Конспект урока "Среды жизни планеты Земля. "
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Жалсараева Марина Анатольевна

Конспект урока в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:  Среды жизни планеты Земля.

 Цель урока: формирование представления об особенностях сред жизни на планете Земля

 Задачи: - образовательные (формирование познавательных УУД):

  • сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • продолжить формирование умения слушать и вступать в диалог,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие,
  • воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • продолжить формирование умения обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
  • представлять информацию в табличной форме, развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
  •  осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.  

Место урока в рабочей программе: Тема 3,  урок №20 (первый урок в данной теме)

Тип урока: изучение нового материала.
УУД, формируемые на уроке:
личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной мира; аргументированное оценивание своих поступков; нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала. 
коммуникативные: участие в совместной деятельности; создание устных и письменных текстов; аргументировать свою точку зрения, осознанное чтение, владение монологической речью; организация работы в группе, использование

иллюстраций как инструмента для достижения цели; изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
познавательные: формулирование проблемы, поиск путей решения; владение смысловым чтением; нахождение достоверной информации; представление информации в таблице; анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; построение речевого высказывания.
регулятивные: целеполагание, планирование, определение проблемы, выдвижение версий; оценка и самоконтроль учебной деятельности
Ожидаемые результаты:

Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно – следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Предметные:
-Научиться давать определения понятиям: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная среды жизни;

- характеризовать особенности условий сред жизни на Земле;

- характеризовать организмы – паразиты, используя рисунки учебника;

- приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов;

- объяснять их воздействие на организм хозяина.

Формы работы учащихся: Фронтальная,  индивидуальная, групповая

Используемое оборудование: компьютер, плазменный экран, учебник биологии, раздаточный материал (таблицы, квадраты из цветного картона для рефлексии, иллюстрации живых организмов), электронная презентация, оценочный лист.

Ход урока:

  1. Организационный этап
  1. Приветствие учителя.
  2. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.
  3. У каждого ученика имеются сигнальные карточки, лист оценивания (Заполняется самостоятельно в процессе урока).

Начиная урок,  я предлагаю  вам - с составления экрана настроения. Оцените своѐ настроение на данный момент и соотнесите его с цветом. Какого цвета сейчас ваше настроение? Поднимите сигнальные карточки. (У каждого ученика на парте имеются сигнальные карточки из цветной бумаги.) Учащийся выбирает необходимую карточку    которому соответствует его  настроение. По состоянию делается вывод о готовности детей к работе или пожелания улучшения настроения в ходе урока  красный цвет - радостное;  желтый цвет - спокойное;  зеленый цвет - мне все равно;    синий цвет - тревожное, грустное. ). Думаю, что демонстрация прочных знаний в ходе проверки домашнего задания пройдет с таким же хорошим настроением.

  1. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Проверка знаний пройденного материала «Значение живых организмов в природе и жизни человека»

Представьте такую ситуацию: вы все являетесь сотрудниками общества «Юные биологи», и вас просят дать интервью на тему: «Значение живых организмов в природе и жизни человека». В роли журналиста буду выступать я,  так как вы еще пока «юные биологи».  Помните, что в интервью всегда формулируются краткие, но четкие ответы. Итак, начнѐм:

Интервью 1. При изучении чего-либо человек всегда оценивает пользу и возможный вред. Существуют ли в природе живые организмы, вредные для человека? В чѐм заключается их вредное воздействие?

 2. Какие живые организмы полезны человеку?

3. Существуют ли организмы для человека вредные, но в природе – полезные? Докажите.

4. Почему же в природе не бывает вредных организмов?

5. Почему важно охранять и вредных и полезных живых организмов (биологическое разнообразие)? (Похвалить учащегося за ответы)

Давайте же и для всех проведем краткий письменный блиц- опрос. Карточка №1.

Каждый ученик получает карточку с заданием: «Отметьте буквы, соответствующие верным ответам». Из полученных букв составьте слова. Оба слова – имена существительные. (СРЕДА, ЖИЗНЬ)

Вариант №1

вопрос

1

 Какой жук живет на мучных складах, пекарнях, потребляет муку и наносит ущерб человеку?        Е – мучной хрущак;

                           Б – божья коровка.

2

Какое растение является сорняком?               Д - лебеда; В - рожь;

3

Кого одомашнил человек для борьбы с мышами:      А - кошку; Г - собаку.

4

Какие организмы питаются комарами, досаждающими человеку?

              С – мелкие лесные птицы; М –лисы и змеи.

5

Почему в природе не бывает вредных организмов?

Р – потому, что жизнь одних организмов зависит от жизни других организмов, так как все они взаимосвязаны; Д – потому, что вредных организмов истребляет человек.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: СРЕДА

Вариант №2

вопрос

1

Гусеница какой бабочки используется человеком для получения шелковых нитей:

Ь - тутовый шелкопряд; А - капустница.

2

Какое растение НЕ является лекарственным?      М - подорожник; З - лебеда.

3

Почему важно сохранять разнообразие видов организмов на Земле?

 Ж – потому, что от него зависит выживание человека;

Р – потому, что живых организмов на планете осталось очень мало

4

Какой организм ядовит для человека, но полезен в природе?:

                                      Т- валериана; Н - мухомор;

5

Где используется пенициллин, полученный из зелѐной плесени?:

И – в медицине как лекарство; Л – в кулинарии как продукт питания.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: ЖИЗНЬ

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЕРНЫХ ОТВЕТОВ НА ЭКРАНЕ. САМОПРОВЕРКА И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТЫ (учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются работами и выполняют проверку по заданным критериям).

0 ошибок – 5 баллов.

1- ошибка – 4 балла.

2 ошибки – 3 балла.

4 и более ошибок – 2 балла.

Определение предполагаемого качества работы. Заполнение оценочного листа.

2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Из полученных в тестах букв вы составили слова. (СРЕДА, ЖИЗНЬ).  Вы должны связать эти слова так, чтобы образовалось словосочетание. ( СРЕДА ЖИЗНИ ).

А теперь, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Среды жизни планеты Земля ( запись темы урока в тетрадь).  Исходя из темы, определите, какова цель нашего урока? Что мы должны понять?  Что узнать? (постановка целей урока).  Что запомнить?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

Цель урока: Узнать какие среды жизни существуют на нашей планете, кто её обитатели.

Задачи урока: -Что такое среда жизни / среда обитания

-Какие среды жизни существуют на Земле

- Каковы условия жизни в этих средах

-Что позволяет живым организмам обитать в той или иной среде, каковы их приспособления.

А для чего нам эта информация? (Мотивация) Работая над предыдущей темой, мы выяснили, что человеку необходимо сохранить разнообразие видов живых организмов на Земле. Но ! сделать это можно будет только тогда, когда человек изучит те места, в которых обитают живые организмы и, по возможности, создаст для обитателей комфортные условия. Поэтому изучить сегодняшнюю тему очень важно. Итак, начнѐм.

  1. Изучение нового материала.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 

Демонстрация живых организмов на экране. Посмотрите на изображения различных живых организмов.  Почему они такие разные? Почему так отличаются друг от друга? (потому, что они живут в разных условиях, в разных средах). Значит, среда жизни - это и есть те условия, в которых обитает организм ? Сформулируйте чѐтко: Что такое среда обитания или среда жизни? Среда жизни – это условия, окружающие организм. (запись в тетради) ? Какие среды жизни вы знаете? -водная - почвенная -наземно-воздушная –организменная. Давайте обсудим те условия, которые имеются в данных средах.

У вас на столах имеются специальные Карточки №2 с таблицей, которые мы заполним в процессе беседы, дома вы вклеите их в тетрадь. Давайте охарактеризуем условия их обитания, используя  слова «много », «мало -  ». Начнѐм с водной среды жизни. Откройте с. 76 учебника рис. 64. Найдите организмы, обитающих в воде, назовите их ( рыба, растения).  В каких условиях обитают данные организмы? Совместное заполнение таблицы в ходе беседы. - сколько света? Как изменяется с глубиной? - имеется ли кислород, в каком виде? - Что можно сказать о количестве воды? - Какие организмы живут в воде? Микроорганизмы?

Таблица.

Характеристика

Водная среда

Почвенная среда

Наземно-воздушная среда

Организменная среда

Количество света

Количество кислорода

Количество воды

Обитатели

Опираясь на данные таблицы, обозначьте чѐтко условия жизни в водной среде. Учащиеся дают описание  условия существования в водной среде  жизни. Молодцы! Все эти условия жизни подходят организму, изображѐнному на экране (осьминог). Скажите, встречали ли вы осьминогов в Байкале или озѐрах нашего района? Почему? Значит очень важным условием является?????….. (солѐность воды) ???

 Назовите обитателей пресных водоѐмов

Назовите обитателей солѐных вод.

Физкультминутка. 

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

                       (потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

                          (прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

                            (ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

                          (дети садятся за парты)

 Как вы видите, в таблице у нас осталось три незаполненных столбца. Предлагаю вам заполнить их самостоятельно, опираясь на материал учебника.

Группа 1  с. 75 текст + рис. 64 Почвенная среда,

Группа  2  с. 76 текст + рис. 64 Наземно – воздушная среда,

Группа  3  с. 77 текст + рис. 64-65 Организменная среда.  

Обозначают обитателей для данной среды,  слушают и обсуждают  полученные результаты, записывают в свои  таблицы.

  1. Закрепление нового материала.

 Вот какие разные среды жизни! Но, тем не менее, они все заселены живыми организмами. Проведем  небольшое исследование. Проведем его на примере животных. На столе у каждой группы имеется иллюстрации.  Изучите все  иллюстрации и выясните, обитатели какой среды вам даны и какие приспособления есть у животных для обитания в этой среде. Обсуждение с представителем каждой группы. Почему так важно наличие этих приспособлений? ( без них жизнь в данной среде будет невозможна)

Выводы: 1. Какие среды жизни есть на Земле? 2. Одинаковы ли эти среды по условиям обитания? 3. Почему живые организмы живут в строго определѐнной среде? Мы хорошо с вами поработали, давайте отдохнѐм.  (Закрепление) На экране появляются изображения организмов, нужно определить среду обитания каждого (устно). Учащиеся  отвечают – в  какой среде обитает данный организм.

Последний слайд – сорока (наземно-воздушная среда ). Ребята, интересно ли вам, какой птицей мог бы стать каждый из вас?

  1. Приѐм рефлексии. 

ЧТО Я ЗА ПТИЦА? (на экране) Оцени себя.

Критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Моя активность на уроке

Высокая

средняя

низкая

Материал урока

Хорошо усвоил

Усвоил частично

Плохо усвоил

Объяснить тему

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если вы набрали

3-5 баллов – вы воробей, вы собираете знания по зѐрнышку

6-7 баллов – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим

 8-9 баллов – вы орѐл, для вас открылись все тайны знаний.

  1. Домашнее задание

Если ты воробей – параграф – 17, задание 2,3 в рабочей тетради.

Если ты соловей - параграф – 17, задание 4,5 в рабочей тетради.

Если ты орел - написать мини-сочинение об одном из обитателей водной, наземной или почвенной среды.

В начале урока мы составляли ЭКРАН НАСТРОЕНИЯ. Прошу вас оценить цветом своѐ настроение в настоящий момент и поднять карточки. Урок закончен. Спасибо.

Использованная литература:

  1. Биология: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  И.Н. Пономарѐва, И. В. Николаев, О.А. Корнилова. М.:Вентана - Граф, 2015.-– 128с.
  2. Методическое пособие. И.Н. Пономарѐва, И. В. Николаев, О.А. Корнилова. М.:Вентана - Граф, 2015-79с.
  3. Рабочая прорамма к УМК Пономаревой И.Н. и др.М.:Вако, 2015.- с.45
  4. Рабочая тетрадь к учебнику.
  5.  http://festival.1september.ru/articles/506130/ 5. http://www.uproviaz.ru/download/mo_geogr_kopilka.pdf

Приложение

Оценочный лист учащегося

Ф.И. учащегося

Что оценивается на уроке

баллы

1

Настроение

2

Карточки «Среды жизни»

3

Карточка «Условия жизни организмов»

4

Мини исследование, работа в группах

5

Оцени себя «Что я за птица»

6

Общий балл

Оценка учителя

Среды жизни

Вариант 1

вопрос

1

 Какой жук живет на мучных складах, пекарнях, потребляет муку и наносит ущерб человеку?        Е – мучной хрущак;

                           Б – божья коровка.

2

Какое растение является сорняком?               Д - лебеда; В - рожь;

3

Кого одомашнил человек для борьбы с мышами:      А - кошку; Г - собаку.

4

Какие организмы питаются комарами, досаждающими человеку?

              С – мелкие лесные птицы; М –лисы и змеи.

5

Почему в природе не бывает вредных организмов?

Р – потому, что жизнь одних организмов зависит от жизни других организмов, так как все они взаимосвязаны; Д – потому, что вредных организмов истребляет человек.

Вариант №2

вопрос

1

Гусеница какой бабочки используется человеком для получения шелковых нитей:

Ь - тутовый шелкопряд; А - капустница.

2

Какое растение НЕ является лекарственным?      М - подорожник; З - лебеда.

3

Почему важно сохранять разнообразие видов организмов на Земле?

 Ж – потому, что от него зависит выживание человека;

Р – потому, что живых организмов на планете осталось очень мало

4

Какой организм ядовит для человека, но полезен в природе?:

                                      Т- валериана;  Н - мухомор;

5

Где используется пенициллин, полученный из зелѐной плесени?:

И – в медицине как лекарство; Л – в кулинарии как продукт питания.

Условия жизни организмов

характеристика

Водная среда

Почвенная среда

Наземно-воздушная среда

Организменная среда

Количество света

Количество кислорода

Количество воды

Обитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Среды жизни планеты Земля

Урок: Среды жизни планеты Земля...

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....

«Среды жизни планеты Земля»

Закрепить понятия «среда жизни», изучить условия сред обитания  и приспособленность организмов к жизни в этих средах; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, уме­ния ...