Личностно - ориентированные технологии в географическом образовании.
материал по географии (9, 10 класс) на тему

Личностно - ориентированное обучение - приоритетное в современном образовании. Немного из моего опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnoorientirovannye_tehnologii_v_geograficheskom_o.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированные  технологии  

в  географическом   образовании.

 Руденко Лилия Демидовна, учитель географии

МБОУ «СОШ № 5» п. Айхал.

               

       В условиях формирующегося демократического общества меняются жизненные приоритеты, ценностные ориентиры. Этот процесс имеет непосредственное отношение к современным поколениям учащихся. Им предстоит жить и трудиться в двадцать первом веке. Именно им приумножать богатства нашей страны, строить демократическое общество, создавать рыночную экономику. Поэтому важнейшей задачей современной педагогики является воспитание активной личности, самореализующегося индивида, способного к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе принципа социальной ответственности. Для того, чтобы этого достичь, необходимо помнить, что личный интерес учащегося – это решающий фактор процесса образования. Педагогу необходимо выяснить на какие стороны личности могут повлиять знания школьной географии, каким должно быть учебное содержание, какие изменения должны произойти в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

        Все выше сказанное не может не убедить в том, что личностно- ориентированное обучение является приоритетным для современной системы образования. Хотя, конечно, правильно было бы заметить, что наибольшего эффекта и результативности можно достичь при комплексном использовании способов и методов разных технологий.  

      Для проведения личностно - ориентированного урока, необходимо сначала определить его цели с учетом мотивов и интересов учащихся, ориентированные на планируемые результаты с учетом формируемых качеств личности. Надо четко представлять себе на какие стороны личности ребенка могут повлиять знания школьной географии, каким должно быть учебное содержание. Содержание урока призвано удовлетворить интересы учащихся.

       Главная функция школьной географии – информационная и познавательная. А задача учителя географии как раз и состоит в том, чтобы сделать изучаемое значимым для каждого ребенка. Придать содержанию личностную направленность можно с помощью включения в тему проблемных вопросов экологического содержания.. Урок-конференция «Боль Земли» в старших классах позволяет соединить общечеловеческие ценности с условиями    конкретной  жизненной  ситуации,  складывающейся  в конкретном  регионе - пос. Айхале. Предварительный подготовительный этап конференции способствует  раскрытию, формированию и реализации личностных качеств учащихся. В ходе конференции учащимся предоставляется возможность задавать вопросы, высказывать гипотезы изменения экологической ситуации поселка, опираясь на свой личный опыт и знания. При этом  в равноправном диалоге ученики стремятся быть услышанными, не бояться ошибиться. Обсуждая индивидуальные точки зрения, я формирую коллективное знание, а не просто добиваюсь от класса воспроизведения готовых образцов.  

         Не менее эффективен в личностно-ориентированном образовании урок «Экологическая тропа», где учащиеся предлагают свои проекты чистых производств.

         Эстетическая оценка многообразия нашей страны, окружающего мира придает личностную направленность географическому образованию. Значительную заинтересованность проявляют учащиеся «путешествуя» по «Золотому кольцу» России. Дружины во главе с воеводами готовят материал о народных промыслах, знакомятся с национальной русской кухней, происхождением крылатых фраз. При этом распределение обязанностей в дружине (ремесленник, писарь…) происходит в соответствии с личностными особенностями и возможностями ребят, а также их интересами. Главная идея такого обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи своих товарищей.

         Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Так, при ознакомлении с экономикой Зарубежной Европы, класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы. Каждая группа получает своё задание – часть темы: охарактеризовать «авангардные» отрасли, определить зрелость территориальной структуры хозяйства региона; оценить уровень экономического развития регионов Зарубежной Европы и т.д. Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания. Задача состоит в том, чтобы каждый из них овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками. Группы получают оценки в зависимости от достижений каждого ученика. В этом случае стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала.

         Для того чтобы организовать учебную деятельность личностной направленности необходимо понять что главное средство личностного развития - самостоятельная работа ученика. Таковой является работа с модулем. Технология модульного обучения в личностно – ориентированном образовании позволяет индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому, осуществлять входной и промежуточный контроль. Модуль содержит в себе учебное содержание и технологию овладения им. При этом можно составлять разноуровневые модули. В теме «Водные ресурсы России» первый уровень предусматривает усвоение этого понятия, неравномерности размещения водных ресурсов по территории страны и необходимости бережного отношения к воде. Второй уровень предусматривает применение этих знаний в знакомой ситуации: описание особенностей внутренних вод своей местности, объяснение режима крупных рек России. Третий – применение первых двух в нестандартной ситуации: объяснение причин равнинности крупных рек, причин катастрофических природных явлений на них .Входной контроль предусматривает актуализацию и проверку опорных знаний, «пропуск» к изучаемому материалу .Промежуточный - осуществляется с помощью теста самооценки. Особого внимания заслуживает разноуровневая контрольная работа, основанная на принципе гарантии положительного результата.  Применение подобной технологии позволяет ученику самостоятельно определить его уровень. Ведь различия учащихся по уровню обучаемости, сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения материала. Если каждому ребенку отводить необходимое ему время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение учебной программы.   Правда процесс составления модулей очень трудоёмок для учителя.  

           Бесспорно, личностный характер имеют знания краеведческого характера. По-моему мнению, тема родного края наиболее значима для учащихся. Так многие старшеклассники с удовольствием занимаются исследовательской работой, изучая особенности малой родины. Моими учениками разрабатывались такие темы, как: «Население пос.Айхал в экстремальных условиях Крайнего Севера», «История освоения якутских алмазов», «Портрет выпускника школы пос. Айхал».Для подростка получить признание результативности его самостоятельной творческой работы очень важно. Он получает подтверждение своей значимости, компетентности, успешности; происходит самоутверждение и повышение самооценки личности. У него появляется возможность понять и выразить себя, не бояться высказывать свое мнение, соглашаться или вступать в дискуссию. Воспитание коммуникабельности, заинтересованности в достижении цели - это те навыки, которые нужны для самореализации личности.        

         Система личностно - ориентированного обучения требует хорошего знания психологических особенностей учащихся и процесса обучения. С нею, несомненно, связаны перспективы географического образования в современной школе.

                                                                                                                     

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии

Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения

Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога.  Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...

статья "Личностно-ориентированные технологии на уроках технологии в школе"

 Каждый предмет, изучаемый в школе важен и нужен. Не исключение и предмет – технология. В современное время, когда у молодежи новые интересы и принципы, важно со школьной скамьи прив...

Личностно-ориентированные технологии в работе педагога дополнительного образования

В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максима...