разработка урока географии в 5 классе "Внутреннее строение Земли".
методическая разработка по географии (5 класс)

Бальбурова Марина Климентьевна

полная разработка урока с презентацией, конспектом урока и дополнительными материалами к уроку.

Интересный урок в виде сказки, где Иван-царевич добывал ключ Земли, выполняя задания от царевны. Групповая практическая работа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Внутреннее строение Земли. 13.04.2021

Цели:

Образовательные:

способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания обучающихся  о горных породах  и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.

 Развивающие:

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, картами, учебником, с материалами мультимедийной презентации,  развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

 способствовать воспитанию географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных  ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и свою область, столь богатые  полезными ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира.

культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать с партнером, в группе.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.

Предметные:

обучающиеся должны знать основные понятия урока: основные виды горных пород, неоднородность состава твердой оболочки Земли, круговорот горных пород; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, гонных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

УУД.

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: 

Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная.

Оборудование:

 мультимедийная презентация, видеоролик (фрагмент с 1,54 до 4,53 минут), коллекция горных пород (для практ.работы), карточки с практ.работой, конверты с заданиями, учебник, тетрадь, атлас, смайлики (к началу урока), разноцв.листья и дерево успеха для рефлексии.

Основные термины и понятия: Ядро, мантия, земная кора, астеносфера, граница Мохо, минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; круговорот горных пород.

I.Организационный  этап. Приветствие, на экране слайд Какое у вас настроение? (слайд 1)

II. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, а вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в сказку. Согласны?

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван – царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.

 Решил царь Закир испытать своего сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван – царевич, мир повидать да себя показать. И отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван Закиров сын в путь – дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства – государства. Видит: перед ним 4 белых дворца стоят с золотыми крышами, а над ними надпись- «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера», «Литосфера». Прочитал Иван надписи и призадумался, что это такое.(сл.2)

- Ребята, давайте подскажем Ивану, что обозначают эти слова.

(ответы детей)

По ходу беседы  составляется на доске схема «Оболочки Земли».(сл.3)

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил? »

«Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать, да только не могу определить куда мне направиться. Помоги мне, добрый человек.

Как вы думаете, к какому дворцу отправил старец Ивана?

С.65

Правильно, Литосфера. (сл.4) А почему? Правильно! Литос-камень(сл.3), ключ Земли надо ведь найти. Поэтому, тема нашего урока…. (ответ детей «Литосфера. Строение Земли».

Тема: Внутреннее строение Земли. (сл.5)

Записываем тему урока.

Старец объяснил, что нужно идти Ивану во дворец под названием  «Литосфера».

« Есть ли в этой стране ключ Земли?»- спрашивает царевич. «Есть- то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна».

«А как же мне туда попасть?»- спрашивает Иван.

«Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик».

Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. Глубже роет Иван, тверже становятся породы. Попадаются ему железняки- бурый, магнитный, руды полезных металлов.

Увлекся работой Иван – царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: « Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне нужен, обещал я батюшке добыть его!»

«Ну что ж, выполнишь  мои задания, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна и протянула Ивану конверт с заданиями.

 «Конечно, - сказал Иван – царевич, - постараюсь!». А мы поможем Ивану.

С.66 Вы узнаете….дети формулируют цели урока (сл.6)

III. Изучение нового

План (сл.7):

  1. Внутреннее строение земли.
  2. Земная кора
  3. Горные породы и их классификация

- Каково внутреннее строение Земли?  (В конверте первое задание)

С. 20 в атласе и с.66 в учебнике. Видеоролик (с 1,54 до 4,53)

По мере просмотра рисуем (сл.8)

https://kipmu.ru/wp-content/uploads/stroenzemli.jpg

Строение Земли можно сравнить с яйцом. (сл.9)

Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа - это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок – мантия. Желток – ядро.

В виде схемы это можно изобразить так:

 Внутреннее строение Земли = ядро + мантия + земная кора.

чтобы царевне всё понравилось, выполним ТТ с.46 №1 (сл.10)

Взаимопроверка.

  1. Следующий вопрос задала царевна (вскрытие конверта):

Из чего состоит з.к.?

Читаем в учебнике «Горные породы» с.66

З.к. состоит из горных пород.

Записываем определение: Г.п.-это природные тела, сложенные минералами, которые различаются своими свойствами. Приведите примеры.

Физ.минутка:

центральная часть земного шара(ядро-сели)

часть Земли, которая расположена между земной корой и ядром(мантия-присели слегка)

твёрдая и самая тонкая наружная оболочка Земли(з.к.-потянулись)

Если сравнить с яйцом, то скорлупа(з.к.-потянулись)

Если сравнить с яйцом-желток(ядро-сели)

Если сравнить с персиком-вкусная мякоть(мантия-присели)

Если сравнить с яблоком-сердцевина(ядро-сели)

  1. Принцесса довольна и даёт третий конверт Ивану:

Как классифицируют горные породы? Дать хар-ку г.п.

Рис. в учебнике 4.2 В тетрадь кластер (сл.11)

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/g/GKgufZsMhPo7398Rt0kvTdJwqVnLNUIHlYja4bXer5/slide-2.jpg

Коллекция г.п. и минералов.

Практическая работа.

Разделимся на группы, каждая группа возьмёт:

1 гр. Магматические г.п.-гранит

2 гр. Осадочные г.п.-известняк

3 гр. Метаморфические г.п.-мрамор

Практическая работа

«Изучение свойств горных пород»

План характеристики

Горные породы

Название

Гранит

Известняк

Мрамор

Цвет

Структура (зернистая или плотная)

Блеск (искрящийся, зеркальный, металлический, блеск отсутствует – матовый)

группа (осадочная, магматическая, метаморфическая)

Твёрдость (по шкале Мооса)

Ответы детей у доски. Защита.

IV. Оценить работу учеников, групп.

V. Вспомним пройденное. Закрепление.

А теперь вернемся снова к сказке. «Молодец, Иван – царевич, правильно выполнил  мои задания с ребятами, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.

В ТТ №2,3,4 с.46-47 выполнить. (сл.12)

Взаимопроверка или самопроверка.

VI. Рефлексия (сл.13)

Дерево успеха

VII.  Домашнее задание (сл.14)

 п.25 учить строение Земли и классификацию г.п.

ТТ с.57 №17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Атмосфера Биосфера Гидросфера Литосфера

Слайд 5

Внутреннее строение Земли 5 класс

Слайд 6

земную кору.

Слайд 7

План: Внутреннее строение Земли Земная кора Горные породы и их классификация

Слайд 10

ТТ с.46 №1

Слайд 12

ТТ с.46-47 №2,3,4

Слайд 14

Д/з: П.25, выучить строение Земли и классификацию г.п. ТТ с.57 №17



Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Изучение свойств горных пород»

План характеристики

Горные породы

Название

Гранит

Известняк

Мрамор

Цвет

Структура (зернистая или плотная)

Блеск (искрящийся, зеркальный, металлический, блеск отсутствует – матовый)

группа (осадочная, магматическая, метаморфическая)

Твёрдость (по шкале Мооса)

Практическая работа

«Изучение свойств горных пород»

План характеристики

Горные породы

Название

Гранит

Известняк

Мрамор

Цвет

Структура (зернистая или плотная)

Блеск (искрящийся, зеркальный, металлический, блеск отсутствует – матовый)

группа (осадочная, магматическая, метаморфическая)

Твёрдость (по шкале Мооса)



Предварительный просмотр:

№1 Каково внутреннее строение Земли?

№2 Из чего состоит земная кора?

№3 Как классифицируют горные породы?  Дать характеристику.



Предварительный просмотр:

https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png

https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png

https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png

https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png

https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png https://w7.pngwing.com/pngs/132/913/png-transparent-leaf-green-leaves-color-autumn-plant.png

https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png

https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png

https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png

https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png https://w7.pngwing.com/pngs/945/863/png-transparent-leaf-yellow-autumn-leaves-petal-leaves-leaf-maple-leaf-leaves.png

https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg

https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg

https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg

https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg https://st4.depositphotos.com/5532432/21302/v/1600/depositphotos_213021068-stock-illustration-red-leaf-thin-veins-autumn.jpg

https://img2.freepng.ru/20180330/gfq/kisspng-how-to-draw-trees-drawing-cartoon-sketch-cartoon-tree-5abebdb4ad0f90.0387724115224498447089.jpg



Предварительный просмотр:

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера



Предварительный просмотр:

https://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpghttps://pbs.twimg.com/profile_images/833980527199805440/R-GY9inx.jpg

https://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.pnghttps://w7.pngwing.com/pngs/186/115/png-transparent-smiley-emoticon-sadness-frowning-miscellaneous-face-smiley.png



Предварительный просмотр:

1 гр. Магматические г.п.-гранит

http://terrastory.ru/wp-content/uploads/2020/11/granit1.jpg

2 гр. Осадочные г.п.

-известняк

https://rusinfo.info/wp-content/uploads/5/6/b/56b75fe7045d99ae280d7800c7807349.jpg

3 гр. Метаморфические г.п.-мрамор

https://fanfishka.ru/forum/uploads/monthly_2019_08/land-vidy.jpg.fdb74665c79c8811c4ca1daf0816a0bd.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии для 7 класса "Население Земли"

Разработка урока для 7 класса по теме "Население Земли". Работа учащихся организуется в группах. Предлагаются задания для каждой группы и описана технология реализации задача урока....

Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Земля и Вселенная""

Методическая разработка урока географии в 6 классе составлена с учетом ФГОС второго поколения....

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Разработка урока географии в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"

В материале представлены конспект и презентация урока  "Земля - планета солнечной системы"  в соответствии с ФГОС....

Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы». 5 класс

Планируемые результаты:личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компо...

Разработка урока географии в 7 классе: "Земля – наш общий дом"

Тема: Земля – наш общий дом.Тип урока: урок  конструирования познавательного конфликта.Форма проведения урока: организация фронтальной, индивидуально - групповой деятельности учащихся.Цель:образо...

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»...