Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"
план-конспект урока географии (10 класс) по теме

Байраш Елена Николаевна

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_v_10_klasse_po_teme.doc721.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе по теме «Размещение и миграции населения мира»

с использованием мультимедийного учебника «Экономическая и социальная география мира» (разработчик: Республиканский мультимедиа центр) как средства для самостоятельной работы учащихся.

Цели урока:

Обучающая: сформировать представления об особенностях

                      размещения населения по планете; познакомить с

                      основными   миграционными явлениями в мире.

Воспитательная: воспитание толерантного, уважительного отношения

                            к  партнерам.

Развивающая: способствовать развитию умений и навыков

                          исследовательской  деятельности, информационной

                          культуры.

Задачи урока:

1). Познакомиться с особенностями размещения и плотностью населения,   факторами, повлиявшими на размещение населения в разных регионах.

2). Рассмотреть миграционные процессы в мире, выявить их причины.

3). Совершенствовать навыки работы с информационными ресурсами.

Деятельность учащихся: самостоятельная работа в парах с мультимедийным учебником  по инструктивной карточке; составление опорного конспекта в тетради; работа с картографическим материалом – составление картосхемы «Страны трудовой миграции»; выполнение практического задания в мультимедийном учебнике.

Деятельность учителя: постановка целей и задач на урок; организация работы учащихся в течение урока; координация работы учащихся; разъяснение материала.

План урока.

  1. Размещение и плотность населения мира.
  2. Миграционные процессы современного мира.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Активизация знаний учащихся по теме урока.
  3. Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается с работы с мультимедийным учебником по инструктивной карте.

  1.  Открыть «Мой компьютер» - диск Е- География 10- выбрать в меню «Общая география мира» - раздел География населения мира -  тема «Размещение населения»

2)  Используя дикторский текст, карты-вкладки, выявить условия размещения и плотность населения на планете. Сделать вывод.

  •   Размещение населения.

А)     Охарактеризовать распределение населения по территории Земли.

Б)  На основе данных таблицы в инструктивной карточке, охарактеризовать распределение населения по высотным поясам.

«Размещение населения по высотным поясам (%)»

Части света

Ниже 200 м

200-500м

500-1000м

1000-2000м

Выше 2000м

Европа

69

24

7

-

-

Азия

56

24

12

7

1

Африка

32

24

21

21

2

С. Америка

47

33

8

8

4

Юж. Америка

42

15

23

9

11

Австралия и Океания

73

18

8

1

-

Вся суша (без Гренландии и Антарктиды)

56

24

12

7

1

 

В)   Выявите факторы, влияющие на размещение населения.

Г)   Определите роль природных условий в размещении населения.

Д) Охарактеризуйте распределение населения мира по степени удалённости от моря (океана).

  • Плотность населения.
  • Используя карты-вкладки «Плотность населения» и «Страны-рекордсмены по плотности населения» в теме «Размещение населения» на мультимедийном диске, выполните задания:

А)  Проанализируйте карту плотности населения и выполните задание № 9 в учебнике (В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира») на с.86 «Блок добывания знаний и умений»

Выявите особенности плотности населения мира и сделайте вывод.

Б) По карте в мультимедийном учебнике определите страны с максимальной и минимальной плотностью населения.

В). Какие факторы повлияли на плотность населения в этих странах?

2. Миграции населения.

Учитель, организуя диалог с учащимися, активизирует  их знания о миграциях населения (курс 9 класса):

  • «Люди – не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами» Н.Н. Баранский
  • Какие законы имел в виду Н.Н. Баранский?
  • Вспомните. Что такое «миграция», их виды. В чём разница между внешними и внутренними миграциями. Приведите примеры внешних и внутренних миграций.
  • Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций?
  • Чем можно объяснить вспышку миграций в XIX – XXвв.?
  • Используя мультимедийный учебник, в разделе «Население мира» откройте тему «Миграции населения».

А)  Опираясь на  карту в теме, определите, какие регионы мира и почему привлекают мигрантов.

Б)  Подумайте, какие возникают проблемы в странах и регионах в результате миграций?

В)  На контурной карте в рабочих тетрадях Сиротина с. 34-35 выделите главные центры эмиграции, используя карты атласа.

Г) Расскажите о вынужденных миграциях по причине национальных конфликтов, локальных войн в странах мира (опережающее задание – подготовить сообщение на основе СМИ).

Д)  Расскажите об интеллектуальных миграциях («утечка умов») (опережающее задание)

Е)   Назовите главную причину миграций населения.

Рассказ учителя о трудовых миграциях.

Ж)  Используя карту-вкладку в теме «Миграции» мультимедийного учебника, определите главные центры притяжения трудовых мигрантов, приведите примеры стран с трудовой иммиграцией, и стран-поставщиков трудовых мигрантов.

                

З) Используя карты-вкладки, выделите и обозначьте на контурной карте в рабочей тетради Сиротина с. 34-35 страны трудовой эмиграции и иммиграции.

3. Закрепление материала проводится по мультимедийному учебнику: тема «Население мира» - опции «Практика» № 3

4. Итоги урока.

  •   Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете?
  •   Согласны ли вы с утверждением, что основная причина потока беженцев – низкая оплата труда? Ответ обоснуйте.

5.Выборочная проверка конспектов учащихся.

  1. Самооценка урока.
  2. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект уроков по теме "Население мира"

Конспекты уроков по теме " Население мира", возможно сопровождение презентацией учащихся, предусмотрена работа с опережающим домашним заданием,уроки построены с использованием элементов технологии тво...

Размешение и миграция населения мира урок 10 класс

География 10 класс. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Размещение и миграции населения мира». Продолжительность 1 урок – 45 мин. Приложения к конспекту урока: презентация Пр...

Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира

Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...

Размещение и миграции населения мира. 10 класс

Плотность населения. густозаселенные районы мира, виды миграций....

урок" Размещение и миграции населения мира"

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...

Размещение и миграции населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме "Размещение и миграции населения мира". По окончании работы с тестом автоматически выст...

Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....