Главные вкладки

    Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Пластинина Юлия Львовна

    Конспект урока по географии "Болота России" 8 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_bolota_rossii.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок: БОЛОТА РОССИИ

    Задачи:

    1. образовательные: дать определение «болото», познакомить учащихся с причинами заболачивания, типами болот, размещением; выделить закономерности образования, познакомить с растительным и животным миром;
    2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о значении болот в природе и для человека;
    3. развивающие: продолжить развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, картами.

    Оснащение: физическая карта России, карты атласа, иллюстрации, интерактивная доска, раздаточный материал.

    Ход урока (40мин)

          1. Оргмомент (1мин)

          2. Проверка знаний и умений (5мин)

    Игра «х 0»

    Использование интерактивной доски

    2 команды (атрибуты-галстуки)

    3

    9

    8

    1

    5

    6

    4

    2

    7

    1. Какова доля России в мировых запасах древесины? (25%;  81, 6млрд. куб.м)

    2. Перечислите все типы лесов? (хвойные, смешанные, хвойно - широколиственные).

    3. Объясните русскую народную пословицу: «В лесу жить - голода не видать» (лес-кладовая, в ней собраны грибы, ягоды, орехи, плоды, лекарственные растения, желуди и др.дары леса).

    4. Чем ценны луга для нашей страны? (ценнейшие кормовые угодья страны, сенокосы, пастбища и как важнейшие источники полезных растений).

    5. Каково значение лугов в природе? (регулируют поверхностный сток, сохраняют влагу, защищают почву от водной и ветровой эрозии).

    6. Назовите типичных представителей степной растительности (типчак, ковыль, клевер, мятлик, гоздика).

    7. Перечислите виды лугов? (2 вида: заливные (пойменные), незаливные (материковые) – суходольные, низинные).

    8.Почему растения тундры имеют небольшой рост, подушкообразные формы? (высоты растений зависит от высоты снежного покрова, который спасает растения от сильных морозов и ветров).

    9. Почему в степях не растут деревья? (недостаток воды, засоленность степных почв).

          3. Актуализация знаний и умений (2мин)

    Упражнение «Таблица-знаю – хочу узнать – узнал»

    Слайд 1 (Ю)

     «Не море, не земля - корабли не плавают, и ходить нельзя». Отгадали, что это такое? Конечно, болото.

    Слайд 2 (Ю)

    Какие же тайны скрывают болота? Можно ли считать их «гиблыми» местами России?

    Люди не любят болот. Но значит ли это, что от них нет вообще никакой пользы?

    На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы сегодня на уроке.

    Слайд 3 – тема (Ю)

    1. Изучение нового материала

    Ребята, используя знания, полученные ранее, скажите, как вы понимаете, что такое болото?

    Слайд 4 – определение (Ю)

    (запись в тетрадь): Болотом называется такой переувлажненный участок земной поверхности, где произрастает характерная (болотная) растительность и происходит постоянное образование торфа из-за переувлажнения.

    Слайд 5 (Ю)

    Движение воды в болотах полностью отсутствуют как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Характерной чертой болот является недостаток кислорода. Поэтому отмершие растительные остатки плохо и очень долго разлагаются. Такие полуразложившиеся растительные остатки и называются торфом.

    Считается, что первые болота возникли около 350 млн. лет назад, в конце геологического периода силур - начале девона. Прежде чем окончательно выбраться на землю, растения и животные обитали в болотах.

    Болота - это летопись природы. Около 10% территории страны занимают болота. Именно на болотах до сих пор растет единственный на земле реликт Ледниковой эпохи - растение жирянка (Pinguicula vulgaris). А то, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. За сотни миллионов лет слои торфа превратились в горизонты каменного угля. И в них в виде отпечатков явились скелеты диковинных животных и причудливые виды растений.

    Как вы считаете, в результате чего могут образовываться болота? (зарастания озер, застоя воды в местах выхода родников, при близком залегании грунтовых вод или в результате застоя воды в пониженных и плоских участках рельефа под лесами и лугами (лесные вырубки, гари), К.

    Слайд 6 – причины заболачивания (Ю)

    Как же происходит образование болот?  

    Слайд 7 – образование (Ю)

    Чаще всего болота образуются в низинах со стоячими водоемами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. И в глубину земли вода из него просочиться не может - препятствует водонепроницаемый слой глины или скальный грунт. Вода в таком озере будет застаиваться и постепенно зарастать водорослями, ряской, осокой, мхами, самшитом. Так на поверхности озера образуется толстый, зыбкий, пружинящий и чавкающий под ногами растительный слой, ходить   по   которому   очень опасно — можно провалиться и увязнуть.  Лишь над самыми глубокими  местами и там, где со дна выбивая ключи,  видны  еще  участки  чистой воды - «окна». Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину.  И вот перед нами болото.

    Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса или прошли лесные пожары, уничтожившие   деревья.   Подпочвенные  воды,  которые испарялись листвой деревьев, начинают проступать на поверхность и заболачивают местность.

    Слайд 12

    Болота классифицируют по типам:

    1. типы болот в зависимости от водно-минерального режима:

    - низинные и верховые.

    Задание 1:

    Используя учебник стр. 152, объясните понятие низинных и верховых болот, рассмотреть рис. 118 и сделать вывод, могут ли низинные болота превратиться со временем в верховые или нет? (ДА)

    Слайд 13, 14, 11

    2. типы болот по микрорельефу:

    - плоские, выпуклые, бугристые;

    3. типы болот по макрорельефу:

    - склоновые, пойменные, водораздельные.

    4. типы болот по преобладающей растительности:

    -лесные, кустарничковые, травяные, моховые.

    Особенно много болот в северной части станы, где количество выпадающих осадков превышает испарение, то есть где Кув больше 1.

    Задание 2: Включить интерактивную доску

    Определить по физической карте России области распространения болот и охарактеризовать их; объяснить, как на карте можно определить заболоченную местность.

    Выход к интерактивной доске показать на карте

    1. Карелия и Кольский п-в – одни из наиболее заболоченных территорий в России. Болотами занято около 30% всей площади региона. Болота размещают между мореными холмами, соединяясь друг с другом узкими торфяными «протоками».

    2. Западная Сибирь – наиболее заболоченный регион не только в России, но и в мире. Болота протягиваются с небольшими перерывами более, чем на 1,5 тыс.км с севера на юг и с запада на восток. Около 80% территории этой равнины заболочено.

    Слайд 8 (Ю)

    В Западно-Сибирских болотах сосредоточены огромные водные запасы – около 1 тыс. куб. км. Это в полтора раза больше годового стока самой многоводной из российских рек – Енисея, и 2, 5 раза больше стока Оби. Такая концентрация влаги способствует дальнейшему распространению болот. Мощность торфа в отдельных местах достигает 1-м.

    3. К востоку от Енисея в Восточной Сибири болот значительно меньше. Ими занято лишь 10% площади. Болота располагаются в основном на низменностях по долинам рек. Наиболее заболоченные (Центрально – Якутская, Северо- Сибирская и Яно-Индигирская низменности. Заболоченности здесь способствует присутствие многолетней мерзлоты, затрудняющей просачивание влаги.

    4. Как и в Средней Сибири, на Дальнем Востоке болота расположены в основном в поймах крупных рек. В Амурской области заболоченность достигает 36%. Пятая часть всех болот – непроходима. Значительно заболочены Сахалин и Камчатка, особенно ее Охотское побережье.

    Для Приморья характерны зыбуны – особые болота, содержащие под слоем основной торфяной залежи слой воды.

    Слайд 9 (Ю) - Физминута

    упражнение «Мы – команда!»

    Слайд 10 (Ю) - болото

    Сообщение

    Васюганское болото – гордость России

    Слайд 11 (Ю) 

    Болото - открытое место, поэтому количество растений на единицу площади велико.

    Слайд 12, 13 – раст-ть (Ю)

    На болотах своя растительность - кукушкин лен, камыш, осока, клюква, морошка. Но больше всего мхов.

    Слайд 14 (Ю) – ж.мир

    Свой на болотах животный мир: кабаны, лоси, болотные птицы, лягушки, змеи, пиявки, стрекозы, мошкара, комары и др. (избыточное увлажнение, лесные и тундровые зоны).

    При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о «гиблых» местах, тому подтверждение драматические сцены из книг.

    Слайд 15

    Зачитать отрывок (Печерский «В лесах»).

    С древних времен болота считались одним из загадочных мест. Однако человек не спешит осваивать эту природную кладовую. Люди врываются в космос и опускаются на дно океанов, но по-прежнему сторонятся болот. Даже самые отчаянные ягодники и охотники, захаживающие на болота, рассказывают, что стоит оказаться посреди топи, как вдруг появляется странный звон в ушах, кружится голова, ноги становятся ватными и появляется серьезное желание бежать. Необъяснимый страх сковывает с головы до пят, хочется забыть это место навсегда. Человека, не знакомого с “правилами поведения на болотах”, словно парализует. Двигаться скованный ужасом и болотной вязью он уже не может и словно со стороны наблюдает за своей гибелью. Это может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

    Слайд 16 - кикиморы

    Болото манит. Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, что охраняли болото от неразумного вторжения человека). Звуки, которые издает болото, похожи на говор гигантского живого существа. А блуждающие огоньки на болотах одинокие путники часто принимают за огни жилища и приходят прямиком в топи.

    На самом деле огни на болотах - это не фантазии и не выдумки дремучих бабуль. 

    Слайд 17 - огни

    Рассказ ребенка

    В темные осенние ночи над болотами иногда появляются  какие – то огни. Откуда же они берутся? На дне болот, в сырой местности гниет много остатков погибших животных и растений.   При  этом  образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает — самовозгорается. Болотные огни все время в движении, потому что следуют малейшему колебанию воздуха.

    Как вы думаете, могут ли болота давать какую-то пользу?

    Во-первых, болота,   сохраняя  в  себе  огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек.

    Во-вторых, остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф. А торф очень ценен.

    Слайд 18 – использование торфа

    Его сжигают в топках тепловых электростанций,   используют  как  удобрение  на полях   и  как  сырье   на  химических заводах, применяют в строительстве.

    В-третьих, болота играют роль гигантских фильтров, очищая проходящие через них воды.

    В-четвертых, болота являются истоками многих рек, включая такие всем известные, как Волга, Днепр, Москва-река.

    В-пятых, являются местом обитания многих живых организмов;

    В-шестых, болота препятствуют образованию парникового эффекта;

    В–седьмых, на болотах произрастают лекарственные травы и ценные по содержанию витаминов ягоды, например, клюква.

    Слайд 19 –тест

    Так что, с одной стороны, болота - беда, а с другой - кладезь добра.

    Там, где болота полностью осушили, - обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано.

    Поэтому решено сохранить в естественном состоянии, как заповедники, значительные площади болот и заболоченных лесов.

    1. Закрепление (5мин)

    Слайд 20 – филфорд

    В мире болот

    Упражнение «Таблица-знаю – хочу узнать – узнал»

    Слайд 21-д/з

    1. Д/з (2мин)

    п. 26, на к/к отметить области распространения болот.

    На дополнительную оценку:

    задание №3, на стр.153

    Болота зачастую являются необходимым элементом природного комплекса. Попробуйте составить список негативных последствий тотального сведения болот.

    Слайд 22 –спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

    Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

    план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

    Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

    План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

    Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

    Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...