Конспект урока по географии 5 класс по теме: "Вулканы Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Крупкина Наталия Владимировна

Урок разработан для учащихся 5 класса по географии, по учебнику Летягина А.А. География. Начальный курс: 5 класс. -М.: Вентана -Граф, 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vulkany.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вулканы Земли

Цели урока:

Образовательные.

  1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
  2. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
  3. Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
  4. Познакомить учащихся с профессией вулканолога – изучение этого явления – важнейший фактор в познании строения нашей Земли.
  5. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

Развивающие.

Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать

географическое мышление школьников.

Воспитательные.

Воспитывать в детях умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно работать на уроке .

Оборудование: 

Физическая карта мира, карта строения земной коры,

 компьютер, проектор, экран,  презентация,

таблица « Строение вулкана»,видеофильм « Извержение вулкана»,

этикетки с надписями « Вулкан хорошего настроения», вулкан

« Новых знаний», вулкан» труда и терпения»,

 для проведения физкультминутки: вырезанные круги и квадраты из бумаги, фигурки деревьев,  клей, музыка « Чему  учат в школе».

Основные понятия и термины: 

конус вулкана, кратер вулкана,

жерло вулкана, лава,

вулканология, потухшие вулканы, уснувшие вулканы,

действующие вулканы,  очаг вулкана,  вулкан.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Наличие учащихся

                                           Начинается урок точно вовремя и в срок.

                                           Все готовы отвечать и пятерки получать?

                                           Сели правильно, красиво.

                                           Чтоб на урок хватило силы

                                            Работаем старательно, слушаем внимательно.

2. Проверка домашнего задания.

         Сегодня я хочу пригласить вас  совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с данных о погоде.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

         Перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

        Предлагаю повторить географические термины, а для этого  мы  проведем словарную работу. У вас на партах лежать карточки с терминами. Все эти  понятия мы изучали на предыдущих уроках.  Ваша задача написать название определений. На работу отводится 4 минуты (СЛАЙД 1).

  1. Земная кора и верхняя часть мантии называется  _____________________
  2. Наука, которая изучает состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полезные ископаемые_____________________
  3. Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ», расположенная между ядром и земной корой____________________
  4. Каменная оболочка Земли, тонким слоем покрывающая глубинные слои планеты________________________________
  5. Внутренняя оболочка Земли, состоящая из железа с примесью никеля______________
  6. Участки земной коры, лежащие на пластичном слое верхней мантии, и медленно движущиеся друг относительно друга в горизонтальном и вертикальном направлениях___________________________________________

(СЛАЙД 2).

(СЛАЙД 3).

Взаимопроверка.

     Ребята, пожалуйста, поменяйтесь карточками с соседями. Проверьте, посчитайте количество правильных ответов. Оцените по шкале:

«5» - 6 правильных ответов

«4» - 5-4 правильных ответов

«3»-  3 правильных ответов

«2» - менее 3

Учитель: Итак, багаж собран.  Можно отправляться в путь!

3. Новый материал. 

      Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения  Ж. Верна:

Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.

Если не догадаются.

Послушайте четверостишие, а в конце вместе дружно дайте ответ.

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный
вулкан.

– О каком природном явлении говорится? (о вулканах).

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (« Вулканы Земли»).

    -Как вы думаете, какова цель сегодняшнего  урока? (Сформировать представление о вулканах и гейзерах, закономерностях распространения вулканизма). А какие задачи сегодняшнего урока?

    Откройте тетради и запишите дату, тему урока. (СЛАЙД 4).

  1. Что такое вулкан?

     Для начала давайте выясним, что же такое вулкан?

  Чем вулкан будет отличаться от горы? Открываем атласы страница__________ Каким условным знаком отмечены вулканы? (СЛАЙД 5).

Вулкан -  гора, с углублением  на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.

Вулканы образно называют “огнедышащими горами”.

  1. Как же образуются вулканы?

Вопрос учащимся: «Что вам известно о происхождении вулканов?»

Иногда вулканы возникают прямо на глазах человека. Во многих книгах описан случай возникновения вулкана Парикутин.

20 февраля 1944 года крестьянин Дионисио Пулидо из деревни Парикутин, что находится в западной части Мексики, в поле над маисовой плантацией заметил столб дыма, поднимавшийся узкого отверстия поперечником около 7 см. Пулидо подумал, что по рассеянности зажег огонь и, решив исправить свою «небрежность», придавил отверстие камнем. Но дым поднимался все сильнее. Обеспокоенный Пулидо сообщил о странном явлении в ближайший город. Спустя 3 часа на место происшествия прибыла комиссия. Она увидела отверстие глубиной 9 метров, из которого поднимались густые клубы темного дыма.

К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. За первые три дня из вулканического пепла и бомб возникла коническая гора высотой 138 метров. Через год она возвышалась над равниной уже на 430 метров.

Видеофрагмент

        Итак, просмотрев видеофрагмент, пожалуйста, ответьте на вопрос, как образуются вулканы?

Вулканы образуются  на границах литосферных плит. Вулканы возникают там, где материковые плиты раздвигаются, сталкиваются или трутся друг о друга.  На глубине очень высокое давление. Магма под воздействием высокого давления устремляется по трещинам в земной коре наверх.  (СЛАЙД 6).

         

 А теперь давайте  посмотрим  как извергается  вулкан.  

 Учитель: Ребята,  как вы думаете, где  будет больше вулканов на суше или на дне океанов?  ( ответы детей)

Правильно на дне океанов больше, чем на суше, так как  океаническая кора тоньше,  и она легче прожигается под действием давления магмы. Если конус вулкана уже высокий, то он может возвышаться над водой, образуя острова. ( например Гавайские острова).

 (   слайд- карта вулканов) (СЛАЙД 7).

3.Какое же  строение  имеет вулкан

Открываем учебник страница 35, рисунок 17. Используя учебник, выписать в тетрадь определения понятий магма, лава, кратер, жерло.  

На схеме подписать части вулкана. (СЛАЙД 8,9,10,11, 12).

Физкультминутка: Мы вулканы изучали и немножечко устали, вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть. (СЛАЙД 13).

Есть наука, которая изучает действие вулканов –вулканология. Как вы думаете зачем нужна такая наука?

Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:

- предсказать извержение;

- изучить внутреннее строение земли;

- узнать об образовании полезных ископаемых.

Вулканологи собирают и обрабатывают данные, предсказывают предстоящее извержение.

Ученые вулканологи делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения.

  1. Какие виды вулканов бывают?

Составление схемы (запись в тетрадь  (СЛАЙД 14).

 Вулканы

Действующие        Потухшие        Уснувшие

Задание по рядам:

- Найдите в тексте учебника, какие вулканы называются действующими (1 ряд), а какие потухшими (2 ряд), уснувшие (3 ряд).

Действующие, вулканы которые извергались на памяти человечества.

Потухшими-  вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.

Уснувшие – это вулканы о извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась – нет.

Как вы думаете опасны вулканы?

Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.

Самым известным извержением в Европе остаётся извержение вулкана Везувий, в результате которого  был уничтожен город Помпеи и еще 2 других города в течение 2 суток (Геркуланум, Стабия),  погибло 2000 человек, сожжённые лавой. Ничто не предвещало эту беду:

Ночью или утром рано спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы
Так под лавою и пеплом, погиб город славный.

Извержение вулкана Везувий произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни. (СЛАЙД 15).

Это катастрофическое событие показал в своей  картине Карл Брюллов « Последний день Помпеи»            ( слайд картины « Последний день Помпеи). (СЛАЙД 16,17).

Это громадное полотно длинной 6 м.  и высотой 4 м. и сейчас производит сильное впечатление.  Посмотрите внимательно на картину и скажите:

- О чём говорит выражение лиц людей, изображённых на картине? ( Ужас, страх, неизбежность гибели).

- Как люди пытаются спастись? Как они ведут себя?( Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Как вы думаете хорошая это черта человека- прийти на помощь другому, погибая сам).

         Послушайте, как взволнованно отозвался о картине Брюллова А.С.Пушкин в стихотворении 1834года.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется  - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом, под каменным дождём,

 Под воспалённым страхом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

На земле остаётся около 800 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость.  Посмотрите на табличку, в которой показаны самые крупнейшие извержения в результате которых погибло очень много людей.

Крупнейшие извержения вулканов (СЛАЙД 18).

Вулкан

Год

Число жертв

1. Везувий (Италия)

79

Около 2000

2. Тамбора (Индонезия)

1815

82 000

3. Кракатау (Индонезия)

1883

36 000

4. Мон-Пеле (Карибское море)

1902

30 000

5. Невадо-дель-Руис (Колумбия)

1985

20 000

 Какой вывод сделаем, опасны ли вулканы? ( ответы детей)

Но вулканы с другой стороны и полезны: образуются полезные ископаемые из магмы, у подножий вулканов плодородная почва.

5. Работа с географическим атласом.  ( слайд карта  вулканов) (СЛАЙД 19).

Задание. Ребята на картах вулканы показываются и обозначаются звездочкой черной и красной.  Каждый вулкан  определенной высоты, на карте их высота показана цифрами. Давайте попробуем их найти,  показать  на карте.

Задание: Найдите  вулканы:

Самый высокий в мире действующий вулкан –Льюльяйльяко ( 6450 м. Ю. Америка)

Самый высокий потухший вулкан- Аконкагуа  (6962м.  м. Ю. Америка)

Вулкан Этна – действующий, в Италии на о. Сицилии, высота 3 329 м.:

Вулкан Кракатау- действующий вулкан в Индонезии в Зондском проливе.

Вулкан  Ключевская Сопка – действующий, высотой 5 тыс. м.:

Вулкан Камерун- действующий, расположен на побережье Гвинейского залива, :

Вулкан Везувий- действующий:

Вулкан Килиманджаро- потухший,  высотой 5 895 м.:

Вулкан Эльбрус- потухший.

Вулкан Фудзияма

Вулкан Гекла

Вулкан Котопахи

 В учебнике страница 37 найдите определение, что такое гейзер, где они возникают.

Закрепление:                       

 Может ли  в нашей местности может произойти подобное стихийное бедствие?

 ( Местность, в которой мы живём, не входит в зону активного движения земной коры, так как находится на платформе, а платформа – это устойчивая часть земной коры).

Решите кроссворд: (СЛАЙД  20,21).

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка: (СЛАЙД  22).

     

Ребята, проверьте, посчитайте количество правильных ответов. Оцените по шкале:

«5» - 8 правильных ответов

«4» - 7-6 правильных ответов

«3»- 5-4 правильных ответов

«2» - менее 4

 
   4. Рефлексия (СЛАЙД 23).

Какую цель  мы с вами поставили в начале  урока?

Достигли ли мы целей урока? (ответы учащихся) 

Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный– мне всё понятно, в ходе урока все получилось
желтый– мне кое-что не понятно, не все получилось
синий – мне многое не понятно, мало, что получилось.

Давайте запишем домашнее задание.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание Параграф 7, выучить местоположение вулканов по карточкам, по желанию сделать макет вулканов. (СЛАЙД 24).

 (Сдайте, пожалуйста, карточки с выполненными заданиями).

И в заключение хочу сказать,

что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен

Стремитесь вы его познать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

Урок географии в 5 классе по теме "Вулканы Земли"

Урок открытия новых знаний. Цель  урока:   формировать представления о происхождении вулканов и гейзеров Земли Задачи:Образовательная – формировать первичные знания о вулканах...

Урок природоведения 5 класс по теме: "Вулканы"

Урок природоведения 5 класс по теме "Вулканы". Обучающиеся знакомятся со строением, типами, причинами возникновения вулканов и опасностях и пользе вулканических извержений....

Конспект урока по географии на тему: "Слои «твёрдой» Земли", 5 класс.

Сформировать представления о внутреннем строении Земли....

Конспект урока по географии. " Форма, размеры и движение Земли " 5 кл.

1. ФИО: Трунина Надежда Ивановна, учитель географии, МКОУ СОШ № 2 Г. Суровикино Волгоградской обл.2. Предмет: география3. Класс: 54. Тема урока: «Форма, размеры и движение Зем...

Урок географии для 5 класса по теме "Вулканы Земли"

Тема урока «Вулканы Земли»5 классЦель урока: сформировать представление учащихся о вулканах и закономерностях распространения вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности...