«Среды жизни планеты Земля»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ялбакова Татьяна Андреевна

Закрепить понятия «среда жизни», изучить условия сред обитания  и приспособленность организмов к жизни в этих средах; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, уме­ния определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Среды жизни планеты Земля» (биология 5 класс, ФГОС)

Цель и задачи: закрепить понятия «среда жизни», изучить условия сред обитания  и приспособленность организмов к жизни в этих средах; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход  урока:

I Орг.момент. Приветствие.

Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые, гости.

Урок мы свой начнём  о том,

Что вся Земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

II Актуализация знаний

Учитель: Ребята мы с вами  живём на удивительной планете.

Можем ли мы назвать себя хозяевами на планете Земля? (Ответы детей.)

Кто живет по соседству с нами?

(Дети перечисляют живых организмов. (птицы, рыбы, насекомые ,грибы и т.д.))

Учитель: А на какие большие группы можно поделить все живые организмы?

Дети: на царства.

Учитель: Назовите царства живых организмов.

Дети: бактерии, вирусы, животные, растения, грибы

Учитель: ребята, а к какому из этих царств относимся мы с вами?

Дети: к царству животные.

Учитель: Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретиться с нашими соседями?

Дети: в реках, в морях, в лесу, на лугу, в почве и т.д.

Учитель: Давайте попробуем с вами разделить все живые организмы на три больших дома. (слайд 1 «три среды жизни»).Предложите, а как можно назвать эти дома?(дети называют дома, а учитель записывает на доске в таблице).

Дети: Почва (или почвенная среда), вода (водная среда), наземная (правильнее говорить наземно-воздушная среда).(дети поправляют друг друга)

Учитель: ребята посмотрите на этот слайд ( слайд 2), давайте сформулируем тему нашего урока.

Ответы детей.

III.Изучение нового материала

После ответов детей на слайде появляется тема урока: «Среды жизни на планете Земля).(слайд 3) Учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель: Ребята, а вы знаете какое самое большое животное на Земле и в какой среде оно живет?

Дети: синий кит, в воде.(слайд 4)

Учитель: А можем мы его встретить в наземно-воздушной среде? А в почве? Почему?

Ответы детей.

Учитель: А в какой среде мы можем встретить поляны различных растений с яркими цветами и вкусными плодами. Почему их нет в почве и в воде?( слайд 5)

Ответы детей.

Учитель: Сформулируйте первую проблему нашего урока (Почему каждому живому организму требуется своя среда для жизни?).( Слайд 6)

Ответы детей.

Учитель: Какие задачи мы должны будем решить, чтобы раскрыть нашу проблему. (ответы детей)(слайд 7)

1)Какие условия характерны для каждой среды?

2)Многообразие живых организмов живущих в разных средах

3)Какие приспособления характерны для живых организмов живущих в разных средах?

Учитель: Ребята, сегодня вам предстоит побыть исследователями, и работая в группах добыть необходимую информацию из учебника, чтобы ответить на поставленные вопросы. Добытую информацию мы будем фиксировать в таблице. Разделите лист на 5 равных граф. Озаглавим графы.

Условия жизни

Водная среда

Наземно-

воздушная среда

Почвенная среда

Организменная среда

Кислород

Вода

Изменения температуры

Свет

Приспособляемость

к среде обитания

Первый ряд, ваша задача исследовать материал учебника на странице 104-105 наземно-воздушная среда, и  найдите ответы на поставленные вопросы.  Результаты исследования вам необходимо внести в таблицу в тетради, а затем перенести информацию на доску.

Ответы детей на доске после работы ( слайд 8)

 Наземно-воздушная среда

Свет                      Много(достаточно)

Вода                      Недостаточно

Кислород              Много

Температура         Резкие перепады

Учитель: Второй ряд, откройте страницу 105 , найдите водную среду и  найдите ответы на поставленные вопросы.  Результаты исследования вам необходимо внести в таблицу в тетради, а затем перенести информацию на доску.

Ответы детей на доске после работы( слайд 9-10)

Водная среда

Кислорода       не хватает

Света                мало

Воды                 достаточно

Температура    изменяется незначительно

Учитель: Третий ряд страница 105 найдите почвенную среду и  найдите ответы на поставленные вопросы.  Результаты исследования вам необходимо внести в таблицу в тетради, а затем перенести информацию на доску. У вас 10 минут на эту работу.

Ответы детей на доске после работы: (слайды 11-12)

Почвенная             среда

Кислорода            недостаточно

Света                     недостаточно

Воды                     достаточно

Температура         ровная

(ученики исследуют  информацию в учебнике, заполняют свою часть таблицы в тетради.).

Учащиеся переносят добытую информацию на доску в свою часть таблицы.

Учитель:

Ребята, давайте проверим, всю ли необходимую информацию вы добыли, чтобы ответить на наши вопросы? (Дети работают по группам, озвучивая результаты исследования). (Работаем с таблицей на доске, со слайдами, учащиеся записывают в тетрадь недостающую информацию).

IV. Первичный контроль.

А сейчас посмотрите на вашу парту, там лежат загадки, давайте загадаем их друг другу и определим ….

Карточки с загадками и заданиями. (Загадывают загадки друг другу)

Задание.( слайд 13)

1. Отгадайте загадку.

2. Определите среду обитания животного.

3. Назовите черты приспособленности к жизни в этой среде.

Загадки.        

 1. У родителей и деток вся одежда из монеток.   (Рыбы) (слайд 14)

 2. В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот) (слайд 15)

 3. Над цветком порой замрет

Разноцветный вертолет,

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет и улетит .(Стрекоза) (слайд 16)

4. Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка,

Попадет в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка) (слайд 17)

 5. Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины .(Бобры) (слайд 18)

 6. Живет в лесу, ухает как разбойник,

Люди его боятся, а он людей боится. (Филин) (слайд 19)

7.В Антарктиде есть чудак:    

 Днем и ночью носит фрак. (Пингвин) (слайд 20)

8.Прыгай в прорубь не дрожи –

 Закаляйся, как ….(моржи) .  (слайд 21)

 9. Подставляя людям спины,

В море нас спасут….(дельфины).  (слайд 22)

 

Разрешение первой проблемы: Ребята, сделайте вывод, почему каждому живому организму нужны особые условия для жизни.(ответы детей).(Каждому требуются разные условия для жизни, каждый по своему приспосабливается к среде обитания).

Учитель: Ребята, представляете? Оказывается есть еще и такие организмы. Посмотрите на слайд, к какой из изученных сред мы можем отнести данные организмы? (слайд 23)

Дети : к наземно-воздушной или вообще затрудняются ответить.

Учитель: Есть четвёртая среда –организменная. Эта среда отличается от других сред условиями жизни. (дети со мной заполняют незаполненную графу) (слайд 24)  приспособляемость (слайд 25)

Организменная среда

Кислорода         недостаточно

Света                  недостаточно

Воды                  достаточно

Температура      может изменяться

Учитель: Давайте же сделаем вывод. Что мы узнали о средах жизни на планете Земля?

Давайте закрепим полученные знания. На столах карточки с заданиями, вам необходимо заполнить пропуски в тексте, используя из приведенных ниже текста примеров, подходящие по смыслу слова. Эта работа будет сдана на проверку.

Закрепление материала:

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием

Информация о домашнем задании:     параграф 23

Рефлексия:

Учитель: Давайте подведем итог нашего урока. Оцените свое эмоциональное состояние после урока. Для этого поднимите смайлики, если вам было интересно, познавательно, у вас все получилось, то поднимите веселый смайлик. Если вы испытывали серьезные затруднения, для вас многое осталось непонятным - поднимите грустный смайлик.

1)эмоционального состояния (весёлый и грустный смайлики)

2)учебной деятельности (слайд 27)

(сегодня я узнал…

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Конспект урока 5 класс "Среды жизни планеты Земля"

Конспект урокаТема урока: Среды жизни планеты Земля.   Учитель: Виноградова Л.А.Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- ПетербургаКласс: 5Тема и номер урока в теме: Разд...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

Среды жизни планеты Земля

Урок: Среды жизни планеты Земля...

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....