Урок "Численность населения мира"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Мелешко Ирина Юрьевна

Начать формирование представлений и знаний о населении России. Познакомить с основными показателями, характеризующими численность населения России и ее место среди стран мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_naselenie.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок «Численность населения России»        

Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.

           2. Начать формирование представлений и знаний о населении России.

           3. Познакомить с основными показателями, характеризующими

              численность населения России и ее место среди стран мира.

           4. Сформировать у школьников представление о демографических кризисах

               и их роли в изменении численности населения.

           5. Познакомить с демографической политикой в России.  

Оборудование: диаграмма «Численность стран мира», график «Численность

                            населения на территории России в 18-21 вв.», график  «Фак-      

                           тическая  и гипотетическая численность населения на

                           современной территории России (1900-2000 гг.)                            

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изложение нового материала:        

Вопрос: Что вы знаете по теме обсуждения?

(запись на доске)

Задание: Запишите в тетрадь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ.

Пока эти вопросы останутся без ответа. Мы к ним вернемся в конце урока.

        Численность населения – один из важных факторов развития каждой страны. Ведь население, которое участвует в труде, является главной производительной силой, в то же время население выступает в роли главного потребителя всех создаваемых материальных благ.        

Вопрос: Как можно получить сведения о численности населения?

- с помощью переписи населения.

 Первая перепись населения в России была проведена в 1897 году. Численность населения в пределах современных границ Российской Федерации составила 67,5 млн. человек. Последняя перепись проводилась по состоянию на 0 часов 9 октября 2002 года. На эту дату в России проживало 145,2 млн. человек. Следующую перепись населения планируют провести в 2010 году.

Вопрос: А как выявляются дальнейшие изменения численности населения?

- с помощью текущего учета.

Вопрос: С помощью каких показателей?

(Составление кластера на чистой странице):

Численность   населения   России

        

                             родилось          умерло    прибыло          убыло                

        Учитывая все эти показатели, численность населения России на сегодняшний день составляет 142 млн. чел.

        

Вопрос: Что же происходит с численностью населения? Оно увеличивается или уменьшается?

- уменьшилось на 3 млн. человек.

     Наука, которая поможет нам разобраться  с динамикой населения в России,  называется демография (показать слайд).

Слайд: демография  (от греч. demos – народ и grapho – пишу) - наука о населении.

        Количество рожденных и умерших – это естественное движение населения, прибывших и убывших – механическое.

        

        Численность   населения   России

        

                             родилось          умерло    прибыло          убыло

        

                            естественное движение          механическое движение

Вопрос: Есть такой термин – «воспроизводство населения». Как вы думаете, в какую часть кластера мы его должны поместить?

 Кластер:        

Численность   населения   России

        

                             родилось          умерло    прибыло          убыло

        

                            естественное движение          механическое движение                                                                      

                      (воспроизводство населения)

        Под естественным движением (воспроизводством) населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений (показать слайд).

Слайд: Воспроизводство населения  -  совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

        Естественное движение демографы определяют двумя показателями: рождаемость и смертность, которые рассчитываются на 1000 жителей.

 (показать слайд)

Слайд: Рождаемость – количество родившихся за год на 1000 жителей (Р).

             Смертность – количество умерших за год на 1000 жителей (С).        

Кластер:        

Численность   населения   России

        

                             родилось          умерло    прибыло          убыло

        

                            естественное движение          механическое движение                                                                      

                      (воспроизводство населения)

        

    Рождаемость (Р)        смертность (С)                

Вычитая показатель рождаемости из показателя смертности, определяют естественный прирост (ЕП) (показать слайд).

Слайд: Естественный прирост (ЕП) = Рождаемость (Р) – Смертность (С)

Численность   населения   России

        

                             родилось          умерло    прибыло          убыло

        

                            естественное движение          механическое движение                                                                      

                      (воспроизводство населения)

        

    Рождаемость (Р)        смертность (С)        

        Естественный прирост (ЕП = Р-С)        

Если рождаемость выше смертности – численность населения растет, если ниже – падает.

Вопрос: А как вы бы могли назвать резкое увеличение численности населения?

             А резкое уменьшение численности населения?        

(показать слайд)

Слайд: Резкое увеличение численности населения  - демографический взрыв.        

        Численность   населения   России

        

                             родилось          умерло    прибыло          убыло

        

                            естественное движение          механическое движение                                                                      

                      (воспроизводство населения)

        

    Рождаемость (Р)        смертность (С)        

        Естественный прирост (ЕП = Р-С)

        

демографический взрыв

          (Р!  > С)        

Слайд: Резкое уменьшение численности населения (в результате превышения смертности над рождаемостью) называется демографическим кризисом или депопуляцией (кластер).

        

        Численность   населения   России

        

                             родилось          умерло    прибыло          убыло

        

                            естественное движение          механическое движение                                                                      

                      (воспроизводство населения)

        

    Рождаемость (Р)        смертность (С)        

        Естественный прирост (ЕП = Р-С)

        

демографический взрыв  демографический кризис

          (Р!  > С)                          или депопуляция (Р < C!)

Вопрос: А при какой ситуации численность населения не изменяется?

- когда рождаемость равна смертности.

Вопрос: В каком состоянии находится Россия?        

- в состоянии демографического кризиса, т.е. снижения численности населения.

       Не смотря на этот процесс,  Россия по числу жителей входит в десятку стран мира, население которых превышает 100 млн. человек – занимает 8 место.

Слайд: диаграмма «Численность стран мира»

№/№

Страны

Население тыс. чел

1

Китай

1344

2

Индия

1095

3

США

298

4

Индонезия

245

5

Пакистан

165

6

Бразилия

188

7

Бангладеш

148

8

Россия

142

        

      Рождаемость, смертность, естественный прирост в основе своей процессы биологические. Но, тем не менее, решающее воздействие на них оказывают социально-экономические условия жизни людей.

Задание: откройте учебник на стр.237. Рис. 197 «Численность населения на территории России в 18 – 20 вв.

Слайд: график «Численность населения на территории России в 18-21 вв.» (или документ-камера)

      Как правильно читать график?

       По горизонтали отложены годы с интервалом 50 лет, а по вертикали – численность населения России в миллионах человек. Теперь сопоставляя эти показатели, проследите за движением линии, отражающей изменения численности населения. Ответьте на вопросы.

(Это задание учащиеся выполняют в течение 5 минут работая в группах по два человека. Выводы записываются в тетрадь)

Вопросы:

1. В какие периоды кривая линия резко изменила свой плавный ход?

 - с 1850 – 1900гг. и 1950 – 2000гг.

2. В какой временной отрезок она особенно «нервно пульсировала», отражая

    сложные периоды в истории страны?        

- 1-й демографический кризис: с 1914 – 1922 гг. общие потери составили от 12-18 млн. чел. Причины – Первая мировая война, затем революция, гражданская война, голод (1921 – 1922 гг.), эмиграция из России.

- 2-й демографический кризис – в 30-е годы общие потери населения оцениваются от 5 до 6,5 млн. чел. Причины - насильственная коллективизация сельского хозяйства (объединение мелких крестьянских хозяйств в колхозы), свертывание НЭПа, индустриализация, репрессии (карательные меры) и голод 1933-1934 гг.

- 3-й демографический кризис -  самые большие потери население Росси понесло в  Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Число погибших на фронте и в тылу приблизилось к 18 млн., а с учетом снижения рождаемости общие потери составили от 21 до 27 млн. человек.

      В 90-х годах наступил 4-й демографический кризис – после распада СССР наступил экономический кризис, который сопровождался инфляцией, ростом цен, безработицей, неуверенностью в завтрашний день. А еще Афганистан, Чечня. Начиная с 1992 года, естественный прирост населения стал отрицательным, но на графике мы видим, что численность населения продолжала расти.

Вопрос: За счет каких ресурсов происходил это рост?       

 

- за счет механического движения населения. В Россию возвращались люди из бывших союзных республик после распада СССР.

      Чтобы оценить, сколько всего людей потеряла Россия, надо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать более отдаленные последствия демографических  потерь.

     В годы Великой Отечественной войны число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20 – 25 лет, в конце 60-х годов, родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых  семей было гораздо меньшим, как и число родившихся. Здесь проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20 -25 лет, в начале 90-х годов ситуация уже повторилась («второе эхо войны»).

Слайд: график «Фактическая и гипотетическая (при отсутствии демографических кризисов) численность населения на современной территории России (1900 – 2007 гг.) или через документ- камеру  (учебник стр. 238, рис. 198).

     Демографы рассчитали, что  при «нормальном» демографическом развитии, т.е. без потерь от войны, голода, отъезда из страны и репрессий, численность населения России уже к 2000 году составила бы приблизительно 300 млн. человек вместо 142 млн. А вместо прироста населения, каждую минуту в России рождается 3 человека, а умирает – 5.

        

Задание: Посчитайте, на сколько человек уменьшилась численность населения России за один урок?

Только за урок умерло 225 человек, а родилось 135. Численность населения России уменьшилась на 90 человек. Уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения (в семье двое детей).

Вопрос: Поднимите руку, у кого в семье трое детей? У кого двое? Один ребенок?

              Ситуация в вашем классе обеспечивает прирост населения в стране?

      Если ситуацию не изменить, то по прогнозам ООН, в Росси к 2025 году будет проживать около 120 млн. чел., а к 2050 году – до 100 млн. чел.                

       Американский писатель Эптон Синклер писал о том, что «контроль над рождаемостью является великим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания».                

      Правительство России стремится управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику с помощью различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских, направленных на повышение рождаемости и понижение смертности.

Вопрос: А как назвали 2008 год в России?

- годом семьи. И мы верим, что Россия выйдет из демографического кризиса, хотя предстоит сделать еще много.

 

Задание: прочитать текст с одновременной его маркировкой.

Система пометок:

«v» - галочкой отмечается то, что было ранее известно (то есть «знаю»).

«−» - отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям («думал

         иначе»).

«+» - знаком плюс отмечается новая информация («узнал»).

«?» - вопросительный знак ставится, если  возникает желание узнать о чем-то более подробно («хочу узнать»).

«!» - восклицательный знак может быть поставлен, если какую-либо информацию необходимо запомнить.

Демографическая политика в России

                                

        Демографическая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на демографические процессы – либо с целью сохранения существующих тенденций, либо с целью их изменения – если они неблагоприятны.        

Американский писатель Эпсон Синклер писал о том, что «контроль над рождаемостью является великим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания».

        Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер:

 - экономических (оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.);

- административно-правовых (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства);

- воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

        В 2007 году была принята новая «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

        В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в РФ и определены следующие задачи:

- сокращение уровня смертности граждан;

Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

- повышения уровня рождаемости;

-  укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического развития.

        Концепцией также определены комплексные меры, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране.

Одной из важнейших мер является формирование у подрастающего поколения мотивации для ведения здорового образа жизни.

Рефлексия. В процессе коллективной работы происходит обсуждение информации на основе вопросов:

  1. Что из прочитанного Вам оказалось известным?
  2. Какая информация была новой для Вас?
  3. Что вызвало сомнения или с чем вы не согласны?
  4. Что из прочитанного оказалось наиболее важным, т.е. что необходимо запомнить?

(или  дать как домашнее задание)

IV. Подведение итогов.

Вопрос: На все ли вопросы вы получили ответы? Если нет, то плохо это или хорошо?

      Скорее всего, нет. Видите, какое поле деятельности у нас с вами еще впереди. И на все те вопросы, которые вас интересуют, мы будем искать ответы на следующих уроках.

Вопрос: Кто удовлетворен своей работой?

Задание: Оцените работу (1учащийся): 1 ряд второго, 2 ряд – третьего, 3 – 1.

IV. Домашнее задание:  §43, заполнить таблицу:

Знаю

Узнал

Хочу узнать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок по теме "География населения мира"

Цели и задачи урока:  - Обучающие: закрепить и обобщить теоретические знания по разделу “Население мира”, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительно...

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

Численность и воспроизводство населения мира.

Презентация для урока географии в 10 классе. Основные материалы презентации: демография, воспроизводство населения мира, рождаемость, смертность, естественный прирост. Типы воспроизводства, ...

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"

Тесты по географии 10 класс по темам: "Население мира", "Страны мира", "Природные ресурсы"...

«Изменение численности населения мира и воспроизводство населения»

Методическая разработка урока географии 10 класс...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....