Повышение интереса обучающихся к химии через разные формы работы.
статья (химия, 11 класс) на тему

Серебров Олег Александрович

Повышение  интереса обучающихся   к химии

через  разные  формы  работы.

 

О.А. Серебров

Учитель химии МОУ Большееланская СОШ

Первая квалификационная категория

Е.А. Сереброва  

учитель географии и биологии, химии,

высшая квалификационная категория

МОУ Большееланская

 средняя общеобразовательная  школа.

Усольский район, Иркутская область.

 

В последние годы у обучающихся общеобразовательных школ наблюдается снижение интереса к химии, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведенных для изучения химии, и возрастает объем изучаемого материала. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Сегодня, химия пользуется всё меньшей популярностью среди предметов  школьного цикла. Школьники всё меньше и меньше  интересуются  вопросами  химии, снизился  интерес и к работам научно – практических конференций (НПК) по направлению химия. При выборе   экзаменов  в 9 классах и сдачи ЕГЭ  в  11 классе   экзамен по химии практически не  выбирается. Таблица  1  

Таблица  1  

Количество   участников сдачи  экзамена  по химии за последние  три  года по  району

 

п/п

Год

Кол-во  сдававших ЕГЭ по химии

Общее кол-во всех выпускников

1

2010

6

227

2

2011

8

128

3

2012

7

193

 

Как же решить проблему оптимального обучения школьников химии? Использовать информационно коммуникативные технологии на уроках химии с целью развития познавательной компетентности школьников это недостаточно.
Что нужно современному выпускнику школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок химии, учитель химии, чтобы подготовить учеников к полноценной жизни в обществе? Развитие интереса школьников к предмету химии, их познавательной активности, самостоятельности и любознательности на основе использования в преподавании принципа связи с жизнью - важнейшая задача современной школы.
Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности обучающихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру обучающихся. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения химии на уроках через информационно-коммуникативные технологии, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства,  электронные учебники, компьютерные презентации  и во внеурочное время на основе практической  деятельности: работа  с землёй, культурами, рассадой, почвой и т. д.  

Практическая  деятельность  предоставляет исключительно большие возможности для повышения   интереса обучающихся  к химической науке.

Основная цель такой работы  – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию обучающихся. Важной задачей  таких занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать не  только  с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории, очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий [1].  Такая  работа вырабатывает у обучающихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.

Наряду с уроками, внеклассные занятия направлены на развитие у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, формирование ценных практических навыков и умений, самореализацию личности учащихся.

Что бы  привить  интерес к предмету  химия, мы пошли путём привлечения  своих обучающихся к трудовой  деятельности на пришкольном  участке  со знаниями  элементов  химии через элективные  курсы  и внеклассную работу.  Для  этого составили план  мероприятий  связанных  непосредственно  с землёй так как,   элементарные  навыки  работы  с землёй для  сельских школьников не ново, это их повседневная   деятельность. В ходе  трудовой  деятельности у подростков вырабатывается умение  руководствоваться общественными интересами, возникает  чувство взаимопомощи, заботы друг о друге, взаимной ответственности [1].  В ходе  реализации внеклассной работы  обучающиеся подбирали  нужное  удобрение  для почвы  пришкольного участка,  рассчитывали  количество  вносимых в почву минеральных и органических  удобрений, проводили  обработку  почвы, учились  делать правильно расчёты, решать задачи непосредственно связанные  с пришкольным  участком. Определяли содержание  нитратов  в овощах,   выращенных  на пришкольном  участке и купленных в розничной  торговле [2].  Вот  так  незаметно, сами  того  не замечая,  обучающиеся  втягивались  в  интересы химии, кроме  того  они  учились  работать  с литературой, составлять  презентации, делать доклады, а главное  учились  делиться опытом. Такая  организация  работы  привела  к тому, что дети не  только  с удовольствием  работали  на пришкольном  участке, но и  перестали  пропускать школьные занятия по химии и не   только, а кроме этого стали интересоваться вопросами,   связанными  с профессиональной деятельностью.  Если раньше  на  элективные  курсы   связанные   с  углубленным  изучением  химии,  обучающиеся  не записывались и эти курсы  были не востребованы, то  за  последние  три года  учащиеся  с большим  интересом  посещают  данные  элективные  курсы,   можно также отметить, что за  два последних  года  в нашей  школе дети стали  выбирать химию для  сдачи ЕГЭ и экзамен по выбору  в 9 классе, чего   не  наблюдалось уже  за последние  десять лет. Можно также  отметить, что  возрос  интерес  к олимпиадам, пусть небольшой  процент  обучающихся, но  всё-таки это неплохое  начало. Таблица 2.

Таблица 2.

Участие школьников в мероприятиях по химии (сельская школа)

 

Наименование

мероприятий

Количество учащихся / процент участия *

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Элективный курс в 8 классе

«Химия  окружающей  среды»

6 / 20%

12 / 41%

15 / 63%

18 / 75%

Элективный курс в 9 классе

«Химия  и сельское  хозяйство»

-

-

10 / 34%

12 / 50%

Экзамен в традиционной форме (химия -9 класс)

-

1 / 3%

1 / 3%

2 / 8%

ЕГЭ (химия – 11 класс)

-

1 / 17%

1 / 11%

1 / 11%

Участие  в региональных олимпиадах

1 / 10%

2 / 20%

2 / 22%

-

*- процент участия учащихся в мероприятии от общего количества учащихся в классе.

Из данных таблицы  видно, что за  последние  годы пусть и не  намного, но растёт процент  участия школьников  в мероприятиях по химии. Постепенное  вовлечение  обучающихся   в элективные  курсы и внеклассную работу  увеличивают охват    интересующихся ребят   химией.   Постепенно в школе создается атмосфера увлеченности предметом,  а следствие  этого  может  быть повышение  качества учебного процесса. Так  за период 2012-2013 учебного года некоторые  обучающиеся  нашей школы смогли повысить качество обученности по предмету химия, что представлено в Таблице №3            

 

 

 

 

Таблица 3

Изменение качества обученности  по химии за период 2012-2013 учебный год.

 

п/п

класс

Кол-во  обучающихся

Качество  знаний  %

I

четверть

II

четверть

III

четверть

1

8

24

42

50

54

2

9

24

50

60

60

3

10

8

-

75

87(ориентировочно)

4

11

10

-

70

80(ориентировочно)

 

 

   Из данных таблицы  видно, что у обучающихся  постепенно  повышается качество по предмету химия.    Таким образом,   через  разные  формы  работы,  интерес  к предмету  химия постепенно растёт. 

 

 

Используемая  литература:

 

1)    Дик Н.Ф. Увлекательная  внеклассная  работа в 6-11-х  классах / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. – Ростов н /Д :Феникс, 2007. -315,

2)     Дьякова.М.Б.  Элективные  и факультативные  курсы по химии: сборник программ в  помощь молодому  учителю. -Иркутск:  Вост -    Сиб. гос. акад. обр.,2012, - 96с.

3)    Иванова  Р.Г.  Общая  методика химии в  школе/ Иванова  Р.Г., Городилова Н.А., Добротин Д.Ю. и др.; под ред.Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.-319,с.

4)    Пухнаревич В.Б., Большакова С.А.  Введение в химию окружающей среды: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос.пед.ун – та, 2002.-112с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sbornika_office_word.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение  интереса обучающихся   к химии

через  разные  формы  работы.

О.А. Серебров

Учитель химии МОУ Большееланская СОШ

Первая квалификационная категория

Е.А. Сереброва  

учитель географии и биологии, химии,

высшая квалификационная категория

МОУ Большееланская

 средняя общеобразовательная  школа.

Усольский район, Иркутская область.

В последние годы у обучающихся общеобразовательных школ наблюдается снижение интереса к химии, несмотря на то, что современный человек в своей жизни все чаще использует вещества и продукты химического производства. В тоже время снижается количество часов, отведенных для изучения химии, и возрастает объем изучаемого материала. Возникает противоречие между необходимостью для современного человека химических знаний и непониманием значимости изучаемого материала для практической жизни. Сегодня, химия пользуется всё меньшей популярностью среди предметов  школьного цикла. Школьники всё меньше и меньше  интересуются  вопросами  химии, снизился  интерес и к работам научно – практических конференций (НПК) по направлению химия. При выборе   экзаменов  в 9 классах и сдачи ЕГЭ  в  11 классе   экзамен по химии практически не  выбирается. Таблица  1   

Таблица  1   

Количество   участников сдачи  экзамена  по химии за последние  три  года по  району

п/п

Год

Кол-во  сдававших ЕГЭ по химии

Общее кол-во всех выпускников

1

2010

6

227

2

2011

8

128

3

2012

7

193

Как же решить проблему оптимального обучения школьников химии? Использовать информационно коммуникативные технологии на уроках химии с целью развития познавательной компетентности школьников это недостаточно.
Что нужно современному выпускнику школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок химии, учитель химии, чтобы подготовить учеников к полноценной жизни в обществе? Развитие интереса школьников к предмету химии, их познавательной активности, самостоятельности и любознательности на основе использования в преподавании принципа
 связи с жизнью - важнейшая задача современной школы.
Стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по предмету, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности обучающихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру обучающихся. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения химии на уроках через информационно-коммуникативные технологии, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства,  электронные учебники, компьютерные презентации  и во внеурочное время на основе практической  деятельности: работа  с землёй, культурами, рассадой, почвой и т. д.
 

Практическая  деятельность  предоставляет исключительно большие возможности для повышения   интереса обучающихся  к химической науке.

Основная цель такой работы  – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию обучающихся. Важной задачей  таких занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать не  только  с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории, очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий [1].  Такая  работа вырабатывает у обучающихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества.

Наряду с уроками, внеклассные занятия направлены на развитие у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, формирование ценных практических навыков и умений, самореализацию личности учащихся.

Что бы  привить  интерес к предмету  химия, мы пошли путём привлечения  своих обучающихся к трудовой  деятельности на пришкольном  участке  со знаниями  элементов  химии через элективные  курсы  и внеклассную работу.  Для  этого составили план  мероприятий  связанных  непосредственно  с землёй так как,   элементарные  навыки  работы  с землёй для  сельских школьников не ново, это их повседневная   деятельность. В ходе  трудовой  деятельности у подростков вырабатывается умение  руководствоваться общественными интересами, возникает  чувство взаимопомощи, заботы друг о друге, взаимной ответственности [1].  В ходе  реализации внеклассной работы  обучающиеся подбирали  нужное  удобрение  для почвы  пришкольного участка,  рассчитывали  количество  вносимых в почву минеральных и органических  удобрений, проводили  обработку  почвы, учились  делать правильно расчёты, решать задачи непосредственно связанные  с пришкольным  участком. Определяли содержание  нитратов  в овощах,   выращенных  на пришкольном  участке и купленных в розничной  торговле [2].  Вот  так  незаметно, сами  того  не замечая,  обучающиеся  втягивались  в  интересы химии, кроме  того  они  учились  работать  с литературой, составлять  презентации, делать доклады, а главное  учились  делиться опытом. Такая  организация  работы  привела  к тому, что дети не  только  с удовольствием  работали  на пришкольном  участке, но и  перестали  пропускать школьные занятия по химии и не   только, а кроме этого стали интересоваться вопросами,   связанными  с профессиональной деятельностью.  Если раньше  на  элективные  курсы   связанные   с  углубленным  изучением  химии,  обучающиеся  не записывались и эти курсы  были не востребованы, то  за  последние  три года  учащиеся  с большим  интересом  посещают  данные  элективные  курсы,   можно также отметить, что за  два последних  года  в нашей  школе дети стали  выбирать химию для  сдачи ЕГЭ и экзамен по выбору  в 9 классе, чего   не  наблюдалось уже  за последние  десять лет. Можно также  отметить, что  возрос  интерес  к олимпиадам, пусть небольшой  процент  обучающихся, но  всё-таки это неплохое  начало. Таблица 2.

Таблица 2.

Участие школьников в мероприятиях по химии (сельская школа)

Наименование

мероприятий

Количество учащихся / процент участия *

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Элективный курс в 8 классе

«Химия  окружающей  среды»

6 / 20%

12 / 41%

15 / 63%

18 / 75%

Элективный курс в 9 классе

«Химия  и сельское  хозяйство»

-

-

10 / 34%

12 / 50%

Экзамен в традиционной форме (химия -9 класс)

-

1 / 3%

1 / 3%

2 / 8%

ЕГЭ (химия – 11 класс)

-

1 / 17%

1 / 11%

1 / 11%

Участие  в региональных олимпиадах

1 / 10%

2 / 20%

2 / 22%

-

*- процент участия учащихся в мероприятии от общего количества учащихся в классе.

Из данных таблицы  видно, что за  последние  годы пусть и не  намного, но растёт процент  участия школьников  в мероприятиях по химии. Постепенное  вовлечение  обучающихся   в элективные  курсы и внеклассную работу  увеличивают охват    интересующихся ребят   химией.   Постепенно в школе создается атмосфера увлеченности предметом,  а следствие  этого  может  быть повышение  качества учебного процесса. Так  за период 2012-2013 учебного года некоторые  обучающиеся  нашей школы смогли повысить качество обученности по предмету химия, что представлено в Таблице №3            

Таблица 3

Изменение качества обученности  по химии за период 2012-2013 учебный год.

п/п

класс

Кол-во  обучающихся

Качество  знаний  %

I

четверть

II

четверть

III

четверть

1

8

24

42

50

54

2

9

24

50

60

60

3

10

8

-

75

87(ориентировочно)

4

11

10

-

70

80(ориентировочно)

   Из данных таблицы  видно, что у обучающихся  постепенно  повышается качество по предмету химия.    Таким образом,   через  разные  формы  работы,  интерес  к предмету  химия постепенно растёт.  

Используемая  литература:

  1. Дик Н.Ф. Увлекательная  внеклассная  работа в 6-11-х  классах / Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. – Ростов н /Д :Феникс, 2007. -315,
  2.  Дьякова.М.Б.  Элективные  и факультативные  курсы по химии: сборник программ в  помощь молодому  учителю. -Иркутск:  Вост -    Сиб. гос. акад. обр.,2012, - 96с.
  3. Иванова  Р.Г.  Общая  методика химии в  школе/ Иванова  Р.Г., Городилова Н.А., Добротин Д.Ю. и др.; под ред.Р.Г. Ивановой. – М.: Дрофа, 2008.-319,с.
  4. Пухнаревич В.Б., Большакова С.А.  Введение в химию окружающей среды: Учеб. Пособие для студентов пед. Вузов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос.пед.ун – та, 2002.-112с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция исследовательской деятельности обучающихся по химии в образовательный процесс

Целью педагогической деятельности является создание единого образовательного пространства,в рамках которого решаются задачи образования и интеллектуального развития обучающихся. В данной cnfnmt...

Критерии и нормы оценивания ответов обучающихся по химии

Критерии и нормы оценивания ответов обучающихся по химии Вышне-Дубовецкая ООШ Учитель химии:Шумаков Дмитрий Алексеевич...

Из опыта организации исследовательской работы обучающихся по химии

Проблемы методов повышения интереса к учебе сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - веду...

Критерии и нормы оценок обучающихся по химии

Материал содержит критерии и нормы оценок обучающихся за устный ответ, контрольную, тестовую, практическую работу и реферат...

Критерии и норы оценки знаний обучающихся по химии

Критерии и норы оценки знаний обучающихся по химии...

Статья из опыта работы. "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся по химии"

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование...