«Изменение численности населения мира и воспроизводство населения»
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Яскилка Елена Петровна

Методическая разработка урока географии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislennost_naseleniya.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

10 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

«Изменение численности населения мира и воспроизводство населения»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о численности населения и демографической политике

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок «открытия» новых знаний

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География. Экономическая и социальная география мира: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни: / О. А. Бахчиева; под  ред. В. П.Дронова . – М.: Вентана-Граф,2015.

 

Предметные:

- знать и объяснять что такое численность населения мира и процессы влияющие на этот показатель;

- определять особенности демографической политики;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

 

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

 

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

  1.  Понятия: природные ресурсы, ресурсообеспеченность.
  2. Классификация основных видов природных ресурсов.
  3. Выделить регионы и страны, обладающие максимальными запасами топливных полезных ископаемых.

В 40-е годы Н.Н. Баранский критиковал авторов географических наук за недооценку вопросов связанных с населением. «Человека забыли!!!» – писал он. Сегодня география населения является одной из главных ветвей экономической и социальной географии.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Изменение численности населения мира и воспроизводство населения»

Какие вопросы мы  можем рассмотреть?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить особенности демографических процессов влияющих на численность населения мира.

Как мы можем это сделать?

  1. Численность населения мира.
  2. Естественное движение (воспроизводство) населения.

3.  Демографическая политика.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Анализ изменения численности населения.

1830 – первый млрд. человечества

1939 – второй млрд. (100 лет)

1960 – третий  млрд. (20 лет)

1975 – четвёртый млрд. (15 лет)

1987 – пятый млрд. (12 лет)

1994 - > 5,5 млрд. человек

2000 - > 6 млрд. человек

2011 – 7 млрд. человек

Ежегодный прирост 80 млн. человек

Прогноз к 2020 году численность не превысит 8 млрд. человек.

- Что изучает наука «демография»?

- Что изучает наука «этнография»?

- Какие факторы могут повлиять на уровень рождаемости?

- Какие факторы могут повлиять на уровень смертности?

- Нужно ли изучать статистику численности населения города (страны, мира)? Для чего?

Динамика численности населения стр 64-65

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментирование

- Чему равняется население мира?

 (В мире проживает более 7 миллиардов человек).

- Назовите самые большие страны по численности населения.

 (на первом месте Китай, на втором месте Индия, в этих странах проживают больше 1 миллиарда людей).

- Чему равна численность населения нашей страны?

 (В нашей стране проживает 143 миллиона человек, она входит в первую десятку стран мира по численности населения).

- Как вычисляют численность населения любой страны?

(Из курса географии 9 класса, мы знаем, что численность населения вычисляют по переписи).

Дать характеристику типов воспроизводства населения

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Определите особенности демографической политики развитых и развивающихся стран стр. 66-68

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Задания 1 и 5 стр. 68-69

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 11, работа по карте

задание 3 и 4 стр. 68 - 69

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Конце́пция (от лат. conceptio «система понимания»):

  • Комплекс взглядов чего-либо, связанных между собой и вытекающих один из другого;
  • Определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;
  • Система взглядов на явления — в мире, природе, обществе;
  • Ведущий замысел, конструктивный принцип — в научнойхудожественнойтехническойполитической и других видах деятельности;
  • Система путей решения задачи;
  • Способ понимания, различения и трактовки каких-либо явлений, порождающий присущие только ему соображения и выводы[1].

Концепция определяет стратегию действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Численность населения мира"

Начать формирование представлений и знаний о населении России. Познакомить с основными показателями, характеризующими численность населения России и ее место среди стран мира....

Численность населения мира

Численность населения мираВ презентации интегрированного урока (география+математика) "Численность населения мира" дана краткая информация о численности и воспроизводстве населения мира, о составе (ст...

Конспект урока по теме "Численность населения и естественное движение населения"

Разработка конспектов урока по теме "Численность населения и естественное движение населения" из раздела "Население Российской Федерации" 9 класс...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....

Исследовательская работа "Динамика изменения численности населения"Сопельников К

Исследовательская работа "Динамика изменения численности населения"...

Презентация "Численность населения мира"

Материал для использования на уроках географии в 10 классе...

Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»

Технологическая карта урока «Изменение численности населения мира. Воспроизводство населения»...