Главные вкладки

    "Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы"
    методическая разработка (химия, 10 класс) по теме

    Познавательные химические диктанты по органической химии, по теме:"От углеводородов до альдегидов".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kopiya_statya_v_sbornik_no3_barh_-_kopiya.docx23.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель химии Бархинцева Н.Н.

    Развитие интереса к предмету на уроках химии через нетрадиционные формы работы.

      Развитие творческих способностей, воображения учащихся – одна из задач современной школы.

      Познавательные химические диктанты возникли из желания заинтересовать школьников, увлечь химией, разбудить желание узнавать как можно больше по интересующему вопросу, использовать в учебе научно-популярную литературу. Познавательный химический диктанты имеют не только контролирующую, но и обучающую функцию, так как после выполнения всего диктанта или его части можно организовать самопроверку,  взаимопроверку и обсуждение выполненного задания. При выполнении диктанта можно использовать мультимедийную презентацию по данной теме.

      Диктанты содержат интересные материалы по химии, охватывающие разделы органической химии от углеводородов до спиртов и альдегидов. В них интересные сведения из жизни ученых-химиков, занимательные факты об органических соединениях и их названиях, применении, что расширяет кругозор старшеклассников, повышает познавательный интерес к изучению предмета, делает уроки живыми и увлекательными.

      Предлагаю вашему вниманию химический диктант по органической химии. Форма подачи: вопросы записаны на магнитофонную кассету (или на CD-диск). Время выполнения – 20-25 минут. К доскам, их в кабинете две, вызываются 4 ученика, которые пишут ответы на крыльях досок, невидимых другим учащимся. Каждому ученику задается по 9-11 вопросов, затем к доскам вызываются другие 4 ученика. Я включаю запись, звучит вопрос, между вопросами 30-60 секунд, в это время учащиеся должны написать ответы.  Я в это время, стою между рядами, и проверяю ответы в тетрадях еще у 2-ух учеников, сидящих за партами. По окончании диктанта, ученики, которые писали на досках, закрывают их крылья, садятся на свои места; сидящие за партами, меняются тетрадями, происходит взаимопроверка и самопроверка ответов. При проверке можно использовать бумажные ответники или демонстрировать правильные ответы на экране. Таким образом, за 30 минут оцениваются знания 18 учеников.

    Химический диктант по теме: «От углеводородов до альдегидов».

    Цели:

    1) Проверить и закрепить знания учащихся о строении, номенклатуре, применении  веществ важнейших классов органических соединений.

    2) Развить познавательный интерес.

    3) Экологическое воспитание школьников.

    4) Воспитание здорового образа жизни.

    Вопросы:

    1. М.И. Коновалов назвал алканы «химическими мертвецами». Запишите их общую формулу. Почему он их так назвал?

    2. Фреон – 12 применяют в качестве хладагента в бытовых холодильниках.
    Пишем его название: дифтордихлорметан. Запишите его структурную формулу. В каком гибридном состоянии находится атом углерода в этом веществе?

    3. В XIX веке для освещения применяли карбидные фонари. Запишите название газа, при горении которого выделялся свет, и его структурную формулу.

    4. В каком гибридном состоянии находится атом углерода в этом веществе?

    5. Какую общую формулу имеют углеводороды, к которым относится этот газ?

    6. Как называются эти углеводороды?

    7. Баллоны для хранения метана окрашены в красный цвет, для хранения этилена фиолетовый. Название «метан» -  написано белым, «этилен» -  красным цветом. Запишите общую формулу углеводородов ряда этилена.

    8. Смесь тщательно очищенного этилена и ацетилена под названием «нарцилен» иногда применяют для наркоза при операциях. Запишите полную структурную формулу этилена.

    9. В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода в молекулах этого бесцветного газа?

    10. У медицины есть свой символ, дошедший до нас из очень отдаленных времен – змея, обившаяся вокруг чаши.  Нечто подобное есть и у химии. Это змея, кусающая свой хвост. Она символизирует  обратимую химическую реакцию. Запишите уравнения реакций промышленного получения этилового спирта, дайте ей полную характеристику. Эту реакцию в 1854 году открыл П.Э. Бертло, она носит его имя.

    11. Почему нельзя записать химическую формулу нефти?

    12. Болотный газ – метан, способен самовозгораться на воздухе, порождая «блуждающие огоньки». Запишите структурную формулу и название вещества, которое получают из метана и используют при тушении огня в тех случаях, когда нельзя использовать воду.

    13. Знаете ли Вы поговорку – «Федот, да не тот». Так вот, пять – пента по-гречески, пентагон – здание, имеющие форму пятиугольника. Запишите название и сокращенную структурную формулу углеводорода имеющего состав, записывайте: C5H10, но не относящегося к алкенам.

    14. Как называется гомологический ряд этих углеводородов?

    15. «Эти вещества имеют один и тот же состав, но разные свойства», - сказал Якоб Берцеллиус. «Так как у них разное строение»,- добавил А.М.Бутлеров. Как называются вещества?

    16. «Као чао» - слезы гевеи, каучук, эластик. Большинство каучуков из диеновых углеводородов. Какая у них общая формула?

    17. Этанол замерзает при  t°=  - 110,5 °С, поэтому им наполняют термометры, предназначенные для измерения низких температур. Запишите общие формулы гомологического ряда веществ, к которому относится этанол.

    18. Как называется этот ряд?

    19. Как называется функциональная группа этих веществ? Запишите ее.

    20. Гепатит, аллергию, эпилепсию, психоз, белую горячку, гастрит, заболевания почек и желудочно-кишечного тракта вызывает у человека употребление алкоголя. Запишите все общие формулы дигидрованных алкоголей, т.е. альдегидов.

    21. Отличный клей БФ получен на основе фенолформальдегидных смол. Без фенола и формальдегида его получить невозможно.  Запишите их структурные формулы и,  рядом,  названия.

    22. В стоматологическом кабинете сильно пахнет диэтиловым эфиром, который используется как растворитель и для наркоза. Он относится к классу простых эфиров. Их общая формула:

    23. Фениловый спирт имеет запах роз, это ароматический спирт, в его молекуле счастливое число атомов С – 7. Запишите сокращенную структурную формулу этого пахучего вещества.

    24. Жир – это сложный эфир трехатомного спирта – глицерина и высших карбоновых кислот. Запишите сокращенную структурную формулу глицерина и общую формулу сложных эфиров.

    25. Как называется реакция получения сложных эфиров?

    26. Запишите три названия первого члена гомологического ряда альдегидов.

    27. Запишите формулу самого просто органического вещества.

    28. «Цидо» – по латыни - убиваю. Бактерицидное вещество, убивающее  микроорганизмы, используется для дезинфекции помещений, мебели, хирургических инструментов. Запишите структурную формулу фенола. В каком гибридном состоянии находятся атомы углерода в феноле? Что изображает кольцо внутри шестиугольника в этой структурной формуле? (ответ на последний вопрос состоит из 4 слов).

    29. Для синтеза из циклогексана и ацетилена, профессор Московского Университета Николай Дмитриевич Зелинский, к сожалению, не получил ни Нобелевскую премию, на которую был выдвинут, ни Государственную премию по химии - 75 тысяч рублей, по тем временам это были огромные деньги, из-за Великой Октябрьской революции. Запишите структурную формулу бензола.

    30. «Арома», - что в переводе обозначает благовоние. Запишите общую формулу ароматических углеводородов

    31. Первый член гомологического ряда алкинов используется в газосварочных работах. Запишите его структурную формулу.

    Домашнее задание для желающих учеников: подготовить интересные вопросы по пройденной теме с мультимедийной презентацией к ним.

    Познавательные химические диктанты повышают активность учащихся в процессе обучения химии, формируют умение работать с разными источниками информации, показывают связь химии с жизнью, формируют межпредметные связи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение мотивации учащихся к урокам музыки через игровые формы работы.

    В методичекой разработке представлены разнообразные музыкальные игры для учащихся, которые могут быть использованы на уроках музыки в начальных классах. Игры представлены по группам: "музыкальные инст...

    Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

    Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

    Формирование познавательного интереса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через нетрадиционные формы проведения уроков.

    В данной статье выделены "ключевые" моменты, которые помогают создать увлекательный урок, представлена классификация уроков на нетрадиционной основе, творческие принципы, даны рекомендации и практичес...

    Повышение интереса обучающихся к химии через разные формы работы.

    Повышение  интереса обучающихся   к химиичерез  разные  формы  работы. О.А. СеребровУчитель химии МОУ Большееланская СОШПервая квалификационная категорияЕ.А. Серебро...

    развитие интереса к предмету на уроках математики

    ценным методом развитя познавательных ууд являбтся занимательные задания...

    Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

    Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...