Главные вкладки

    «Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».
    статья на тему

    Попова Ольга Викторовна

    В данной статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_opyta._uchitel_goda._popova_o.v.doc147.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема опыта:  «Развитие познавательного интереса школьников через нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности».

    Автор опыта: Попова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №36 г. Тюмени

    Развитие и обучение ребенка должно определяться
    не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что
    он есть; что он может сделать с тем, что имеет.
    Эрих Фромм

    Актуальность опыта

                Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики, которая пытается ответить на вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

    Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни, начиная со второй половины XVIII в. К перестройке просвещения в России были привлечены образованнейшие люди, которые в свое время восприняли передовые идеи европейской педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И Янкович.

    Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них “новую породу людей” выражали новое отношение к природе человека. Он утверждал, что  ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Ф.И. Янкович также выступал за использова-ние в обучении элементов занимательности, игры. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью.

    В.Г.  Белинский и А.И.  Герцен были убеждены в том, что любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, поскольку они сильнее могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

    Наиболее обстоятельно проблему интереса рассмотрел К.Д.Ушинский. Он обосновал интерес к обучению с точки зрения психологии. Свой вклад в проблему внес Л.Н.  Толстой, который  всецело полагался на интересы детей, за учителем оставляя право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой. Практическое применение эти идеи нашли в опыте педагогов А.С.  Макаренко и С.Т..Шацкого.

    Параллельно с разработкой познавательного интереса в обучении педагогов и  психологов занимали вопросы детского творчества. Причем, творчества, воспринимаемого как деятельность, которая способствует усвоению учебного материала через совершенно другие приемы и способы, чем те, что применяются в традиционном обучении. Так возникла для меня проблема развития творческой активности  детей на уроках и во внеурочной деятельности.

    Вопросы изучения творчества и творческой активности ученика имеют место в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К. Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых [2].

    Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

    И в этом процессе особая роль принадлежит учителю русского языка и литературы, поскольку «язык является средством приобщения к духовному богатству русской культу-ры» [9]. Кроме того, язык – это основной канал «социализации личности, приобщения ее к культурно -  историческому опыту человечества»[15]. Именно русскому языку в «новой школе» принадлежат метапредметные образовательные функции. Содержание курса русского языка направлено на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно только на основе компетентностного подхода.  

    Проблема исследования

        Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме и используя опыт преподавания русского языка и литературы в 5 – 10 классах,  прихожу к выводу, что познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом, считаю, что конечный результат заключается в переводе специально организованной творческой активности ученика в его собственную. То есть, оба вида познавательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Предметом исследования считаю познавательные интересы на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

    Объект исследования – развитие познавательных интересов школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

    Существует достаточно много работ, освещающих проблему формирования и развития познавательных интересов учащихся. Поэтому я поставила перед собой цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках русского языка и литературы через использование нетрадиционных урочных и внеурочных форм.

    Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. изучить теоретический и методический материал по заявленной теме;

                      2)  исследовать познавательные интересы учащихся;

                      3)  разработать нетрадиционные формы преподнесения материала на уроках и во время проведения внеурочных мероприятий.

    Гипотеза исследования

    Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения данной проблемы. Наше время – это время перемен. Сейчас, в период глобализации, обществу нужны конкурентоспособные, коммуникативные люди, умеющие принимать нестандартные решения и творчески мыслить.

    Можно предположить, что, используя нетрадиционные формы работы в урочной и внеурочной деятельности, мы воспитаем любознательных, мыслящих, инициативных, предприимчивых и конкурентоспособных учеников - людей XXI века. 

    Этапы исследования

    Феномен «познавательного интереса» имеет особое значение в школьном возрасте.

    Этот феномен имеет множество трактовок; он рассматривается как: избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн); активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер); активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).

    С моей точки зрения, определяется как познавательный интерес избирательная деятельность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

    В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету[6].

    Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к учебному предмету. Интерес к русскому языку и литературе выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

    В настоящее время проблема становления интереса к русскому языку особенно актуальна, в связи с переходом к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. Познавательный интерес к русскому языку представляет собой сплав, важнейший для развития личности, ее психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, он проявляется во - первых, как  активный поиск; во-вторых, догадка; в – третьих, исследовательский поиск; в – четвертых, готовность к решению задачи.

    Активный поиск, например, проявляют учащиеся 5 класса при подготовке к учебному занятию по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». Получив задание «Улицы Тюмени глазами Владислава Крапивина», дети сначала читают повесть «Тополиная рубашка». Во время классного часа обсуждают не только книгу, но и историю города Тюмени середины XX века. Прогулки по местам Крапивинского детства, дают весь материал наблюдений, связанный с предметами, вещами, названиями улиц, которые активно используются во время урока. Так решение одной из учебных творческих  задач позволяет сформировать познавательную активность и исследовательские умения детей.

    На втором этапе работы при изучении темы «Имя существительное»  (5 класс) учитель предлагает учащимся первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые слова могут вместе встречаться в жизни или в знакомых произведениях. Ограничения минимальны. Можно начать с общих заданий: Б-нос (Буратино), М-лягушонок (Маугли), Ш-1001 (Шахерезада), Е-яблоко (Ева или Елена Троянская). Намек, догадка развивают гибкость, широту мышления.

    Третий этап - исследовательский поиск помогает развитию творческих способностей учащихся, например, когда рассматриваются поля взаимодействия различных слов. Эта технология требует привлечения лингвистических словарей различных типов. В центр поля помещается слово на морально-этическую или экономическую, политическую и другую тему. Потом выясняется значение слова по толковому словарю, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, подбираются фразеологизмы, в состав которых входит это слово, пословицы, афоризмы, составляются с ним словосочетания, позволяющие понять его значение и, наконец, выясняется сфера употребления с приведением примеров из текстов различных стилей. Использую эту методику в качестве индивидуальных и групповых проектов. В 2009 году учащиеся 5 класса выполнили индивидуальные проекты, поместив в центр поля слова «Неусыпные попечения», «Радение», после прочтения «Муму» И.Тургенева.

    Четвертый этап - обобщающие уроки. Так, урок по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении» проходил с компьютерной поддержкой: программа- тренажер по русскому языку «Фраза», презентация теоретического материала, выполненная учащимися 9 класса. Начался урок с орфографической разминки «Правописание приставок пре- и при- ». Повторить теоретический материал помогла таблица на экране, которую ребята озвучили. Проверили умение выбирать гласную в приставке в программе «Фраза», причем оценил работу детей компьютер. Далее проходи-ло повторение теории по синтаксису и пунктуации сложного предложения; после правильного ответа ученика на экране появлялась соответствующая таблица. В программе «Фраза» ученики определяли смысловые отношения между частями сложноподчиненного  предложения и выбирали знак препинания. Им был предложен текст стихотворения М.Ю. Лермонтова с заданием: расставить знаки препинания и графически их обосновать. Правильность своей работы ученики проверили, сверив с Лермонтовским текстом на экране. Был произведен анализ стихотворения, с точки зрения темы, идеи, средств художественной выразительности.
             Данный урок позволил повторить и обобщить основные теоретические сведения по теме; использование компьютерной технологии позволило сэкономить время урока, предоставило возможность большой самостоятельной работы учащихся. Плюсом урока явилась заинтересованность детей, каждый ребенок получил оценку.
          Н
    етрадиционные формы уроков, которые обладают свойствами универсальности, так как строятся на диалогичности, носят деятельностно – творческий характер, направлены на поддержку индивидуального развития ребенка. Они  предоставляют ученику необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. В центре таких уроков – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Главным на занятиях становится приобретение знаний через выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск информации, личностного смысла. Общеизвестно, что  в рамках  традиционного урока инициатива в руках учителя, так как он лидер в учебном процессе, а  ребенок пассивен и  является объектом обучения.  Источником информации выступает учитель и учебник, его подтверждающий. Нет отслеживания индивидуального усвоения материала. Ребенок запрограммирован на руководство учителем (нет учителя – нет обучения).

    Внедрение нетрадиционных форм работы меняет задачи педагога. Он не должен давать только готовые задания, его задача – пробудить интерес, раскрыть возможности, организовать совместную познавательную, творческую деятельность обучающихся. Педагог становится тьютором, соучастником учебно-воспитательного процесса, построенного на диалоге между ним и обучающимся при активной субъектной позиции последнего. То есть, происходит целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это направлено на развитие способностей учащихся. Значит, необходимо организовать познавательную деятельность детей таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

    Диагностика исследования

    Для разных учащихся характерна различная интенсивность в активном познании материала. С целью диагностирования освоенности материала мною проведено тестирование по следующим критериям:

    1) исследование уровня восприятия (Приложение №1);

          2) исследование памяти (Приложение №2);

          3) исследование мышления (Приложение №3).
         По результатам тестирования и личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся в учебном процессе выделяю четыре уровня познавательной активности:
    • нулевой уровень;
    • относительно - активный уровень;
    • активный уровень познания;
    • творческий уровень познавательной активности.

    Психолого-педагогические особенности учащихся каждого уровня:

    Нулевой уровень - учащиеся пассивны, с трудом включаются в учебную работу, не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение (9 %).
               
    Относительно - активный уровень - включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению (48%).
               
    Активный уровень познания - достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно (39%).
               
    Творческий уровень - особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру (4%).

    Отсюда я ставлю задачу – помочь учащимся перейти с нулевого на активный или творческий уровень познания.

    Реализация концепции в процессе обучения

    Чтобы активизировать познавательную активность учащихся на уроках, использую элементы филологического образования как деятельности: ставлю ученика в ситуацию субъекта филологической деятельности, формирую интерес к углубленному прочтению текста. Одной из форм работы с текстом является технологическая карта (Приложение № 4), которая  активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке. У учащихся формируются навыки работы с книгой: они сами ищут информацию в учебнике, используют справочную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации. Защита работ  учащихся на уроке способствует развитию монологической речи, повышает культуру общения, чему способствует обогащение словарного запаса школьников.

           Как основу словарной работы по русскому языку использую проектную методику. Задачи использования методики:

    • повышение личной уверенности участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии;
    • расширение словарного запаса учащихся;
    • развитие исследовательских умений.

    Вся работа делится на 6 этапов и проводится в течение нескольких уроков.

               1 этап подготовительный. Его цель – мотивация, целеполагание. Мотивация учащегося:

    • узнать значение конкретного слова;
    • расширить словарный запас;
    • получить хорошую оценку;
    • успешно сдать ЕГЭ .

    2 этап проектировочный. Его цель – планирование. Деятельность ученика:

    • выбор слова;
    • определение поля взаимодействия: толкование, синонимы, антонимы, воплощение слова в литературе и искусстве.

    3 этап практический. Цель - получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий. Деятельность ученика:

    • работа со словарями;
    • поиск информацию в интернете;
    • выполнение презентации.

                4 этап аналитический. Цель - сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы. Вывод ученика: теперь я знаю значение слова и сумею его употребить.
    5 этап контрольно-коррекционный. Цель - анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок. Вывод ученика: работа удалась, учитель одобрил.
    6 этап заключительный. Защита проекта.


                Мы все понимаем, что процветание общества напрямую зависит от развития духовных ресурсов человека, его интеллектуального потенциала. Поэтому к интеллекту необходимо относиться как к главному ресурсу человечества, средству решения глобальных и насущных проблем современности, важнейшей ценности и цели развития личности.  

    Немаловажным в этом плане является реализация раздела «Внеучебная деятельность» в соответствии с Базисным планом стандарта второго поколения.

    С сентября 2008 года начала свою работу в школьном ресурсном центре. Знакомилась с разработками коллег, освоила работу в Интернете, с электронной почтой. Полученные знания позволили мне разработать  программу курса «ИКТ в предмете «Литература»».

    В ноябре 2008 года вместе с ученицами 10 класса Шулевой Аленой и Перминовой Анжеликой как куратор группы приняла участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Грамотеев» центра дистанционного образования «Эйдос», где наша команда заняла 4 место. Это дало толчок к знакомству с дистанционным обучением.

    На базе ресурсного центра, тьютором которого я являюсь, ведется работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья  дистанционно.  Мною разработаны курсы  по русскому языку: «Комплексный анализ текста» (5-8 кл.),  «Пиши грамотно! Основные правила русской орфографии» (3 кл.).  Работаю с пятью учениками из разных школ дистанционно в программе Skype.

    Дистанционное обучение позволяет обеспечивать участие детей – инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных и иных досуговых мероприятий.

    Последние два года в нашем городе проходит дистанционный фестиваль «Цифро-вые каникулы», в котором принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья.

    На базе нашей школы в рамках фестиваля организовали клубы по интересам. В прошлом году я была руководителем клуба «Тюмень литературная». Мы с ребятами  работали над проектом «Тюменские писатели о родном городе».

    Этим летом  была руководителем клуба «Сказочное Лукоморье нашего края». Знакомились со сказками народов Севера, занятия проводили по методу арт-терапии.

    В этом учебном году составила дистанционный  элективный курс для 9-11 классов «Теория и практика сочинения – рассуждения  на основе прочитанного текста», который я опробовала на группе учащихся нашей школы и разместила данный курс в Интернете в программе Moodle. Во втором полугодии планирую набирать группы учащихся из школ города и работать с ними дистанционно. Подготовлены документы для рецензирования данного курса в ТОГИРРО.

    Как руководитель методического объединения учителей предметов гуманитарного цикла, предлагала коллегам свои разработки уроков, мероприятий, знакомила с новинками электронных учебников и пособий. С учителями методического объединения  просматривала электронные проекты учащихся, отмечая плюсы и минусы данных работ.

    В нынешнем учебном году наше методическое объединение приняло активное участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в котором участвовали 396 учеников нашей школы (3-11 кл.).

    Выступила на заседании «Школы молодого учителя» по теме:  «Формы организации работы на уроке» (январь, 2010); на семинаре для учителей школы -  «Разнообразие форм и приемов работы с текстом как средство формирования информационной компетентности» (март, 2010).

    При планировании воспитательной работы использую информационные технологии.

    Как классный руководитель 7 класса, провожу классные часы с использованием презентаций. Второй год под моим руководством ведется электронная летопись класса, в которой отмечаются все мероприятия и интересные дела, проводимые в течение года. Работаем с детьми над созданием веб – страницы нашего класса в Интернете на сайте школы.

    Ребята моего класса любознательные, инициативные. За три года работы с ними мы побывали в разных городах нашей области и за ее пределами. В Тобольске прошлись по аллее сказочных персонажей Петра Ершова; побывали на могиле великого химика Дмитрия Менделеева; посетили место ссылки последнего русского императора Николая II; погрузились в историю древнего Тобольска. В Ялуторовске узнали имена и истории из жизни многих декабристов; познакомились с первой школой города. В Кунгуре побывали в сказочной пещере. В Омске нам запомнились истории о космосе, о звездах, о Вселенной. Мы посетили  Планетарий, Музей «Космонавтики»,  Музей изобразительных искусств имени Врубеля, сходили на премьеру спектакля «В мае 45-го» в Омском музыкальном театре. Сейчас ежемесячно ходим в  Тюменский драматический театр на различные спектакли.

    Этапом моей творческой деятельности совместно с учениками стало участие в городском конкурсе «Самая читающая семья», проводившимся в рамках Года чтения, в котором действовали не только дети, но и родители нашего класса. Семья Авдеевых, ученика моего класса, заняла 5 место в этом конкурсе среди 83 семей нашего города (2010г.). Это послужило толчком к созданию в классе детского объединения «Литературный вернисаж», в рамках которого проходят поэтические вечера совместно с родителями, выездные спектакли для детей детского сада № 123, встречи с писателями, лауреатами премии В.П.Крапивина (Еленой Габовой, Ольгой Колпаковой, Светланой Лавровой). В заседании клуба активное участие принимают библиотекари школы и городского филиала районной библиотеки № 4.

     Проведение родительских собраний не обходится без ИКТ и встреч с разными специалистами. 

    В рамках спецпроекта ко Дню учителя корреспонденты ТСН сняли обо мне и моем классе репортаж «Учитель - путешественник».

                      Проблема работы с детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного, конкурентоспособного. Приоритет в условиях глобальной информатизации общества, безусловно, имеют ученики, способные самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, умеющие критически мыслить, искать различные пути рационального решения проблем, обладающие коммуникативными, культурологическими и языковедческими компетенциями.

                 Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников, то есть работа с детьми ставит педагога перед необходимостью меняться и расти самому.


    Литература

    1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань : Издательство Казанского  университета, 1996. – 567 с.

    2.  Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.

    3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. – М.: Сентябрь, 2008. – 176 с.

    4. Глухова Н.И. Роль учителя в организации самостоятельной деятельности учащихся. // Традиции и инновации в современном российском образовании: сб.науч.ст. – Тюмень: Печатник, 2009. – С. 124 – 129.

    5. Кагарлыцкая Е.В. Электронное учебное пособие как средство активизации учебной деятельности школьников. // Традиции и инновации в современном российском образовании: сб.науч.ст. – Тюмень: Печатник, 2009. – С.81-84.

    6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.

    7. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ.выш. и сред.учеб.заведений / под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.

    8. Поташник М.М. Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий? // Народное образование. – 2010.-№7.- С.181-186.

    9. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с. – (Стандарты второго поколения).

    10.Сагирова Г.Ш. Создание условий для творческого саморазвития личности школьника через технологию проблемного обучения.// Образование и образованность: плюсы и минусы глобализации: сб.науч.ст.– Тюмень: ТГАКИСТ, 2010. – С.69-75.

    11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    12.  Симонова М.В. Использование развивающих игр в формировании самостоятельного креативного мышления у учащихся младшего и среднего школьного возраста. //Традиции и инновации в современном российском образовании: сб.науч.ст.– Тюмень: Печатник, 2009. – С.180 – 183.

    13. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебник для студ.выш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.

    14. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 281 с.

    15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988. – 258 с.

    16. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.


    Приложение №1

    Исследование уровня восприятия

    Задание 1 – выберите один вариант ответа.

    В газетном заголовке «Играть в одни коммерческие ворота» использовано выразительное средство:

    А) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

    Б) игра слов как результат нарушения орфографии

    В) окказионализмы (новые слова)

    Г) каламбур

    Задание 2 – выберите один вариант ответа 

    Следующее правило публичного выступления «Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!» передает смысл максимы…

    1. согласия

    2. скромности

    3. такта

    4. великодушия

    Задание 3 – выберите один вариант ответа 

    Речевая ошибка допущена в предложении…

    1.И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.

    2. У Владимира шел пот градом.

    3. Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

    4. Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.

    Задание 4

    Отметьте знаком «+» те предложения, которые построены правильно:

    1.Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

    2. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н.Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

    3. Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.

    4. Создавая ценности, человек обновляет себя.

    5. Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.

    6. Он опустился в кресло протянул руки к пылавшему огню в камине.

    7. Творческий процесс в музыке, как и во всяком другом искусстве, начинается с познавания жизни.

    8. Занимаясь этой проблемой, обратите внимание на ее актуальность.

    9. Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

    10. Подлинное богатство России – это ее таланты, писатели, художники, актеры, ученые.    


    Приложение №2

    Исследование памяти

    Задание 1

    Вставьте пропущенные гласные буквы:

    Б..лл..тень, д..л..катес, ингр..диент, д..в..денты, акк..мп..н..мент, к..рп..рация, д..з..нтирия, ижд..венец, пал..садник, д..л..тант, сув..р..нитет, пр..в..легия.

    Задание 2

    Вставьте недостающие согласные:

    Ал..ергия, гостини..ца, продюс..ер, га..юцинация, оперет..ка, импрес..арио, кавал..ерия, тружен..ик, бестсел..ер, эл..егия, кан..онада, ак..устика, баркарол..а, брил..иант, инкас..атор.

    Задание 3

    Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные:

    Дерма..тин, рес..ницы, компроме..тировать, сума..шедший, мун..штук, ровес..ник, сверс..ник, инци..дент, юрис..консульт, воскрес..ник, преце..дент, конста..тировать, я..ственный.

    Задание 4

    Вставьте слова с Н или НН:

    Пудре..ица, пута..ые мысли, тка..ая золотом ткань, поле..ица, негаше..ая известь, моше..ик, пута..ица, испуга..ые люди, кале..ые орехи, сырокопче..ая колбаса, прида..ое, вое..ачальник, лома..ый грош, вытопле..ая печь, оплете..ый плющом.

    Задание 5

    Поставьте ударения в соответствии с литературной нормой:

    феномен, эксперт, ходатайства, кремень, деяние, избаловать, облегчить, каталог, кухонный, маркетинг, августовский, бармен, кулинария, издавна, упрочение.


    Приложение №3

    Исследование мышления

    Определите, в чем заключается логическая ошибка высказывания.

    1.Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны.

    2. Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена.

    3. В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют.

    4. Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары Кабановой.

    5. Культура человека – это культура мышления, культура поведения.

    6. Я согласен с мнением автора, но я думаю по-другому.

    7. Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

    8. Мы живем в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими проблемами, с которыми сталкивается каждый день.

    9. Большую половину своей жизни писатель провел в деревне.

    10. Еще в детском саду воспитатели детей, которые не умеют читать, учат началам грамоты.

     


    Приложение №4

    Антон  Павлович  Чехов. 5 класс    

    1. Прочитайте  вступительную  статью  об  А.  П.  Чехове. Впишите  пропущенные  слова  и  даты  жизни.

       Антон  Павлович  Чехов  родился  в ______ году  в  семье  купца. Его  дед  был _____________,  а                                    

    отец  служил  в ___________, потом  открыл  в ___________    

    бакалейную  лавку. Помогая  торговать  в  лавке, обучаясь  ремеслам, братья  Чеховы  одновременно  учились. Содержащий  школу  грек  заставлял  зазубривать  уроки, бил  учеников  линейкой. С __________ года  братьев  Чеховых  перевели  в ______________ гимназию. Чехов  уже  в  гимназические  годы  увлекался ____________ и _______________ . С  августа ______ года  Чехов  выпускает  рукописный  журнал «__________», пробует  свои  силы  в  драматургии. Все  члены  семьи  переезжают  в _____________. Шестнадцатилетний  Антон  Чехов  остаётся  в __________. С  сентября _____ года  Чехов  учится  на ______________ факультете ____________________ университета  в _____________. В _____ году  закончил  университет, но  вскоре  он  почти  отошёл  от  врачебной  работы, ______________ деятельность  захватывала  его  всё  сильнее  и  сильнее. Вначале  он  подписывал  свои  рассказы  псевдонимами: _____________  _______________, _________________  _______  __________________, __________  __________  ________________.

    2.     Прочитайте  описание  героев  рассказа  А.  П.  Чехова  «Хирургия». Напишите  полное  имя  героя.  

          1. Толстый человек  лет  сорока, в  поношенной  чечунчовой  жакетке  и  в  истрёпанных триковых  брюках. На  лице  выражение  чувства  долга  и  приятности. Между  указательным  и  средним  пальцам  левой  руки – сигара, распространяющая  зловоние.

     Имя  героя ______________________________________________________________.      

                       2. Высокий  коренастый  старик  в  коричневой  рясе   и  с  широким  кожаным  поясом. Правый  глаз  с  бельмом  и  полузакрыт, на  носу  бородавка, похожа  издали  на  большую  муху.

    Имя  героя _______________________________________________________________.    

         3.     Перечитайте  слова  фельдшера  о  хирургии  в  рассказе  А.  П.  Чехова. Вставьте  пропущенные  слова.

    1. Хирургия - ___________... Тут  во  всём ___________, твёрдость  руки… Раз ____________...
    2. Дело-то  ведь… хирургия… Сразу ___________... Вот, вот…
    3. Ты  думаешь, мужик, легко  зуб-то  рвать? Возьмись-ка! Это  не  то, что  на _______________  _______________  да  в ________________  ________________!
    4. Хирургия, брат, не _______________... Это  не  на ________________ _________________.

                       4.     Перечитайте  рассказ  А.  П.  Чехова «Хирургия». Выберите  из  предложенных  ниже  вариантов  верный  ответ  и  подчеркните  его.

                           1. По  какой  причине  отсутствовал  доктор  в  земской  больнице?

    а) в  тексте  не  указывается  причина  его  отсутствия;

    б) уехал  по  делам;

    в) уехал  жениться.

             2. На  что  крестится  дьячок  Вонмигласов?

                     а) на  бутыль  с  карболовым  раствором;

                     б) на  икону;

                     в) в  тексте  не  указано.

             3.Что  вынимает  дьячок  из  платочка  и  преподносит  фельдшеру?        

             а) конфета;

             б) в  тексте  не  указано;

             в) просфору.

                           4. Какой  инструмент  сначала  выбирает  фельдшер?

             а) ключ;

             б) козью  ножку;

             в) щипцы.

                          5. Что  обнаруживает  на  месте  больного  зуба  дьячок?

             а) два  торчащих  выступа;

             б) пустое  место;

             в) в  тексте  не  указано.

    5. Поверил  ли  дьячок  Вонмигласов  во  всесилие  хирургии? (По  рассказу  А.  П.  Чехова «Хирургия».)  

    Приложение №4

    Лев Николаевич Толстой. 5 класс

    Задание 1. Прочитайте вступительную статью о Л.Н.Толстом. Впишите пропущенные слова и даты жизни.

        Лев Николаевич Толстой родился в _____________ году в _________________________ ,

    Близ _____________ . Отец его, __________ Николай Ильич Толстой, умер, когда мальчику было неполных _______________________ лет. Мать скончалась, когда Толстому не исполнилось еще и _______________ лет. Учился Толстой в ________________________ университете. В 1851 году Толстой уехал на _________________________ где участвовал в _______________ действиях. На __________ он написал повесть «_____________________________», рассказал «____________». Затем участвовал в ____________________________ войне и в защите _____________________. Толстой – национальная гордость русского народа.

    Задание 2. Прочитайте рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Подчеркните пословицы и поговорки, которые подходят по смыслу к целому рассказу или к отдельным его частям.

    1. Глупый осудит, а умный рассудит.
    2. Сам пропадай, а товарища выручай.
    3. Мир не без добрых людей.
    4. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
    5. Бояться несчастья – и счастья не будет.
    6. Ученье и труд – все перетрут.
    7. Добро не лихо – ходит тихо.
    8. Язык без костей – намелет на семь волостей.
    9. Друзья познаются в беде.

    Задание 3. Найдите в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник » сравнения, характеризующие главного героя, товарищей, горцев. Выпишите некоторые из них.

    Сравнение:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 4. Прочитайте описание героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Напишите имя героя (имена указаны в справке).

    1. Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него тек и льет.                                                        Имя героя _____________________________________________________________________                        
    2. Не велик ростом, а удал был.

    Имя героя _____________________________________________________________________

    1. С красной бородой,  в бешмете в шелковом,  на ремне кинжал серебряный,  в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена.  

    Имя героя ___________________________________________________________________

    1. Глаза черный, светлые, румяные, бородка маленькая, подстрижена; лицо веселое, все смеется.

    Имя героя ___________________________________________________________________

    1. Глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полях, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

    Имя героя ____________________________________________________________________

    1. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка.

    Имя героя _____________________________________________________________________

       Справка: Дина, Жилин, Костылин, Старик, рыжий татарин (Кази - Мугамед ), черный татарин (Абдул - Мурат).

    Задание 5. Напишите, какие черты характера свойственны главным героям рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

                                                   Жилин                                                                 Костылин

    Приложение №4

    Иван Сергеевич Тургенев.  5класс.

    Задание 1. Прочитайте вступительную статью о И.С.Тургеневе. Впишите пропущенные слова и даты жизни.

    Иван Сергеевич Тургенев родился в ________ году в городе ___________ , в старинной дворянской семье. Детство будущего писателя проходило в имении его матери - _________ - _____________ . Воспитанием детей занималась преимущественно _______________. Тургеневу не было еще и ___ лет, когда он, успешно сдав экзамены, стал студентом словесного отделения _____________________________. В _______ году вышел сборник его рассказов « ________________________________».

    Задание 2. Прочитайте рассказ И.С.Тургенева «Муму». Обратите внимание на значение незнакомых слов. Впишите пропущенные буквы.

    Б - - - -  Ь                                                     - одинокий человек.

    К - - - - - - - - А                                            - женщина, ведавшая барским бельем.

    К - - - К                                                        - скамья в виде длинного ящика с крышкой.

    П - - - И                                                       - комната в барском доме.

    П - - - - - Й                                                  - слуга в трактире.

    Ц - - - - - - Й                                                -  серебряный рубль.

    Ш - - - - К                                                    - мастер, изготовляющий седла, уздечки и другую ременную                                                                                  упряжь.

    Задание 3. Придумайте синонимы к словам и словосочетаниям.  Напишите их.

    Осклабиться ___________________________________________

    Неусыпные попечения __________________________________

    Радение _______________________________________________

    Задание 4. Выберите, какие слова и выражения использует И.С.Тургенев, представляя главного героя рассказа «Муму». Подчеркните их.

    Пойманный зверь; молодой, здоровый бык;  хитрая лисица;  степенный гусак;  лев;  медведь; идол;  добрый зверек; осина; громадный дуб.

    Задание 5. Прочитайте описание героев рассказа И.С.Тургенева «Муму». Напишите имя героя     ( имена указаны в справке).

    1. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе.

    Имя героя __________________________________________________________________

           2.    . . . пьяница горький. Почитал себя существом обиженным и неоцененным по                     достоинству, человеком образованным и столичным.                                                                                                                                                                  

           Имя героя ______________________________________________________________________      

            3.   . . . человек, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалась, определила быть начальствующим лицом.

            Имя героя ______________________________________________________________________

            4.   Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала.

             Имя героини ___________________________________________________________________

             5.  . . . доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

             Имя героини ___________________________________________________________________

            Справка: Татьяна, Герасим, Климов, барыня, Гаврила, Андреич.

    Задание 6. Прочитайте строки из рассказа И.С.Тургенева «Муму». Какой вы представляете себе Татьяну, читая этот отрывок? Напишите своими словами.

            «Безответная ты душа!» - Ну, хорошо, - прибавил он, - мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 7. Почему Муму нравилась всем в доме? Выпишите из текста строчки, подтверждающие это.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы"

    Познавательные химические диктанты по органической химии, по теме:"От углеводородов до альдегидов"....

    Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

    Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

    Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».

    Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...

    Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности

    Развитие познавательного интереса школьников через систему заданий исследовательского характера на уроках математики и во внеурочной деятельности...

    Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

    Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...

    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    Презентация по теме "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...

    презентация к выступлению " Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса школьников "

    В презентации содержатся основные тезисы к статье "Роь внеурочной деятельности в развитии познаватеьного интереса "...