«Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО»
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
мастер - класс "Формы иметоды работы с детьми при переходе на ФГОС" представлены формы и методы работы по развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 511.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа №1
МАСТЕР - КЛАСС
Формы и методы работы с детьми при переходе на ФГОС
Тема: «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО»
Автор: Деливерова А.В., учитель географии первой
квалификационной категории МКОУ СОШ №1
р.п. Квиток
2016 год
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО
Настрой на работу. Добрый день, дорогие коллеги! Здравствуйте! Я представляю Квитокскую среднюю общеобразовательную школу №1. Коротко о себе: Деливерова Анна Васильевна, работаю учителем географии 24 й год
День действительно добрый, несмотря ни на что. Ни мокрый снег в марте, ни грязь и слякоть под ногами, ни бессонная ночь и нервное состояние не должны испортить нашу встречу.
Давайте снимем напряжение, расслабимся, сделаем глубокий вдох. На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Пусть он будет символом нашего хорошего настроения. А теперь возьмем в руки сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу, к нашей любимой работе и к ученикам.
Знакомство. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме: «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО».
Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности. Мы считаем: если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.
Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- повышение культуры умственного труда, интереса;
- осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
- формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем ранее. И характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Развивать у обучающихся самостоятельность мышления на уроках географии возможно в процессе организации работы с учебником и с дополнительными источниками информации, с контурными картами и атласами, в ходе создания и использования таблиц, составления опорных схем, при проведении практических работ.
Рассмотрим некоторые приемы и виды учебных заданий, применяемых на уроках географии в контексте деятельностного подхода.
Так, работая с учебником по теме «Внутренние воды» в 8 классе, даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:
- Почему Бирюса разливается весной, а Амур – летом?
- Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
- Почему в северных озерах страны меньше соли?
- В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?
Данный прием способствует развитию мышления и речевой деятельности.
Важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении географии является использование таблиц.
Таблицы являются результатом совместной работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами.
При изучении темы «Природные зоны» предлагаю учащимся заполнить таблицу:
Природная зона | Географич. положение | Средняя t° января | Средняя t° июля | Осадки | Растительный мир | Животный мир |
и сделать вывод, ответив на следующие вопросы:
1) Назовите особенность распределения природных зон?
2) Что повлияло на такое расположение природных зон?
Заполнение таблиц способствует систематизации знаний, развитию логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.
Использование опорных схем позволяет учащимся дифференцировать материал по базовым признакам, выделять смысловые блоки для формулировки ответа при подготовки домашнего задания.
Мои ученики работают с такими схемами регулярно, знают, что прежде чем составлять схему, надо понять логику каждого элемента, т.к. все они сгруппированы по каким либо признакам.
Например, учащимся 6 класса предлагаю заполнить схемы по теме «Географические закономерности рек». Работая с учебником учащиеся самостоятельно заполняют схемы. Один из вариантов работы учащихся:
Напиши части речной системы, обозначенные цифрами
1,2,4,8 ______________________________________
3,5,12 _______________________________________
9 _______________________________________
10,11 ________________________________________
Составление опорных схем на уроке помогает учащимся устанавливать прямые и обратные связи.
Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно- следственных связей и закономерностей.
Так при изучении темы «Географическое положение России» в 8 классе предлагаю сформулировать аргументы в пользу тезисов:
- Россия – северная страна.
- Россия – морская держава.
- Россия – сухопутная страна.
Организация заданий для практических работ, позволяет подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни.
Например, при изучении темы «План и карта» в 6 классе, можно дать следующее задание: Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода. При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали знания о…”, “Мы считаем, что …”».
Использование дополнительных источников информации (Интернет-ресурсов, справочников, энциклопедий и др.) повышает мотивацию учащихся к изучению географии, формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.
Так, при изучении темы «Австралия» в 7 классе, предлагаю учащимся следующее задание «Представьте, что вы житель Австралии, и вы встречаете туристов, приехавших в вашу страну. Вы должны назвать не менее 10 причин, по которым они должны посетить Австралию».
Проблему формирования умений и навыков организации самостоятельной деятельности школьников, направленной на поиск информации, можно эффективно решить за счёт использования образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность. Данная технология развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации.
Работа с залом
А теперь, представьте, что вы ученики 9 класса и мы с вами завершили изучение Европейской части России.
Необходимо составить карту экономических районов Европейской части России из предложенных шаблонов, по принципу игры в пазлы. На первом этапе выделить и назвать экономические районы, вырезать их и разместить в соответствующем порядке на листе.
На втором этапе нанести на карту специализацию каждого экономического района.
Ход работы
- Формируем группы
- Раздаем шаблоны
- Вырезаем экономические районы
- Наклеиваем на лист
Рефлексия
Вот и результат нашей работы – карта экономических районов Европейской части России
Какое же настроение у вас? Поднимите смайлики, соответствующие вашему настроению.
Я вижу, что все довольны своей работой.
Таким образом, практический опыт показал:
- Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.
- Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм.
- Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Спасибо за внимание и сотрудничество
Литература
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011
- Пивоварова Г.П. Занимательная география: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 2012
- Андреева В.Н. предметная неделя географии в школе: - Ростов н/Д.: Феникс,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/10/picture-18336.jpg)
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики
Данная презентация содержит обобщение опыта работы учителя математики Кузьминой И.В. В работе анализируется значение самостоятельной деятельности учащихся как основного фактора индивидуализации и дифф...
Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.
В данном материале даётся самоанализ педагогической деятельности по теме: "Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/01/picture-28925.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАБОТЕ С ДВУМЯ, ТРЕМЯ КЛАССАМИ
Выпускная квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-52760-1414919265.jpg)
Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.
Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/10/picture-734413-1712741349.jpg)
Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873206-1483868860.jpg)
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/24/picture-744043-1640325616.jpg)
Организации деятельности учащихся на уроках математики. Реализация требований ФГОС.
Организация урочной деятельности по математике.Реализация требований ФГОС....