Урок географии в 5 классе по теме "Вулканы Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок открытия новых знаний.
- Цель урока: формировать представления о происхождении вулканов и гейзеров Земли
- Задачи:
Образовательная – формировать первичные знания о вулканах и гейзерах, изучить строение, типы и географию вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержений вулканов
Развивающая – развивать первичные навыки работы с атласом, схемами и текстом учебника, развивать умения самостоятельной и коллективной работы учащихся;
Воспитательная – воспитание умения высказывать своё мнение, уважение к ответам одноклассников; формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, изучения и охраны окружающей природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polevoa_l.yu_.vulkany_5_klass.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Вулканы Земли
ФИО | Полевова Лариса Юрьевна | |
Место работы | МБОУ « СОШ №1 г.Петровска Саратовской области | |
Должность | учитель географии | |
Предмет | география | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Вулканы Земли, урок №7 | |
Базовый учебник | Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2012г. |
- Цель урока: формировать представления о происхождении вулканов и гейзеров Земли
- Задачи:
Образовательная – формировать первичные знания о вулканах и гейзерах, изучить строение, типы и географию вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержений вулканов
Развивающая – развивать первичные навыки работы с атласом, схемами и текстом учебника, развивать умения самостоятельной и коллективной работы учащихся;
Воспитательная – воспитание умения высказывать своё мнение, уважение к ответам одноклассников; формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, изучения и охраны окружающей природы
- Тип урока урок открытия новых знаний
- Формы работы учащихся коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная
- Необходимое техническое оборудование персональный компьютер, мультимедийный проектор
- Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(Т
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. | Подготовка класса к року. Учитель предлагает обучающимся подготовить своё рабочее место и познакомиться с раздаточным материалом | Обучающиеся готовят своё рабочее место | Учебно- познавательный интерес к географии | Знать основные правила работы в кабинете географии | Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом |
2. | Мотивация к учебной деятельности Учитель предлагает обучающимся совершить путешествие в глубины литосферы, зачитывая четверостишье и демонстрируя видеосюжет. Учитель предлагает ребятам сформулировать тему урока | Обучающиеся, просматривая видеосюжет, формулируют тему урока | Понимание роли и значения географических знаний | Определять явление природы по просмотренному видеосюжету | Умение сформулировать тему урока |
3. | Актуализация знаний Учитель спрашивает обучающихся, что они знают о вулканах Учитель задаёт вопросы: « Какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? « Откуда произошло название «вулкан»? | Обучающиеся отвечают на вопросы в учебнике стр.35, п.7 Обучающийся рассказывает сообщение о происхождении термина «вулкан» | Учебно- познавательный интерес природному явлению | Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан» | Умение мыслить ассоциативно |
4. | Определение цели и задач урока. Учитель предлагает ребятам сформулировать цели урока. | Обучающиеся ставят цели урока | Понимание важности изучения данной темы урока | Ставить цель урока | Умение ставить цель урока под руководством учителя |
5. | Изучение нового материала Учитель предлагает изучить понятие «вулкан», выделить признаки вулкана и обсудить полученный результат в парах | Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах | Понимание значимости изучения природного явления | Знать признаки вулкана и его отличительные черты | Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника |
Учитель демонстрирует видеосюжет и предлагает изучить содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», по рис. 17 определить строение вулкана | Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, рис.17 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана | Умение работать с тестом и рисунком в учебнике | |
Учитель предлагает поработать в группах и выдвинуть гипотезу образования вулкана | Обучающиеся, работая в группах, высказывают предположения об истории образования вулканов | Понимание влияния движения литосферных плит на образование вулканов | Знать границы литосферных плит, зоны землетрясений | Умение выдвигать гипотезу и работать в группах . Выявлять причинно- следственные связи | |
Учитель демонстрирует видеосюжет и предлагает определить, используя атлас, какие типы вулканов существуют. Учитель предлагает заполнить схему в раздаточном материале ( приём «кластер» ) | Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать типы вулканов, их обозначения на карте | Умение работать со схемой и атласом | |
Учитель задаёт вопрос: «Почему иногда спящий вулкан вдруг начинает извергаться?» | Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов | Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи | |
Учитель задаёт вопрос: «Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?» Что такое « Тихоокеанское огненное кольцо?» | Используя рис. на стр. 39 п.7 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения. | Понимание роли и значения географических знаний | Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана | Выявлять причинно- следственные связи | |
Демонстрация видео о гейзерах. Учитель задаёт вопрос: «Почему в местах извержения вулканов встречаются гейзеры?» Демонстрация видеосюжета о гейзерах | Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения | Понимание роли гейзеров в жизни людей | Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера | Выявлять причину образования гейзера | |
Учитель ставит проблему перед учащимися: « Может ли извержение вулкана повлиять на изменение климата, если да, то как?» ( учитель предлагает заполнить схему «дерево предсказаний» и «фишбоун» в раздаточных листах и дать прогноз возможному изменению климата) | Обучающиеся работают в группах, заполняют схему и высказывают свои предположения возможного изменения климата, причиной которого может стать извержение вулкана. Совместно с учителем заполняют схему, используя приём «фишбоун», называя причины и факты возможного похолодания климата после мощного извержения вулкана | Понимание роли вулканов изменении климата и в жизни людей | Объяснять причину возможного изменения климата после извержения вулкана | Умение работать в группах, вырабатывать общее решение, вести диалог, выдвигать гипотезы и делать прогнозы | |
Демонстрация видеосюжета «Извержение вулкана в Исландии» с последующим изменением климата | Обучающиеся делают выводы после просмотра видеосюжета о возможном изменении климата после мощного извержении вулкана | Понимание роли вулканов изменении климата и в жизни людей | Объяснять причину возможного изменения климата после извержения вулкана | Умение обобщать, делать выводы и систематизировать полученную информацию | |
6 | Контроль за сформированностью знаний. Учитель предлагает обучающимся провести взаимопроверку своих знаний, используя приём «толстые и тонкие вопросы» | Обучающиеся задают друг другу простые и сложные вопросы по изученной теме и оценивают друг друга. | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров | Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого |
7 | Рефлексия Учитель предлагает посадить «деревца», которые лежат на партах, к основанию одного из вулканов, который нарисован на доске ( вулкан хорошего настроения, вулкан новых знаний, вулкан труда и терпения) | Обучающиеся прикрепляют свои деревца к одному из вулканов, демонстрируя своё отношение к уроку | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать основные понятия, изученные на уроке | Умение выражать отношение к року |
8 | Домашнее задание дифференцированное Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания: 1. Отметить на контурной карте действующие и потухшие вулканы 2. Составить презентацию об известном вулкане или гейзере 3. Сделать макет вулкана | Обучающиеся записывают домашнее задание | Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме | Знать основные понятия, изученные на уроке | Умение планировать выполнение домашнего задания |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
Презентация для урока географии 6 класса по теме "Земля и космос"
Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земля и космос". Здесь представлены фотографии вселенной и галактик, а так же созвездий....
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Презентация к уроку географии 7 класс "Полярные области Земли".
Данная презентация составлена к уроку географии 7 класса для повторения и обобщения темы "Полярные области Земли"....
УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"
технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле" с использованием технологии позиционного обучения...
Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"
Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....
урок географии 5 класс Внутреннее строение Земли
Данный урок предназначается для учащихся 5 класса основной школы. Содержание учеьного материала соответствует цели урока, содержанию программы....