 февраля

22

Определение влажности воздуха. Составление диаграммы влажности воздуха и долготы дня.

19-23 февраля

23

Экскурсия по изучению облаков. Создание альбома «Виды облаков».

26 февраля – 2 марта

24

Прогнозирование изменений погоды  по облакам. Составление диаграммы зависимости облачности от направления ветра.  

5-9 марта

25

Изучение атмосферных осадков и явлений.

12-16 марта

26

Использование различных источников географической информации для  изучения атмосферных  явлений.

26-30 марта

27-28

Описание погоды за сутки, месяц. Съемки в рубрике «Прогноз погоды»

2-6 апреля,

 9-13 апреля

29

Обработка  метеорологических данных,  описание погоды данного населенного пункта за сутки, месяц.

16-20 апреля

30

Прогнозирование  погоды по суточному ходу облаков, дождю, росе,  туману.

23-27 апреля

31

Изучение световых  явлений в природе. Использование различных источников географической информации с целью  изучения световых  явлений в природе.

30 апреля – 4 мая

32-33

Отображение признаков устойчивой, ясной погоды в рисунках и  стихах.

7-11 мая,

14-18 мая

34-35

Организация весенних фенологических наблюдений в природе (экскурсия).

      21-25 мая

28-31 мая

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей естественно-математического цикла

от 24  августа 2017 г. № 1

СОГЛАСОВАНО

Педагог-организатор,

ответственный за внеурочную деятельность

____________ Е.В. Борисова

«_____» ___________ 2017 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" для 5-6 классов

Рабочая программа по информатике составлена для 5-6 классов на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ВАЖНОЕ О ВАЖНОМ» 5 класс социальное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Важное о важном» (во внеурочной деятельности есть следующие направления: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, обще...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности" Коррекционно- развивающие занятия". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности" Коррекционно- развивающие занятия".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Робототехника» для 3-4х классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на два года обучения общим объёмом 68 часов при нагрузке 1 учебный час в неделю на учащихся 3-4 классов. Срок реализации программы 2 года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для учащихся 5 классов Направление - общеинтелектуальное

ОглавлениеРезультаты освоения курса внеурочной деятельности3Содержание курса внеурочной деятельности5Тематическое планирование5...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю

Занятия  внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие  логическог...