Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Ипатьева Ирина Вадимовна

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География России. Природа", так и для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon k_nevedomym_zemlyam_urok-viktorina_8_klass.zip1.09 МБ

Предварительный просмотр:

8 КЛАСС

Урок- викторина «К неведомым землям»

(Этапы и методы  географического изучения территории)

Урок проводится через неделю после изучения темы в традиционной форме, чтобы уч-ся имели время на подготовку.  Эта тема очень объемная по количеству изучаемого материала, а времени на изучение отводится мало, даже с учетом ознакомления в курсах географии 6 и 7 классов. Кроме того, освоение данного материала проверяется в материалах ЕГЭ.

Цели:    

  • Закрепить знания об этапах и методах изучения территории; об известных землепроходцах, географах-исследователях и их вкладе в развитие науки.
  • Активизировать знания курса истории по данным вопросам.
  • Развивать умение работать в команде; умение использовать различные источники информации.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Воспитывать чувство патриотизма (вклад  русских ученых в изучение Земли).

Ход урока

Этап урока (викторины)

Основные виды деятельности

1

Организационный момент

Команды занимают свои места. Проверка наличия необходимых источников информации.

2

Сообщение темы и цели урока

Уч-ль: Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей. Быть исследователем, путешественником – это проверка на прочность и пройти её сможет только тот, кто обладает достаточным объемом знаний и опыта. Успехов вам, ребята!

3

Конкурс «Свистать всех наверх!»- max5 баллов

Приветствие команд.

Жюри оценивает название команды, наличие эмблемы, девиза, а также творческий подход к оформлению приветствия. В конце приветствия можно использовать песню из к/ф «В поисках капитана Гранта» - «Веселый ветер».

4

Конкурс «Отдать швартовы!» - max 3 балла

1 команда –Семен Дежнев (1640-1668)

2 команда – Витус Беринг и Алексей Чириков (1727 -1729)

3 команда – Владимир Атласов (1696-1699)

Командам предлагается за 1 минуту определить маршрут какого землепроходца изображен на к/к, назвать в какой временной промежуток было совершено его путешествие.

5

Конкурс «Поднять паруса!» max 14 баллов

1 команда – Первая Камчатская экспедиция (1734-1742)

2 команда – Первая Русская кругосветная экспедиция (1803-1806)

3 команда – «Южная звезда» (1812-1822)

Командам за 3 минуты необходимо в предложенныхтекстах заменить выделенные слова, назвать экспедицию и временной промежуток, ей соответствующий.

6

Конкурс «На абордаж!» max 4 балла

Вопросы команд-соперниц. Каждая команда заранее готовит два вопроса (по одному для каждой команды). Оценивается содержание вопросов, а также правильность овета на вопросы команд-соперниц.

7

Конкурс «Секретный фарватер» баллы оцениваются по кол-ву подписанных географических объектов.

Командам предлагается за 1 минуту подписать на к/к океаны, моря, заливы, проливы, о-ва, п-ова.

8

Конкурс «Встреча с иноземцами» max 10 баллов

Каждой команде предлагается по 10вопросов, время на обдумывание 15-20 секунд.

9

Конкурс «Дневник экспедиции» max 5 баллов

Устное сообщение об извесстных исследователях.

Жюри оценивает особенности изложения материала (научность, доступность, последовательность), сопровождение рассказа показом по карте, творческий подход (наличие презентации или просто иилюстративного материала).

Это было д/з команд.

10

Подведение итогов «Награда победителю!

Команды награждаются грамотами. Закончить можно песней из к/ф «Дети капитана Гранта» - «Капитан»

11

Д/з

Приложение к конкурсу «Встреча с иноземцами»

1 команда

1

После его похода началось освоение Сибири

Ермак

2

Составил первое географическое описание России

И.К. Кириллов

3

Открыл пролив между двумя материками.

Витус Беринг

4

Его именем назван горный хребет на С-В России

И.Д. Черский

5

Достиг крайней северной оконечности Азии

Семен Челюскин

6

Исследовал Охотские море, доказал, что о. Сахалин отделен от материка

Г.И. Невельский

7

Путешественник,  открыл ряд хребтов в Забайкалье, автор книги «Земля Санникова»

Д.Обручев

8

Географ-почвовед, создал учение о географических зонах.

В.В. Докучаев

9

Русский путешественник, длительное время проживавший на о. Новая Гвинея.

Н.Н. Миклухо-Маклай

10

Вид современных исследований, в переводе означает «надзирающий»

мониторинг

2 команда

1

Его именем названы субъект РФ на Дальнем Востоке и его центр.

Ерофей Хабаров

2

Русский казак, первым совершивший плавание из Северного Ледовитого океана в Тихий.

Семен Дежнев

3

Русский географ, осуществивший попытку собрать географические сведения путем подготовки специального опросника от имени АН

В.Н. Татищев

4

Братья, исследовавшие побережье Северного Ледовитого океана, чье имя впоследствие получило одно из морей.

Дмитрий и Харитон Лаптевы

5

Русский казак, совершивший поход из Якутска на Амур

Василий Поярков

6

Русский путешественник, исследовавший Ц. Азию и Уссурийский край

Н.Н. Пржевальский

7

Русский купец, исследовавший алеутские о-ва, п-ов Аляску. Основал первое русское поселение на о.Кадьяк

Г.И. Шелехов

8

Путешественник, исследователь Ср. Азии. Его именем назван крупнейший в мире ледник на Памире.

А.П. Федченко

9

Один из руковолителей первой русской экспедиции к Северному полюсу. Его имя носит Ростовское-на-Дону мореходное училище и одна из улиц города.

Г.Я. Седов

10

Важнейший источник географической информации

Географическая карта

3 команда

1

Им принадлежит отррытие последнего материка

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

2

Руский купец-путешественник, памятник которому стоит в г. Тверь. Автор книги «Хождение за три моря»

Афанасий Никитин

3

Вторую часть фамилии этот путешественник получил в признание за свои открытия.

П.П. Семенов-Тян-Шанский

4

Один из организаторов проекта Северного морского пути

О.Ю.Шмидт

5

Известный революционер, географ и геолог, провел ряд экспедиций по восточной Сибири. Его имя носит город в Ставропольском крае.

П.А. Кропоткин

6

Автор «Сказания о Земле Камчатке»

С. Крашенинников

7

Совершил последнее крупное открытие в Арктике. Его именем назван пролив между материком и архи-ом Северная Земля  

Б.А. Вилькицкий

8

Руководитель дрейфующей полярной станции

И.Д. Папанин

9

Ученый-химик, внес вклад в развитие географии. Изучал многие р-ны России, подготовил проект Северного Морского пути.

Д.И. Менделеев

10

Виды дистанционных исследований

Аэро- и космическая съемка

Приложение к конкурсу «Поднять паруса»

Инициатором этой экспедиции был российский император. Начальник экспедиции известный мореплаватель, офицер русского флота. Он с честью выполнил поставленные задачи: был открыт пролив между двумя материками, исследовано побережье крупного п-ова, составлены подробные карты и открыты многие о-ва. В честь путешественника названа группа

 о-вов, один из которых носит его имя, а также открытый им пролив, море, соединившее два океана.

  1. Петр I
  2. Витус Беринг
  3. Берингов пролив
  4. Евразия и Северная Америка
  5. п-ов Камчатка
  6. Командорские о-ва
  7. о. Беринга
  8. Берингов пролив
  9. Берингово море
  10. Северный Ледоитый и Тихий океанв

Первая Камчатская экспедиция (1734-1742)

Эта экспедиция совершила первое русское кругосветное плвание. На двух кораблях под командованием двух капитан-лейтенантов вышли из порта на побережье моря, относящегося к бассейну второго по пллощади океана. Повторили путь первого кругосветного путешествия под руководством испанца. В самом большом океане у группы островов суда разъединились  и отправились к берегам двух соседних материков. Объединились они у юго-восточного побережья одного из них и дошли до мыса у южной оконечности второго по площади материка и по отдельности вернулись в Россию

  1. «Нева» и «Надежда»
  2. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф Лисянский
  3. Кронштадт
  4. Балтийское море
  5. Атлантический океан
  6. Ф. Магеллан
  7. Тихий океан
  8. Гавайские о-ва
  9. Евразия и Северная Америка
  10. Африка

Первая русская кругосветная экспедиция (1803-1806)

Кругосветное плавание на двух шлюпах под командованием капитана и лейтенанта, направленная для исследования в высоких широтах одного из полушарий, открыла последний материк. По пути они зашли на восточное побережье самого маленького по площади материка, прошли вдоль о-ва, носящего имя голландского мореплавателя, открыли остров и назвали его именем первого российского императора. Обратный путь лежал через самый широкий пролив между двумя материками.

  1. «Восток» и «Мирный»
  2. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев
  3. Южного полушария
  4. Антарктида
  5. Австралия
  6. Тасмания
  7. Абель Тасман
  8. о. Петра I
  9. пролив Дрейка
  10. Антарктида и Южная Америка

«Южная звезда» (1812-1822)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс

Урок географии в 5 классе по ФГОС ООО...

Конспект урока географии 5 класс "Оболочки Земли"

Класс: 5Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс...

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

План-конспект урока географии по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Целью урока является формирование понятия об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, ее составных частях....

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...