Урок "Гидросфера"
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

 Захарова Галина Владимировна

Урок с элементами сингапурской системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.zaharova_g.v._gimnaziya_no102.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Захарова Галина Владимировна -

учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №102 имени М. С. Устиновой» г. Казани

Тема урока: Гидросфера (6 класс)

Тип урока: ОНЗ (с элементами сингапурской системы)

Цель: усвоение знаний о составе гидросферы, круговороте воды в природе, солености воды.

Задачи:

 Обучающие:

  • формирование  умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;
  • формирование  умений работать в группе по решению общих учебных задач;
  • формирование  умений использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
  • формирование умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции.

Развивающие

  • развитие творческих способностей детей;
  • развитие критического мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные

  • воспитывать уважение к собеседнику;
  • учить управлять эмоциями в игровых ситуациях;
  • способствовать созданию условий для эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде;
  • учить толерантности, воспитывать «человека мира».

Оборудование:    раздаточный материал, проектор, экран, мультимедийная презентация, компьютер, карта, атласы.

Ход урока:

I .Актуализация.

-Назовите оболочки Земли.

-Какие оболочки нами уже изучены?

Сегодня мы начинаем изучение следующей оболочки – гидросферы.

- Что такое Гидросфера?

Вода – самое привычное, но при этом самое удивительное вещество на Земле. Она легко переходит из одного состояния в другое. Вода - вечный путешественник.

-В каких состояниях вода находится на Земле?

II. Изучение нового материала.

1.Состав гидросферы.

-Где находится вода на нашей планете?

97 % - Мировой океан, оставшиеся 3%- это воды суши (реки, озера, болота, ледники, подземные воды) и воды атмосферы. (Схема).

2.Еднство гидросферы. Значение.

Мыслительный прием  Токин Мэт (говорящее «поле» («карта»))

Цели:   - генерирование идей учащимися

              - создание взаимосвязей и формулирование вопросов

              - анализ ответов и формулирование выводов.

1.Ученик под номером 1 возьмите большой лист  бумаги и напишите в центре листа Круговорот воды. Ребята, в течение 20 секунд  в тишине подумайте о том, какие слова, фразы, схемы или рисунки вы напишете или нарисуете на своем участке листа по теме «Круговорот воды». В течение 1 мин каждый участник команды в тишине на своем участке листа напишет слова, фразы или нарисует схему или рисунок по заданной теме.

2.Каждая команда по часовой стрелке перейдет к соседнему столу и в тишине каждый ученик может соединить стрелками связанные между собой идеи, понятия и задать, хотя бы один  вопрос по теме? Время 2 мин.  

3.Команды вернулись на свои места. Ребята у Вас 1 минута  на совместное обсуждение поставленных вопросов  и созданных связей на вашем листе, а затем я дам вам время на запись ответов. А теперь в течение 30 сек. запишите ответы.

Демонстрация одной из работ.

-Если не было бы круговорота? Вода-основа жизни. Гидросфера едина. Она пронизывает, объединяет все оболочки Земли. Нет на Земле места, где отсутствовала бы вода. (Схема на слайде)

3.Соленость воды.

- Пробовали вы морскую воду? Какая она на вкус?

Океаническая вода-это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических веществ. Если бы все воды Мирового океана испарились, то на дне остался бы слой соли в 50 м толщиной. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85% всех растворенных в океанической воде веществ. Горький вкус воде придают соли магния. Есть медь, алюминий, серебро, золото…,но их содержание в одном литре воды мало. Так, золота в воде Мирового океана больше, чем в земной коре, но его содержание в 1 кг океанической воды  невелико. (В Японии действует установка по добыче золота).

-Сколько граммов в 1 литре или 1 кг  воды?

Соленость воды -  количество минеральных веществ, растворенных в 1л (в 1 кг) воды. Она измеряется в промилле (тысячных долях числа).

В литре океанической воды в среднем растворено 35 г различных веществ, т.е. средняя соленость вод Мирового Океана-35 промилле.

-Что означает соленость 18 промилле?

Пресной считается вода, в литре которой содержится менее 1г растворенных веществ.

-Чему равна соленость пресной воды?

В природе не встречается вода с соленостью 0 промилле.

-Что это значит?

Мыслительный прием ФИНКИНГ ЭЛАУД (размышление вслух)

Цели: - эффективное обучение решения задач на соленость

Задача. Соленость вод Мирового океана неодинакова. Самая соленая вода в Красном море: ее соленость составляет 42 промилле. Сколько различных веществ можно получить из 1 т воды Красного моря?

Первое о чем я подумала в поисках ответа на данный вопрос - А какую информацию дает мне условие задачи? Я знаю, что соленость воды в Красном море 42 промилле. Что это значит? Это значит -  в 1 литре воды этого моря растворено 42 г минеральных веществ. В 1 литре. А мне нужно узнать, сколько веществ можно получить из одной тонны воды Красного моря. Следовательно, мне сначала необходимо перевести 1т в литры, 1т=1000литров. А я уже определила, что в одном литре воды Красного моря растворено 42 г веществ, тогда в 1000 л-42*1000=42000г или 42 кг.

-Ребята, что вы сейчас наблюдали?

Я предлагаю вам порассуждать таким же образом при решении следующей задачи.

Задача. Соленость Балтийского моря составляет 7 промилле.  Сколько различных веществ можно получить из 1 т воды Балтийского моря?(1 мин.) А из 3т?

 Кто хочет показать решение у доски?

Соленость воды Мирового океана, как мы видим, меняется в зависимости от внешних условий. Когда вода испаряется, соли остаются. - Какой вывод? - Чем выше испарение, тем больше соленость и наоборот! (выпаривание солей)

- Как можно «спасти» пересоленый суп?

Значит, в природе соленость вод уменьшается  за счет поступления пресных вод! -  Откуда? Осадки и сток с материка.

III. Закрепление.

Структура  ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС («карта» согласия)

Цели: - генерирование идей

           -умение принятия командного решения

Вопрос - Почему соленость Красного моря выше Балтийского?

Ребята давайте найдем Красное и Балтийское моря на карте.

  1. Перед вами вопрос. У вас 30 сек. на то, чтобы в тишине подумать над ответом на него.
  2. В течение 1 мин.  на своей части листа  запишите свои ответы- причины.
  3. А теперь, начиная с ученика № 1 ,вы по очереди  рассказываете о своих причинах, не повторяясь. Один ученик говорит, другие трое слушают. Если вы принимаете идею, то поднимаете большой палец в знак одобрения. Если вся команда принимает причину, то она записывается в центральный квадрат - это будет решением всей команды. Сами определите, кто будет записывать. После того как все поделятся своими идеями, команда должна сообщить о завершении работы. (Поднятые руки)
  4. Команды озвучивают свои причины, не повторяясь.

Итоги урока.

Домашнее задание: п.25, записи в тетради.