Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Субхангулова Зульфия Махмутовна

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»  г. Нефтеюганск

Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии

                                       Подготовила: учитель химии

                                       Субхангулова Зульфия Махмутовна

2013 год

         Скучные уроки годны лишь на то,

 чтобы внушить ненависть и к тем,      

 кто их преподает, и ко всему преподаваемому.                 

 Ж.Ж. Руссо

Использование современных педагогических технологий  во многом определяет  уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем.

Педагогическая технология — это определенная,  научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.

   Т.е. преподаватель, использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии – это особый вид методики, который предусматривает:

  • тщательно продуманную модель учебного процесса;
  • специально методически преобразованное в соответствии с замыслом  химическое содержание;
  • систему методов и средств обучения химии.

К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:

  • преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности;
  • монолог учителя, доминирование обучения над учением;
  • исполнительство учащихся, надзор вместо управления;
  • формирование личности с заданными свойствами;
  • превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.

       Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания  на уроке  эффективной среды  взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:

  • вариативность и альтернативность способов обучения, личностно-ориентированный подход,
  • активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,
  • создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика  к поиску своих траекторий и способов решения,
  • самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха»,
  • ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.

   Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности,  учитель и современный школьник могут к окончанию обучения  получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе:

  • умение  адаптироваться в постоянно изменяющейся социально-  экономической среде, самостоятельно приобретая  и применяя знания; 
  • умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;   
  • уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


Личностно - ориентированные технологии обучения.

Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Организация личностно ориентированного урока

     Основной замысел личностно-  ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием  и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»).
    Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.
Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы.
    Готовясь к урокам по химии, учитель должен  продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения  у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
    Важна при этом и форма обсуждения детских  «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (« правильно- неправильно»). Задача учителя – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Основные особенности личностно-  ориентированного урока 

Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

  • Средства достижения учителем этой цели:
    использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
    использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату
  • («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;
    поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии.

Цели традиционного урока

  • Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
  • Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
  • Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
  • Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
  • Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
  • Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
  • Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

Цели личностно ориентированного урока

  • Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
  • Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
  • Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
  • Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком
  • Планирует и направляет детскую деятельность
  • Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
  • Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения 

    Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении

Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся  в традиционном и личностно ориентированном обучении.

Традиционное обучение

  • Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями.
  • Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ
    управления – авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки.
  • Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися
    переданной им информации, способов деятельности.

    Личностно ориентированное обучение
  • Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им.
  • Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.
  •  Основная задача обучения – обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.

Личностно – ориентированные технологии имеют следующие особенности

  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.
  • Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.
  • Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
        Личностно- ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.

    Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель.
    Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.
    Активно используется положительная стимуляция учения.
    На личностно – ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
    Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
         Таким образом, использование технологий личностно- ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты:
  • позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету;
  •  между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения;
  • снижается психологическое напряжение учащихся на уроках;
  • повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;
  •  исчезает страх перед проверкой знаний.