Главные вкладки

    урок географии 5 класс Внутреннее строение Земли
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Данный урок предназначается для учащихся 5 класса основной школы. Содержание учеьного материала соответствует цели урока, содержанию программы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_geografii_5_klass.docx29.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ "Общеобразовательная средняя школа им. М.К. Янгеля п. Березняки"

    Методическая разработка урока географии

    5 класс

    Внутреннее строение Земли.

            

    Выполнил: Погодина Н.А.,

    учитель географии

    2017 г.

    Цели:

    • Способствовать формированию представлений об особенностях внутреннего строения Земли, горных породах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.
    • Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником, картами, развивать интерес к предмету.
    • Способствовать воспитанию самостоятельности, географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных  ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    Определяют целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

    Метапредметные:

    • Познавательные: работают с текстом и внетекстовыми компонентами: выделяют главную мысль, находят определения понятий, ответы на вопросы, составляют таблицу, кластер.
    • Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в письменной и устной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
    • Регулятивные: составляют план, корректируют последовательность действий, оценивают результат.

    Предметные:

    Научатся называть и показывать основные земные сферы и части внутреннего строения Земли.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

    Методы:  наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

    Оснащение: учебник «География. Начальный курс»   И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин   - М: Дрофа, 2015. атлас, файлы с карточками.

    Основные понятия и термины: "ядро", "мантия", "литосфера", "земная кора", "горные породы", "минерал", "полезные ископаемые", "плита".

    Ход урока.

    № п/п

    план урока

    деятельность учителя

    деятельность учеников

    1

    Организационный этап  

    Приветствие учащихся,

    проверка готовности

    учащихся к уроку

    Приветствие учителя,

    подготовка к уроку.

    2

    Актуализация знаний.

    Прежде, чем начать наш урок, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?

    - Фронтальная проверка по вопросам на стр. 93.

    - Работа в парах с карточками.

    Найдите соответствие:

    Ж.Бюффон                    холодное пылевое облако

    Иммануил Кант             катастрофа

    Пьер Лаплас                   раскаленное газовое облако

    Демонстрируют знания по

    пройденному материалу.

    3

    Мотивация  к учебной деятельности

    Недра Земли – загадочный и менее доступный мир, чем окружающий нас мир. И изучать его трудно. Еще не изобретен такой аппарат, который мог бы проникнуть вглубь земных недр. Но люди научились  «заглядывать» вглубь Земли с помощью специально произведенных взрывов на определенной глубине. И по скорости движения взрывной волны определили внутреннее строение Земли.

     - Вам хотелось бы узнать о внутреннем строении Земли?

    - Может быть вам что-либо уже известно о ее строении? Поделитесь.

    Тема сегодняшнего урока "Внутреннее строение Земли"

     Теперь поставим цель урока. (прием "Домысливание")

     Предлагается тема урока и слова "помощники":

     Повторим
     Изучим
     Узнаем

    Обсуждают тему и цели урока, пытаются самостоятельно их сформулировать с помощью слов "помощников".

    4

    Изучение нового

    материала.

    Знакомит учащихся с оболочками Земли.

    - Главной особенностью строения Земли то,  что она состоит из нескольких геосфер вложенных  друг в друга оболочек.

    Организует работу по электронному приложению

    - Земля имеет сложное внутреннее строение. В строении Земли выделяют три основных слоя. Назовите эти слои.

    - Как изменяется температура от ядра к земной коре?

    - В каком агрегатном состоянии находятся вещества ядра, мантии?

    - Используя текст учебника с.94 , заполняем карточку « Характеристика слоев Земли»  (приложение 1)

     

    Дети в тетради заполняют кластер

    Оболочки Земли

    Литосфера                        Биосфера

          Гидросфера     Атмосфера

    Работают с электронным приложением. Отвечают на вопросы

     

     

     

     

    Используя  фрагмент

    текста учебника и рис.42, заполняют таблицу

    (приложение 1), которая

    позволяет не только понять внутреннее

    строение оболочек Земли,

    но и дать им

    характеристику. Затем

    делают вывод.

    Физминутка.

    - Используя текст учебника найдите определение понятия "земная кора", "рельеф"

    Формирует представление о 2-х типах земной коры, различиях между ними.

    - Одинаковы ли по толщине

    материковая и  океаническая земная кора?

    - Какая из них толще?

    - На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги. Из ее недр добываем полезные  ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена она лучше.

    _ Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более полными?

     (узнать, из чего состоит земная кора?)

    - Предположите, из чего же она состоит? (горные породы).

    В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

    Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал». Сравните сказанное с текстом §20.

    Горные породы – породы, слагающие земную кору.

    Минералы – тела природы, входящие в состав горных пород.

     - В чем причина разнообразия горных пород?

    Учитель: Пользуясь текстом §20 назовите группы горных пород по происхождению

    - Земная кора состоит из ПЛИТ, которые постоянно находятся в движении (работа с интерактивной доской, картой «Строения земной коры»)

    Учащиеся работаю с текстом учебника с.94,95, выписывают в тетрадь термин "земная кора", "рельеф"

     

    Используя рис. 109 на с.  94 учащиеся отвечают на вопросы

     

     

     

    Отвечают на вопросы.

    Работая с текстом учебника, знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, называют основные группы горных пород по происхождению.

    Анализируют рис. 111, 112 на с. 96 учебника

    5.

    Первичное осмысление и закрепление изученного.

    Организует индивидуальную работу по карточкам (приложение 2)

    Выполняют задания на карточках

    6.

    Итоги урока. Рефлексия.

    Подводит итоги урока,

    комментирует и выставляет

    оценки за урок.

    Оценивают свою работу

    на уроке и работу всего

    класса.
    Самооценка работы в течение урока по методике “Светофор”:

    1. красный – я работал отлично, мне всё понятно
    2. желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
    3. синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

    7.

    Домашнее задание.

    Конкретизирует д/з.

    §20, задания в рабочей тетради.

    Записывают д/з

    Ожидаемые результаты:

    • работа в соответствии с поставленной учебной задачей;
    • участие в  совместной деятельности
    • сравнение полученных результатов с ожидаемыми  результатами
    • оценивание работы одноклассников
    • сравнивание объектов   по заданным критериям
    • высказывание суждений, подтверждение их фактами;
    • выявление причинно-следственных связей;
    • поиск и отбор информации  в учебной литературе

    Литература:

    1. Учебник «География. Начальный курс»   И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин   - М: Дрофа, 2015.
    2. Методическое пособие  к учебнику И.И. Бариновой "География. Начальный курс" - М.: Дрофа,2014

    Приложение 1.

    Оболочки Земли

    Температура

    (градусы)

    Размер (км)

    Свойства

    Ядро

    Мантия

    Земная кора

    Приложение 2.

    1. Найдите соответствия между внутренними слоями Земли и их характеристиками.

     

    1. ядро

    2. земная кора

    3. мантия

    А) состоит из гранита, базальта и осадочных пород

    Б) температура 2000, состояние вязкое, ближе к твердому

    В) температура 6000, твердое.

     

    2. Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».

    1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)

    2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)

    3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)

    4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)

    5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)

    Самопроверка.

    7-8 баллов-«5»

    5-6 баллов-«4»

    3-4 балла -«3»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"

    Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....

    конспект урока 7 класс "Внутреннее строение земноводных"(кейс-метод)

    Конспект урока по теме "Внутреннее строение земноводный" в рамках кейс-метода...

    Урок по географии в 6 классе "Внутреннее строение Земли"

    Тема урока:  Внутреннее строение Земли.Цель урока: Сформировать представление о внутреннем строении Земли. ...

    Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы». 5 класс

    Планируемые результаты:личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компо...

    конспект урока по теме "Внутреннее строение Земли" ,6 класс

    Конспект урока по теме "Внутреннее строение Земли", 6 класс . Классическая линия учебников....

    План урока с ЭОР "Внутреннее строение Земли"

    Комбинированный урок, ориентированный на такие формы работы учащихся как: устный ответ, работа с учебником, работа с тетрадью, работа с материалами ЦОР, исследовательская работа в группах.Цель  у...

    ТЕХНОЛОГИИ АМО (АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ). Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях АМО

    Открытый урок по географии для 5 класса "Внутреннее строение Земли" в Технологиях  АМО...