Разработка урока географии в 7 классе: "Земля – наш общий дом"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Демченко Елена Михайловна

Тема: Земля – наш общий дом.

Тип урока: урок  конструирования познавательного конфликта.

Форма проведения урока: организация фронтальной, индивидуально - групповой деятельности учащихся.

Цель:

  • образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира; экологической культуры, определить место человека в природе,
  • воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; выделить основные положения философских представлений о роли и месте человека в природе.
  • развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass_geografiya.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

                             (Е.Шкловский)

Тема: Земля – наш общий дом.

Тип урока: урок  конструирования познавательного конфликта.

Форма проведения урока: организация фронтальной, индивидуально - групповой деятельности учащихся.

Цель:

  • образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира; экологической культуры, определить место человека в природе,
  • воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; выделить основные положения философских представлений о роли и месте человека в природе.
  • развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.

Задачи:

  1. Объяснить взаимосвязь человека и природы, иллюстрируя это конкретными примерами.
  2. Продолжить развитие у учащихся умений синтезировать и анализировать, обобщать и делать выводы – таким образом развивать у них основные составляющие логического, продуктивного мышления.
  3. Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Актуализация опорных знаний:  Учащиеся рассаживаются в группы. Выбирается спикер группы. Выполнение работы (обсуждение домашних вопросов) Раздаются оценочные листы, обсуждаются критерии оценок.

I.Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока – «Письмо от белого медведя».


Я, медвежонок, сын белой медведицы. Я живу в Арктике, на Северном полюсе. Мои сородичи – большие и сильные медведи, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что в океане не осталось рыбы, которой мы питаемся из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. От плохой воды её шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, скоро растают льды и нам негде будет жить.         Помогите нам, люди!

Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо?
Примерные ответы детей:

  • животным стало негде жить;
  • им нечего есть;
  • загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни;
  • потепление угрожает всем.


Какое грустное письмо! Сколько проблем у маленького медвежонка! Люди привыкли ощущать себя царями природы. И это породило множество проблем. Я начну, а вы продолжите. Например, озоновые дыры угрожают всем живущим на земле. А что еще?

Дети называют:

  • загрязнение мирового океана, рек, озер;
  • вырубка лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • нехватка питьевой воды;
  • исчезновение видов растений и животных с лица Земли.


Вы видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Проблемы надо разрешать. Сегодня вместе с вами мы попытаемся наметить пути решения некоторых проблем. «Земля защиты просит у людей» – эта строка из стихотворения Сергея Островского как нельзя лучше отражает нашу тему.

Защита презентаций.

Предлагаю вам начать заполнение необычного календаря экологических дат:

22 марта – Всемирный день воды;
1 апреля – Международный день птиц;
22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ;
5 июня – всемирный день охраны окружающей среды;
4 октября – Всемирный день животных.

А знаете ли вы, как и почему родился праздник 4 октября? (история возникновения праздника): решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября было выбрано не случайно. Это день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных.

Во многих странах в этот день проходят мероприятия в защиту домашних животных. Вспомните слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Они должны иметь право на хорошую жизнь.

Круг - это символ солнца, а значит - тепла, света, жизни.
Круг - это символ
 единства, сплоченности, взаимовыручки.
Круг - это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды.
Все важные, волнующие людей вопросы
 принято решать за "круглым столом".
Вспомним слова поэта: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Круг - это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять.
Круг - это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.
Как вы думаете, чем характеризуется современный этап развития взаимоотношений человека и природы - усилением или ослаблением его зависимости от окружающей среды?

Что необходимо сделать для сохранения природы?

Сегодня и вы окажетесь в роли ученых - специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.
Задания для групп.

1.Ботаники -  что угрожает «легким нашей планеты » - растениям.
2.Зоологи -  о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
3.Географы -  что угрожает «крови», т.е. почве, воде и воздуху.
4.  1 точка зрения                      «Человек – царь природы»

5.   2 точка зрения   «Человек – звено в долгой цепи эволюции»

Существует две противоположные точки зрения на проблему взаимодействия человека и природы:

               

Правила проведения дискуссии:

  • критикуй не оппонентов, а идеи;
  • вовлечение всех учащихся в дискуссию;
  • каждый имеет право высказывать свою точку зрения;
  • обсуждению подлежат все позиции;
  • обязательное подведение промежуточных и конечных результатов дискуссии.

Выступление групп.



Ребята, а вы помните, что белый медвежонок ждет нашего ответа? Что мы ему напишем? Сейчас каждый получит возможность написать ответ.

Дети пишут письмо.

Как это страшно – умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут. И падут растения.
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты,
Она спасенья просит у людей.



Для того чтобы защитить Землю, не нужно быть бедным или богатым, высоким или низким, даже не нужно быть очень ученым. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Помните о нашем разговоре. Сохраните природу для будущих поколений! Охраняйте ее богатства, берегите наших близких домашних животных и не обижайте, а защищайте тех, кто по какой-то причине оказался на улице.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?

«Будьте активными защитниками природной среды»

Соблюдайте правила поведения в лесу,

на берегу водоемов…

Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…)


Заботьтесь
о братьях наших меньших
(муравьях, птицах, ежиках …)

Украшайте
в зеленый наряд
города и села

III. Домашнее задание:

Параграф 62, подготовить сообщения об экологических катастрофах XX века.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 6 класса:"Земля-уникальная планета."

Урок об уникальности планеты Земля,природы и жизни на Земле....

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...

Разработка урока географии в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"

В материале представлены конспект и презентация урока  "Земля - планета солнечной системы"  в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по ФГОС по географии 5 класс Земля - часть Солнечной системы

Данный урок  идет  6 по счету, и 1 в теме   раздела Земля – планета Солнечной системы...

Контрольный тест по географии 5 класс "Земля и ее изображение"

Тест по географии "Земля и ее изображение"...

Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...

Разработка урока географии в 7 классе "Общая характеристика России"

Урок географии в 7 классе разработан по УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Цель:  Изучить основные черты географического положения, природу  России и выявить их в...