«Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО»
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Деливерова Анна Васильевна

мастер - класс "Формы иметоды работы с детьми при переходе на ФГОС"  представлены формы и методы работы по развитию самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

МАСТЕР  - КЛАСС

Формы и методы работы с детьми при переходе на ФГОС

Тема: «Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии  при реализации   ФГОС ООО»

                                          Автор:  Деливерова А.В., учитель географии первой                  

                                         квалификационной категории МКОУ  СОШ №1  

                                         р.п. Квиток    

 

2016 год

 

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО

Настрой на работу. Добрый день, дорогие коллеги! Здравствуйте!  Я представляю Квитокскую среднюю общеобразовательную школу №1. Коротко о себе: Деливерова  Анна Васильевна, работаю учителем географии  24 й год

 День действительно добрый, несмотря ни на что. Ни мокрый снег в марте, ни грязь и слякоть под ногами, ни бессонная ночь и нервное состояние не должны испортить нашу встречу.

 Давайте снимем напряжение, расслабимся, сделаем глубокий вдох.  На столах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Пусть он  будет символом нашего хорошего настроения. А теперь возьмем в руки сердечко.  Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу, к нашей любимой работе и к ученикам.

Знакомство. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по теме: «Самостоятельная   деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО».

Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря самостоятельности. Мы считаем: если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.

Самостоятельная учебная работа выполняет следующие функции:

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса;
  • осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  • формирование умения планировать время;

выработка ответственности и инициативности.  

Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем ранее. И характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Развивать у обучающихся самостоятельность мышления на уроках географии возможно в процессе организации работы с учебником и  с дополнительными источниками информации, с контурными картами и атласами, в ходе создания и использования таблиц, составления опорных схем, при проведении  практических работ.

    Рассмотрим некоторые приемы и виды учебных заданий, применяемых на уроках географии в контексте деятельностного подхода.

    Так, работая с учебником по теме «Внутренние воды»  в 8 классе, даю  учащимся для  самостоятельной  работы задания  следующего  содержания:

  1. Почему Бирюса разливается весной, а Амур – летом?
  2. Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
  3. Почему в северных озерах страны меньше соли?
  4. В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?

Данный прием способствует развитию мышления и речевой деятельности.

Важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении географии является использование таблиц.

Таблицы   являются  результатом совместной работы учащихся с  учителем, а   также   самостоятельной   работы   с  учебником, атласом  и контурными картами.

При изучении темы  «Природные зоны»   предлагаю учащимся заполнить таблицу:

Природная зона

Географич.

положение

Средняя t° января

Средняя t° июля

Осадки

Растительный

мир

Животный мир

 и сделать вывод, ответив на следующие вопросы:

1) Назовите особенность распределения природных зон?

        2) Что повлияло на такое расположение природных зон?

         Заполнение  таблиц способствует систематизации знаний, развитию логических умений: сравнивать, выделять главное, приводить доказательства.

Использование опорных схем позволяет учащимся дифференцировать материал по базовым признакам, выделять смысловые блоки для формулировки ответа при подготовки домашнего задания.

Мои ученики  работают с такими схемами регулярно, знают, что прежде чем составлять схему, надо понять логику каждого элемента, т.к. все они сгруппированы по каким либо признакам.

Например,  учащимся  6 класса  предлагаю заполнить схемы по теме «Географические закономерности рек». Работая с учебником учащиеся самостоятельно заполняют схемы.  Один из вариантов работы учащихся:

http://myppt.net/u/storage/ppt_13879/b8e6-1401979638-08.jpg

                        Напиши части речной системы, обозначенные цифрами

1,2,4,8 ______________________________________

3,5,12 _______________________________________

9          _______________________________________

10,11  ________________________________________

  Составление опорных схем на уроке помогает учащимся устанавливать прямые и обратные связи.

Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно- следственных связей и закономерностей.

Так при изучении темы «Географическое положение России» в 8 классе предлагаю  сформулировать аргументы в пользу тезисов:

  1. Россия – северная страна.
  2. Россия – морская держава.
  3. Россия – сухопутная страна.

     

Организация заданий для практических работ, позволяет подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни.

Например, при изучении темы «План и карта» в 6 классе, можно дать следующее задание:  Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода. При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали знания о…”, “Мы считаем, что …”».

http://geo.reshuoge.ru/get_file?id=259

 

Использование дополнительных источников информации (Интернет-ресурсов, справочников, энциклопедий и др.) повышает мотивацию учащихся к изучению географии,  формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

Так, при изучении темы  «Австралия» в 7 классе, предлагаю учащимся следующее задание «Представьте, что вы житель Австралии, и вы встречаете туристов, приехавших в вашу страну.  Вы должны   назвать не менее 10 причин, по которым они должны посетить Австралию».  

 Проблему формирования умений и навыков организации самостоятельной деятельности  школьников, направленной на поиск информации, можно эффективно решить  за счёт использования образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность. Данная технология развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, а также формировать умения работать с разнообразными источниками дополнительной информации.

 Работа с залом

А теперь, представьте, что вы ученики 9 класса и мы с вами завершили изучение Европейской части России.

   Необходимо составить карту экономических районов Европейской части России из предложенных шаблонов, по принципу игры в пазлы.  На первом этапе выделить и назвать экономические районы, вырезать их и разместить в соответствующем порядке на листе.

На втором этапе нанести на карту специализацию каждого экономического района.

Ход работы

  1. Формируем группы
  2. Раздаем шаблоны
  3. Вырезаем экономические районы
  4. Наклеиваем на лист

Проходной балл 2014 контур карты россии с крымом Поступаем в…

Рефлексия

Вот и результат нашей работы – карта экономических районов Европейской части России

Какое же настроение у вас? Поднимите смайлики, соответствующие вашему настроению.

Я вижу, что все довольны своей работой.

 Таким образом, практический опыт показал:

  1. Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний.
  2. Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом       содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм.
  3. Организация выполнения учащимися разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию у учащихся общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Спасибо за внимание и сотрудничество

Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования. М.: Просвещение, 2011
  3. Пивоварова Г.П. Занимательная география: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 2012
  4. Андреева В.Н. предметная неделя географии в школе: - Ростов н/Д.: Феникс,2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики

Данная презентация содержит обобщение опыта работы учителя математики Кузьминой И.В. В работе анализируется значение самостоятельной деятельности учащихся как основного фактора индивидуализации и дифф...

Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.

В данном материале даётся самоанализ педагогической деятельности по теме: "Развитие самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности.

Эффективность преподавания и активизация познавательного интереса учащихся зависит от того, как организовано взаимодействие учителя с учащимися и между учащимися.Наиболее важными особенностями совреме...

Метод проектов как средство повышения самостоятельной деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели ...

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО

Самостоятельная деятельность учащихся на уроках географии при реализации ФГОС ООО    На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или...

Организации деятельности учащихся на уроках математики. Реализация требований ФГОС.

Организация урочной деятельности по математике.Реализация требований ФГОС....