Развитие познавательного интереса обучающихся, через внеурочную деятельнсть
статья по географии (6 класс) на тему
В статье даётся оценка значения внеурочных занятий, проведён анализ работы по данной программе. Предлагается календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№ 3
Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обсуждено на заседании МО
учителей естественного цикла,
согласовано для публикации
Руководитель МО: Цепилова Н.А.
ст.Абадзехская – 2017 г
Н.Н. Сергеева
учитель географии МБОУ СОШ № 3
Майкопского района
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
С введением новых государственных стандартов не малое количество учебного времени отводится на внеурочную деятельность. Это новшество требует другого подхода к учебной деятельности. Проводя занятия по данному направлению, у меня сложилось впечатление, и это является проблемой, что большинство обучающихся относятся не совсем ответственно и можно сказать серьёзно к такого рода занятиям. Одной из причин я думаю, является то, что они носят без оценочный характер. Конечно, педагоги, применяя разнообразные педагогические технологии, мотивируют детей, но не все обучающиеся с интересом посещают данные занятия.
Я поставила своей целью выбрать такой курс, который был бы интересен детям среднего школьного возраста. Современных детей, которые владеют большим количеством гаджетов, трудно чем-то привлечь. Я, решила вспомнить старые добрые времена, когда в школьной программе отводилось большее место для экскурсий и практических работ на местности, составила авторскую программу «Изучая природу – сохраняем здоровье» (см приложение 1 календарно-тематическое планирование) в которой львиная доля часов отводится на внеаудиторные занятия. Эта программа по моему мнению должна привлечь детей к данному курсу и через него к предмету география, в первую очередь потому, что современное поколение ведёт «домашний» образ жизни, даже в нашей сельской местности. Практически все занятия в школе проводятся в помещении, а смена рода деятельности привлекает детей хотя бы своей не традиционностью. Проводя занятия на местности, вне аудитории мы не только разнообразим занятия, но и укрепляем здоровье растущего поколения, а это согласитесь, играет большую роль в педагогической деятельности.
Современная школа требует применение педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы, навыка самостоятельности. А это легче реализовать так, сказать вне формальной обстановке, когда не сковывают временные рамки и рамки официального общения. Реализуя данную программу третий год, уже прослеживается динамика по повышению познавательного интереса. Особенно радует, что на таких занятиях раскрываются дети, которые не являются лидерами в учёбе. Но при подготовке к работе некоторые из них являются незаменимыми помощниками и проявляют инициативу (чего не наблюдается за ними в урочное время ). Кто-то раскрылся как хороший мастер по изготовлению пусть и примитивного оборудования. Кто - то выступал в роли фотографа и довольно не плохого, ловил как рабочие моменты, так и моменты общения в процессе работы. При анализе успеваемости по своему предмету отмечается пусть и не большая, но положительная динамика увеличения качества знаний.
Нужно сказать, что отчёты по внеурочной деятельности было делать легко в форме презентаций, которые тоже выполнялись обучающимися , тем самым продолжалось формирование навыков информационно-коммуникативных компетенций. ( Ведь погодные условия не позволяют круглый год проводить занятия вне аудитории). Приятно видеть, с каким увлечением дети отбирали фотографии для презентаций и обрабатывали данные полученные при проведении практических занятий на местности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им , со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. В процессе реализации всех этих компонентов, происходит формирование универсальных учебных действий, которые предъявляются в связи с внедрением ФГОС ООО: коммуникативные, регулятивные, личностные, предметные и метапредметные и не так важно сформированы эти универсальные учебные действия на уроке или во внеурочное время. Я считаю, что одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, проведение практических работ на местности, изучение окружающей природы и её влияния на жизнь и здоровье человека. Ученики приобретая навыки выполнения практических работ на местности, которые требуют от обучающегося направленность на постановку целей, подготовки необходимого оборудования для проведения работы (следовательно предварительно необходимо познакомиться с методикой выполнения работы, получить консультацию у преподавателя ), получение какого-то результата, формируют навыки и умения, которые дают возможность самостоятельно и довольно успешно приобретать знания . это играет не последнюю роль в организации собственной учебной деятельности.
Нужно отметить, что, реализация данной программы внеурочной деятельности это в первую очередь исследовательская деятельность обучающихся, а не просто прогулки на природу. Поэтому необходимо планировать деятельность как обучающихся, так и педагога. Реализация работы включает в себя несколько этапов. 1 Ориентационный, цель которого осознание детьми замысла работы и мотива предстоящей деятельности. На этом этапе планируется деятельность, которая реально может быть воплощена в жизнь. т.е имеется ли в наличии оборудование для проведения работы, безопасно ли это для жизни и здоровья. По какой методике будет проводится работа. 2. Практический этап на котором при консультационной помощи учителя проводится работа на местности. Обучающиеся выступают в роли исследователей тех объектов и процессов, на которые они ране не обращали внимания. Ведь многие из них неоднократно бывали в этих местах, н не задумывались, что эти повседневные объекты можно изучать. Происходит некоторое переосмысление и формируется друге отношение к окружающему миру. 3. Оценочный самый по моему мнению самый важный, на котором проводится самооценка деятельности. Здесь дети учатся анализировать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, выявлять плюсы и минусы в работе. Результаты работы анализируются, оформляются и готовятся к презентации. Выбирается форма презентации результатов работы 4. Презентативный этап – представление результатов работы. В нашем случае это были картосхемы, фотоотчёты, представление изготовленных простейших приборов (невелир, осадкомер, ветровой детектор) макеты, зарисовки, гербарии, доклады, образцы почв и т.п.
Выводы. Сделав анализ успеваемости по итогам первой четверти и на конец года видна некоторая положительная динамика в результатах обучения.
2014-2015 учебный год.
Средний балл | % качества | % СОУ | ||
6 а | 1четв | 3,53 | 47,37 | 51,16 |
год | 3,84 | 68,42 | 60,84 | |
6 б | 1 четв | 3,55 | 50 | 52,6 |
год | 3,55 | 45 | 53 |
2015- 2016 учебный год.
Средний балл | % качества | % СОУ | ||
6 а | 1четв | 3,5 | 41,67 | 51,33 |
год | 3,54 | 45,83 | 51,83 | |
6 б | 1 четв | 3,16 | 21,05 | 40,84 |
год | 3,33 | 33,33 | 45,33 |
И пусть увеличение качества знаний и степени обученности небольшое, но оно есть. Но самый главный результат - детям было интересно посещать данное внеурочное занятие. Если с утра намечалось изменение погоды, они, опасаясь, что отменятся занятия на местности, спрашивали: «Ну, мы же сегодня пойдём….?»
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование раздела и темы | Ко-во часов | Форма занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Введение | 1 | ||||
1 | Цели и задачи курса. Инструктаж по ТБ. | 1 | беседа | ||
Изучение географического положения | 6 | ||||
2 | Определение географического положения ст. Абадзехской. | 1 | Практическая работа | ||
3 | Способы ориентирования в природе. Уметь ориентироваться — значит выжить | 1 | Учебное исследование | ||
4 | Практическая работа на местности «Ориентирование на местности по компасу и местным признакам » | 1 | Практическая работа | ||
5,6 | Практическая работа на местности «Маршрутная съемка экологической тропы» | 2 | Практическая работа | ||
7 | Обработка материалов экскурсии | 1 | Составление плана-схемы | ||
Изучение рельефа | 6 | ||||
8 | Определение форм рельефа в окрестностях ст. Абадзехской. | 1 | Учебное исследование | ||
9 | Влияние рельефа на здоровье и хозяйственную деятельность человека | 1 | Учебное исследование | ||
10,11 | Практическая работа на местности «Определение крутизны склона. Работа с невелиром» | 2 | Практическая работа | ||
01.12.13 | Практическая работа на местности «Описание геологического обнажения» | 2 | Практическая работа | ||
Воды | 6 | ||||
14 | Виды водоёмов в окрестностях ст. Абадзехской | 1 | Учебное исследование | ||
15,16 | Практическая работа на местности «Простейшие гидрологические измерения р. Фьюнт» | 2 | Практическая работа | ||
17,18 | Практическа работа на местности «Комплексная характеристика родника» | 2 | Практическая работа | ||
19 | Качество воды и здоровье человека | 1 | Эвристическая беседа | ||
Почвы ст.Абадзехской | 3 | ||||
20 | Виды почв и особенности их образования | 1 | Эвристическая беседа | ||
21 | Практическая работа в аудитории «Изучение видов почв по образцам» | 1 | Практическая работа | ||
22 | Значении почв в хозяйственной деятельности человека и сохранении его здоровья | 1 | Эвристическая беседа | ||
Погода и здоровье | 3 | ||||
23 | Влияние погоды на здоровье человека | 1 | Эвристическая беседа | ||
24.11.17 | Практическая работа «Изготовление простейших приборов для проведения наблюдений за явлениями погоды» | 1 | Практическая работа | ||
25 | Практическая работа на местности « Определение типов облаков. Проведение инструментальных наблюдений.» | 1 | Практическая работа | ||
Флора и фауна | 7 | ||||
26,27 | Экскурсия в лес «Изучение видового состава растительности» | 2 | экскурсия | ||
28,29 | Практическая работа на местности «Геоботаническое описание луга» | 2 | Практическая работа | ||
30 | Лекарственные растения нашей мнстности | 1 | Эвристическая беседа | ||
31 | Обитатели наших лесов и лугов | 1 | Эвристическая беседа | ||
32 | Практическая работа в аудитории «Изготовления гербария из образцов, собранных во время экскурсий» | 1 | Практическая работа | ||
33 | Биологические ресурсы. Влияние качества пищи на здоровье человека | 1 | Эвристическая беседа | ||
Заключение | 2 | ||||
34,35 | Зашита проектов | 2 | Групповая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185731-1358861471.jpg)
Развитие познавательных интересов обучающихся через проблемное обучение.
Методическая статья по приемам применения проблемного обучения на уроках физики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/09/picture-651628-1439113678.jpg)
Повышение познавательного интереса обучающихся через развитие творческого мышления на уроках химии
материал содержит рекомендации по проведению уроков, направленных на развитие творческих способностей детей, на воспитание личности, способной самостоятельно синтезировать и анализировать предлагаемый...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685697-1444588580.png)
Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности
Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/18/picture-596619-1471536896.jpg)
«Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».
В данной статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-632932-1578567455.jpg)
«Развитие учебно-познавательного интереса обучающихся через организацию практической деятельности»
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-1338663-1624522335.jpg)
« Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий"
Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры через использование информационно-коммуникационных технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-47534-1639307016.jpg)
«Развитие познавательного интереса обучающихся через использование активных форм обучения на уроках химии»
Статья раскрывает значение использования активных форм обучения в развитии познавательной активности обучающихся....