Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Виноградова Лариса Александровна

Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

 

 

 

Учитель: Виноградова Л.А.

Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- Петербурга

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Раздел 3  урок № 1

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: УМК  И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.

Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

Задачи: Образовательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); Анализировать результаты наблюдений; Фиксировать их результаты; Сравнивать различные объекты; Выявлять сходство и различия объектов; Выделять общее и частное в изучаемых объектах; Сопоставлять характеристики разных объектов; Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;

Развивающие:

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы; Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств; Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач; Анализировать собственную работу; Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)

Воспитательные:

Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; Воспитание любви к природе; Готовность учащихся к поступкам на благо природы; Умение отстаивать свою точку зрения; Умение слышать и слушать чужое мнение.

УУД   Личностные УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: сформировать представление об отличительных особенностей разных сред обитания организмов в их приспособленности и жизни в этих средах, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты: Предметные

Знать: разные среды обитания, их отличительные особенности, представителей разных сред.

Уметь: уметь оформлять таблицу в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

                                                                Ход  урока.

  1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.

- Великолепно, мы готовы к работе!

2.  Актуализация знаний

Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! ( предлагается решить тест) Приложение 1.

Проводится взаимопроверка по ответам на Слайде №2

Слайд №3 Критерии оценивания, озвучивание результатов, подведение итогов.

Слайд №4  Дверь открылась!

Слайд №5 Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)

Учит.- Все вы помните сказку про теремок. Проговаривает слова, просит продолжить детей.

Вопрос- Скажите, а в природе могли бы эти  животные жить вместе?

Учен. – отвечают, размышляют.

Учит.- А почему?                 Учен. – ( потому что живут в разных условиях)

Учит. –  О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока.

Учен. – высказывают предположения.

Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учен. – записывают тему в тетрадь

Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.

Учен. – формулируют цели урока.

Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов  к жизни в среде обитания.

Учит. – А что такое « среда обитания» ?      Учен. – высказывают мысли

Слайд № 8- определение  ( записывают в тетрадь)

  1. Изучение нового материала

Учит. -  На столах у вас лежат  белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по  средам их обитания.  ( работают в парах)

- Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.

Учит.- На доске схема                    СРЕДА ОБИТАНИЯ

Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана)  Слайд №9

Учит. – Из картинок с которыми вы работали возьмите себе по одной, отмеченной синим, зелёным или  черным цветом.  Объединитесь    в группы:   зелёные – первый ряд,  синие  - третий,   черные  - средний.                 Динамическая пауза.

Учит.- Какая среда оказалась самая многочисленная?  Малочисленная? А почему у нас  в схеме одна стрелка не подписана?

Учен. – предполагают существование ещё одной среды.

Задание:  работа с учебником стр. 77  Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей.   Дописали схему в тетради.

Учит. -  Почему у нас в стране

             Пальмы не растут?

            Ясно и тебе и мне

            Холодно им тут.

            А в походе по грибы

            На лесной дорожке

           Вряд ли встретятся  слоны и носороги.

Учит.-  Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?

( Что окружает человека  - воздух,  а дождевого червя  - почва; а рыбу  - вода)

Учен.- называют (  вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 10

Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.

Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.

Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам    «Конверт с помощью» ( приложение 2)

Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.

Слайд № 11  - таблица « Характеристика сред»

Учит. – Чем являются все эти условия?  Как могут они влиять на организмы?  

Учен. -  ( факторами среды,  влияют: положительно и отрицательно)

Учит.- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека.  Каждое живое существо приспособилось к своей среде.

  1. Закрепление материала.

Задание 1:   В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось? 

Слайд № 12     ГЕПАРД   ( отвечают, называют)

Слайд № 13    РЫБА

Слайд № 14 КРОТ

Слайд № 15  аскарида

Задание2: « Третий лишний»  ( в тетради )  слабоуспевающие.      Приложение 3.

Задание3:  Соотнести правые и левые части задания.

  1. Подведение итогов.

1)      Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили) Слайд № 16

2)      Оценить работу учащихся на уроке.

Слайд № 17     Урок закончим мы на том,

                           Что вся Земля наш общий дом.

                           Что дом мы наш должны беречь.

                           Давай докажем ,что не зря.

                           На нас надеется Земля!

  1. Слайд № 18      Домашнее задание.

Параграф № 17  1) пересказ

3)      Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»

4)      Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Приложение 1

1.      Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?

А- растения;             Б- грибы;                  В- бактерии;                    Г- животные;

2.      Живые организмы, в отличие  от  тел  неживой  природы:

А- неподвижны;          Б- состоят из химических веществ;  

 В- имеют  клеточное строение;        Г- имеют цвет;

3.      Для выпечки  хлеба  используются    грибы:

А- трутовики;       Б- маслята;     В- дрожжи;    Г- лисички;

4.      Клетки бактерий  не имеют:

А-  цитоплазмы;         Б- ядра;      В- нуклеиновой кислоты;     Г- наружной мембраны;

5.      Пищевыми являются растения:

А- рожь и рис;        Б- лён  и хлопчатник;      В- зверобой и тюльпан;     Г- берёза и осина.

 

                                       Приложение  2

                                      Водная среда                                            

                                     Кислорода    не хватает                                           

                                    Света  мало

                                     Воды   достаточно

                                     Температура изменяется

Почвенная среда                                                               Наземно – воздушная среда                  

Кислорода недостаточно                                        Света  достаточно         

Света  недостаточно                                               Воды часто не хватает

Воды  достаточно                                                   Температура значительно изменяется

Температура ровная

 

                                                

 

 

 

                                                        Приложение  3

                                                « Третий лишний»

Задание  2

Найдите  « лишнего»  и объясните свой выбор.

1)       Крот   -   верблюд   - морская черепаха;

2)       Лягушка  -  волк    - пиявка;

3)      Крот  - червь  - сова  -  землеройка;

 

Задание 3

Соотнесите правые и левые части задания.

А – кит,  сом,  водоросль;                                                    1)  почвенная

Б – крот, червь, гриб;                                                           2) организменная

В  - растения, птица, медведь;                                          3) наземно-воздушная

Г  - бактерия, аскарида, гриб трутовик ;                         4)  водная

             А

          Б

          В

          Г

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Учитель: Виноградова Л.А.

Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- Петербурга

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Раздел 3  урок № 1

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: УМК  И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана - Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.

Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

Задачи: Образовательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); Анализировать результаты наблюдений; Фиксировать их результаты; Сравнивать различные объекты; Выявлять сходство и различия объектов; Выделять общее и частное в изучаемых объектах; Сопоставлять характеристики разных объектов; Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;

Развивающие:

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы; Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств; Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач; Анализировать собственную работу; Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)

Воспитательные:

Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; Воспитание любви к природе; Готовность учащихся к поступкам на благо природы; Умение отстаивать свою точку зрения; Умение слышать и слушать чужое мнение.

УУД   Личностные УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: сформировать представление об отличительных особенностей разных сред обитания организмов в их приспособленности и жизни в этих средах, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты: Предметные

Знать: разные среды обитания, их отличительные особенности, представителей разных сред.

Уметь: уметь оформлять таблицу в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

                                                                Ход  урока.

  1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.

- Великолепно, мы готовы к работе!

2.  Актуализация знаний

Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! ( предлагается решить тест) Приложение 1.

Проводится взаимопроверка по ответам на Слайде №2

Слайд №3 Критерии оценивания, озвучивание результатов, подведение итогов.

Слайд №4  Дверь открылась!

Слайд №5 Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)

Учит.- Все вы помните сказку про теремок. Проговаривает слова, просит продолжить детей.

Вопрос- Скажите, а в природе могли бы эти  животные жить вместе?

Учен. – отвечают, размышляют.

Учит.- А почему?                 Учен. – ( потому что живут в разных условиях)

Учит. –  О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока.

Учен. – высказывают предположения.

Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учен. – записывают тему в тетрадь

Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.

Учен. – формулируют цели урока.

Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов  к жизни в среде обитания.

Учит. – А что такое « среда обитания» ?      Учен. – высказывают мысли

Слайд № 8- определение  ( записывают в тетрадь)

  1. Изучение нового материала

Учит. -  На столах у вас лежат  белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по  средам их обитания.  ( работают в парах)

- Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.

Учит.- На доске схема                    СРЕДА ОБИТАНИЯ

Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана)  Слайд №9

Учит. – Из картинок с которыми вы работали возьмите себе по одной, отмеченной синим, зелёным или  черным цветом.  Объединитесь    в группы:   зелёные – первый ряд,  синие  - третий,   черные  - средний.                 Динамическая пауза.

Учит.- Какая среда оказалась самая многочисленная?  Малочисленная? А почему у нас  в схеме одна стрелка не подписана?

Учен. – предполагают существование ещё одной среды.

Задание:  работа с учебником стр. 77  Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей.   Дописали схему в тетради.

Учит. -  Почему у нас в стране

             Пальмы не растут?

            Ясно и тебе и мне

            Холодно им тут.

            А в походе по грибы

            На лесной дорожке

           Вряд ли встретятся  слоны и носороги.

Учит.-  Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?

( Что окружает человека  - воздух,  а дождевого червя  - почва; а рыбу  - вода)

Учен.- называют (  вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 10

Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.

Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.

Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам    «Конверт с помощью» ( приложение 2)

Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.

Слайд № 11  - таблица « Характеристика сред»

Учит. – Чем являются все эти условия?  Как могут они влиять на организмы?  

Учен. -  ( факторами среды,  влияют: положительно и отрицательно)

Учит.- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека.  Каждое живое существо приспособилось к своей среде.

  1. Закрепление материала.

Задание 1:   В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось?  

Слайд № 12     ГЕПАРД   ( отвечают, называют)

Слайд № 13    РЫБА

Слайд № 14 КРОТ

Слайд № 15  аскарида

Задание2: « Третий лишний»  ( в тетради )  слабоуспевающие.      Приложение 3.

Задание3:  Соотнести правые и левые части задания.

  1. Подведение итогов.
  1. Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили) Слайд № 16
  2. Оценить работу учащихся на уроке.

Слайд № 17     Урок закончим мы на том,

                           Что вся Земля наш общий дом.

                           Что дом мы наш должны беречь.

                           Давай докажем ,что не зря.

                           На нас надеется Земля!

  1. Слайд № 18      Домашнее задание.

Параграф № 17  1) пересказ

  1. Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»
  2. Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.

                                                           Приложение 1

  1. Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?

А- растения;             Б- грибы;                  В- бактерии;                    Г- животные;

  1. Живые организмы, в отличие  от  тел  неживой  природы:

А- неподвижны;          Б- состоят из химических веществ;  

 В- имеют  клеточное строение;        Г- имеют цвет;

  1. Для выпечки  хлеба  используются    грибы:

А- трутовики;       Б- маслята;     В- дрожжи;    Г- лисички;

  1. Клетки бактерий  не имеют:

А-  цитоплазмы;         Б- ядра;      В- нуклеиновой кислоты;     Г- наружной мембраны;

  1. Пищевыми являются растения:

А- рожь и рис;        Б- лён  и хлопчатник;      В- зверобой и тюльпан;     Г- берёза и осина.

                                       Приложение  2

                                      Водная среда                                            

                                     Кислорода    не хватает                                            

                                    Света  мало

                                     Воды   достаточно

                                     Температура изменяется

Почвенная среда                                                               Наземно – воздушная среда                  

Кислорода недостаточно                                        Света  достаточно        

Света  недостаточно                                               Воды часто не хватает

Воды  достаточно                                                   Температура значительно изменяется

Температура ровная

                                                 

                                                        Приложение  3

                                                « Третий лишний»

Задание  2

Найдите  « лишнего»  и объясните свой выбор.

  1.  Крот   -   верблюд   - морская черепаха;
  2.  Лягушка  -  волк    - пиявка;
  3. Крот  - червь  - сова  -  землеройка;

Задание 3

Соотнесите правые и левые части задания.

А – кит,  сом,  водоросль;                                                    1)  почвенная

Б – крот, червь, гриб;                                                           2) организменная

В  - растения, птица, медведь;                                          3) наземно-воздушная

Г  - бактерия, аскарида, гриб трутовик ;                         4)  водная

             А

          Б

          В

          Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

конспект урока "Среды жизни на Земле"

Соответствует линии Пономаревой И.Н., проводится в 5 классе....

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....

Презентация к уроку "Среды жизни планеты Земля" 5 класс

В данном материале описываются основные среды жизни в природе: водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная, даны характеристики каждой среды жизни и приспособления организмов к жизни в данных...