Среды жизни планеты Земля
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Жалсараева Марина Анатольевна

Урок: Среды жизни планеты Земля

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок: Среды жизни планеты Земля38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Среды жизни планеты Земля

Автор:  Жалсараева Марина Анатольевна, учитель биологии Баянгольской средней общеобразовательной школы.

Предмет:  биология

Класс: 5 класс

Тема: Среды жизни планеты Земля.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: изучение нового материала с использованием ИКТ и систематизации знаний. Первый урок  Главы  3.

Цель урока: Сформировать представление о средах жизни  на  земле, о значении благоприятных природных условий для жизни организма; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Задачи урока:

образовательные:  способствовать пониманию у  учащихся  о средах жизни организмов.

развивающие:    развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи , развивать воображение учащихся;

• развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, умение применять полученные знания на практике;

• продолжить формировать навыки работы с учебником и научной литературой.

воспитывающие:   формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

• прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Технологии:

  • Информационно-коммуникативная
  • Развивающего обучения

Учебно — методическое обеспечение:

  • Используемый УМК  И.Н.Пономаревой и др. «Алгоритм успеха», изд. Вентана-Граф, 2016г.
  • наглядная презентация учебного  материала.

Продолжительность занятия: 40 минут

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Каждый фрагмент урока логически связан в единое целое
  2. Смена видов деятельности на уроке, при его плотности и насыщении, позволяет удерживать внимание, способствует повышению интереса обучающихся.
  3. Развитие понятийного, наглядно-образного  мышления
  4. Творческие задания, развивают познавательную активность детей.
  5. Повышается эффективность усвоения обучающимися материала.

План урока:

Этапы занятия

Время реализации

Организационный момент: приветствие

1 мин.

Формулирование темы урока

Постановка целей урока

1мин.

1 мин.

Актуализация знаний средах жизни, разнообразия организмов, условий обитания, способов приспособлений к жизни.

3 мин.

Погружение в новую тему. Активное сознательное усвоение знаний, навыков. Работа с текстом. Заполнение таблицы в рабочей тетради стр.49

15 мин.

Закрепление материала, тест.

15мин.

 Запись домашнего задания. Выставление оценок. Рефлексия.

4мин.

Всего:

40 мин

 Ход урока:

1.Организационный этап

Ребята, а что вам говорят такие слова «Я интересен тем, что я интересен»

Вывод: люди могут быть интересны, когда они что-то знают и умеют эти знания передавать. Я сегодня предлагаю вам быть интересными друг для друга и учиться передавать знания.

Мотивация:

У нас в гостях герои одного интересного сюжета. Вот послушайте, что у них произошло. (приглашаю желающих, они одевают маски)

Группа детей разыгрывает мини - спектакль «Своя квартира».

Постановка проблемы, постановка цели урока:

Подумайте, Правы ли были звери, ругая косолапого за его услугу? А может со временем им там и понравилось?

1.Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока.

2. С формулируйте цели урока.

 Дети формулируют цели.

- Узнать, что такое среда обитания организмов

- какие среды жизни различают

- какие условия жизни в каждой среде

- определить черты приспособленности организмов к жизни в них

2. Актуализация знаний. Получение информации. Первичное усвоение новых знаний.

А)   В ходе спектакля упоминались места  обитания животных, вспомните героев и где они жили.

Глядя на слайды с примерами  мест обитания животных, продолжите следующее предложение. Среда обитания – это … (условия окружающей среды)

Записать определение в рабочую тетрадь – стр.49.

Б) Организация самостоятельной работы в парах, по рядам.

1ряд – водная среда жизни

2 ряд – почвенная среда жизни

3 ряд – наземно-воздушная среда.

4ряд – организменная среда.

Инструкция

1.Прочитайте текст,

2Найдите в тексте  информацию о средах обитания и характерных для них условиях,

3 Заполните предложенную  таблицу в тетради.

Кто такие обитатели вашей среды жизни?

Какими чертами характеризуется среда жизни:

Работают с раздаточными карточками: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.), преобразуют текст в таблицу (моделирование).

- Вывод -

Подведение итогов. Первичное закрепление.

Вариант 1.

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до нескольких метров.

4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.

5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

Вариант2

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1Воздушная среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.

2.Воздушная среда-это дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

3.В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.

4.Ноги животных в водной среде приспособлены к бегу, прыжкам.

5.Организменная среда –это среда жизни животных –паразитов

6. У обитателей почвы плохо развито зрение

Вывод –

Беседа с классом по вопросам

- Почему звери ругали косолапого за его медвежью услугу?

- Так, что такое среда обитания  для живых организмов?

- Какие приспособления присутствуют у организмов к определенной среде обитания.

Запись домашнего задания. Выставление оценок. Рефлексия

А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если ваша активность:

Моя активность на уроке

Высокая

средняя

низкая

Материал урока

Хорошо усвоил

Усвоил частично

Плохо усвоил

Объяснить тему

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

низкая– вы воробей, вы собираете знания по зѐрнышку

средняя – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим

высокая– вы орѐл, для вас открылись все тайны знаний. Домашнее задание

Задание на выбор 

  • Орел – мини-сочинение о любой среде обитания
  • Соловей – прочитать параграф 17, задание 5,6
  • Воробей - прочитать параграф 17, задание 3,4.

Выставление оценок активно отвечающим на уроке детям.

Корректировка оценок учителем.

В конце урока учащимся предлагается устно закончить следующие предложения.

* На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...

* На этом уроке меня порадовало...

* Я похвалил бы себя за ...

* Особенно мне понравилось...

Сегодня мне удалось...

* Я сумел...

Было интересно то, что...

* Было трудно...

* Я понял, что...

* Теперь я могу...

* Я почувствовал, что...

* Я научился...

* Меня удивило….

Итак вы были интересны другу?

Используемая литература:

  1. Поведение животных/ пер. с англ. М Волчанской. –М: Терра-Книжный клуб, 1998.
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы, ООО издательская группа Аттикус, 2010.
  3. Энциклопедия OXFORD Природа, Москва «Росмэн» 2008
  4. wikipedia.org›Среда обитания
  5. knowledge.allbest.ru›Биология и естествознание

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Орг. момент

Регулятивные

формирование способности к организации своей деятельности

 Приветствие, настраивает на активную работу учащихся на уроке.

Предлагает обсуждение  эпиграфа «Я интересен тем, что я интересен», учитель корректирует.

Вывод: люди могут быть интересны, когда они что-то знают и умеют эти знания передавать. Я сегодня предлагаю вам быть интересными друг для друга и учиться передавать знания.

Настраиваются на активную работу на уроке.

Обсуждают, дают свои версии как они его поняли.

II.

Мотивация

Определение темы урока и цели.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели рока

 У нас в гостях герои одного интересного сюжета. Вот послушайте, что у них произошло.

Исходя из сценки – подумайте, правы ли были звери, ругая косолапого за его услугу?

Подумайте, как можно сформулировать тему нашего урока. Слайд.

 Сформулируйте цели урока.

Корректировка целей урока.

Слайд.

Группа детей разыгрывает мини - спектакль «Своя квартира».

Отвечают на вопрос, дают свои версии.

Предлагают свои версии темы урока.

Записывают в тетрадь.

Дети вносят свои предложения.

Актуализация знаний.

Получение информации. Первичное усвоение новых знаний.

Погружение в новую тему. Активное сознательное усвоение знаний, навыков. Работа с текстом.

Заполнение таблицы в рабочей тетради.

Организация самостоятельной работы в парах.

Регулятивные: целеполагание;

планирование, прогнозирование

коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

познавательные: умение применять знания,

моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,

Личностные: формирование логичного изложения материала,

умение грамотно и смело отвечать на вопросы, целеустремленность.

 В ходе спектакля упоминались места  обитания животных, вспомните героев и где они жили.

Глядя на слайды с примерами  мест обитания животных, продолжите следующее предложение. Среда обитания – это … (условия окружающей среды)

Слайд.

Каждая группа выбирает одну из сред жизни (4 группы).

Раздается текст с информацией о средах жизни, условий обитания, характеристикой, и обитателями.

Проверяет правильность с учащимися.

Вопрос: Какими чертами характеризуется средаобитания данных организмов?

Какие приспособления имеются у организмов для жизни в этой среде?

Корректирует вывод учащихся.

 

Обсуждение, запись  определения в рабочей тетради стр.49.

Работают по инструкции

1.Прочитайте текст,

2Найдите в тексте  информацию о средах жизни и его обитателях.

3.Заполните предложенную  таблицу в рабочей тетради, стр. 49-50.

Проверяют правильность заполнения, остальные заполняют соответствующие графы.

Работают с раздаточными карточками: читают текст, анализируют его, оценивают свойства сред обитания (наличие кислорода, количество влаги и света и пр.), преобразуют текст в таблицу (моделирование).

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Подведение итогов. Первичное закрепление.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство и обоснование.

Коммуникативныеинициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

Предлагает тест 2 варианта, «Какие утверждения верны»

Проверка, обсуждение ответов.

Беседа с классом.

- Почему звери ругали косолапого за его медвежью услугу?

- Так, что такое среда обитания  для живых организмов?

- Какие приспособления присутствуют у организмов к определенной среде обитания.

Отвечают, проводят оценивание  работы соседа, выставляют оценки.

Взаимооценка

Оценивание:

Работа без ошибок – «5».

1 ошибка – «4».

2 ошибки –«3».

Больше 2 ошибок – «подучи».

 Запись домашнего задания. Выставление оценок. Рефлексия.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

 А теперь узнаем, что же вы за птицы. Если ваша активность:

низкая– вы воробей, вы собираете знания по зѐрнышку

средняя – вы соловей, поведайте о своих знаниях другим

высокая– вы орѐл, для вас открылись все тайны знаний.

Слайд.

Затем записываем домашнее задание которое соответствует вашему выбору.

Выставление оценок активно отвечающим на уроке детям.

 

Рефлексия:

* На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...

* На этом уроке меня порадовало...

* Я похвалил бы себя за ...

* Я сумел...

Было интересно то, что...

* Было трудно...

* Я понял, что...

* Теперь я могу...

* Я почувствовал, что...

* Я научился...

* Меня удивило….

Итак вы были интересны другу?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают домашнее задание.

Отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....

«Среды жизни планеты Земля»

Закрепить понятия «среда жизни», изучить условия сред обитания  и приспособленность организмов к жизни в этих средах; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, уме­ния ...