«Хозяйство Центральной России»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Яскилка Елена Петровна

Методическая разработка урока географии

9 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hozyaystvo_tsentralnoy_rossii.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

9 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

«Хозяйство Центральной России»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и закреплению материала о хозяйстве Центральной России;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок повторения и обобщения

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова; под общ. ред. В. П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Предметные:

- знать и объяснять общие характеристики хозяйства Центральной России;

- определять особенности хозяйства Центральной России;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

 

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

 

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Характеристика населения региона.

1. Численность,

2. Плотность населения,

3. Соотношение городского и сельского населения,

4. Темпы урбанизации,

5. Крупнейшие города и города-миллионники

6. Этнический и религиозный состав населения региона

Сообщения о промыслах

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Хозяйство Центральной России».

Какие основные вопросы мы  рассматриваем при изучении стран?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить особенности хозяйства Центральной России.

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Схема

Факторы развития хозяйства Центральной России

Способствующие развитию

Затрудняющие развитие

 Хозяйство центральной России

Отрасль специализации

Центр

Определяющий фактор

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы обучающихся 

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Выделите проблемы развития хозяйства Центральной России

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Заполнить таблицу

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

П. 28,

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Карточка-программа №1

Центральный район

1.      В состав Центрального района входят … областей.  По социально-экономическому делению … областей.

2.      ЭГП  района очень выгодное, так как:

   1) на территории Центра расположена...;

  1.  транспортная сеть самая ...;        
  2.  имеется по ... выход в ... и далее по каналам в ... морей;
  3.  Центр граничит с ... странами.

3.        Природные условия благоприятны:

  1.  климат ..., увлажнение ...;  
  2.  рельеф ...;
  3.  природные зоны ... .

4.        Природными ресурсами район не богат. Имеются залежи:

1)...; 2)...; 3)... .

Определить области характеризующиеся следующими признаками

Признак

Область

Здесь производится наибольшее количество сахара

Выращивается лён-долгунец

Лесообеспеченность наибольшая среди областей Центральной России

Здесь расположено одно из крупнейших целлюлозно-бумажных предприятий, выпускающих газетную бумагу

Максимальная плотность автодорог с твёрдым покрытием

Минимальная плотность автодорог с твёрдым покрытием

Имеется развитая система  рекреационных учреждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 9 классе "Хозяйство Центральной России"

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Центральной России". К учебнику "География России" В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе....

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Хозяйство Центрально-Черноземного района"

Презентация содержит диаграммы, при анализе которых обучающиеся сделают вывод о том, хозяйство какого экономического района будет изучаться на данном уроке. Далее перечислины некоторые особенности эко...

Хозяйство Центрального экономического района

Практическая работа для урока географии в 9 классе "Характеристика хозяйства Центрального экономического района". ( К учебнику под редакцией А.И. Алексеева)...

Урок географии Казахстана в 9 классе "Хозяйство центрального Казахстана"

Данная работа представляет собой конспект урока и презентацию по теме "Хозяйство центрального кКазахстана". данный урок постороен по технологии критического мышления....

Хозяйство Центрального района

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Центрального экономического района" по учебнику  А.И.Алексеев,  В.А.Низовцев, Г.Я.Лисенкова,  В,а, Сиротин, издательство №Дро...

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я.

Итоговый тест по теме « Центральная Россия» , составлен по учебнику «География России. Население и хозяйство». Дронов В.П., Ром В.Я. Тесты адаптированы для детей с ослабленным здоровьем, которые поз...

Презентация на тему "Хозяйство Центральной России (1)" по линии "Полярная звезда"

Данную презентация можно использовать при изучении темы "Хозяйство Центральной России"...