Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Антипова Елена Васильевна

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass.docx44.94 КБ
Файл test.docx12.2 КБ
Файл statisticheskiy_material.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                           «Средняя общеобразовательная школа №2»                                                                            г. Мичуринска Тамбовской области

Разработала:  учитель географии

                                                               МБОУ СОШ №2

                                                        Антипова Е.В.

Мичуринск – наукоград 2014


1

Образовательная: закрепить и привести в систему знания и умения по теме «миграция населения мира» с применением ИКТ. 

 Развивающая: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний. 

 Воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений.

 - рассмотреть миграции населения и ее виды.

 - изучить причины миграции населения.

 - познакомится с показателями, изучающими миграционные процессы.

Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.

Оборудование: проектор, программа «География 10»,  политическая карта мира, таблицы и статистический материал (в приложениях), атласы, тестовые задания.

-2-

Ход урока:

Слайд №1

ЗВУЧИТ МУЗЫКА: ШУМ МОРЯ  (В приложении)

Учитель:

Как перейти мне это море если сломанный мост,
Как перейти эту границу если там стоит пост,
И не переплыть море вручную - акулы хищные рыбы,
Ну а с другой стороны в степях непроходимые глыбы. 

Ну, что-же тогда остаюсь навсегда, 
А хочу не хочу, даже не спросят. 
Но может поднимется ветер и унесет меня,
Хотя кто его знает, где его носит.

Само по себе ничего не дается,
И не происходит само по себе,
Не покупается, не продается -
Сбывается то, что угодно судьбе.

Учитель:  Если верить археологам, то мигрантами являются почти все люди на Земле: человечество, зародившись в Африке примерно 200 тыс. лет назад, распространилось по всему миру – в Европу, Азию, Австралию, Америку. Конечно, прошло немало времени, пока первые мигранты достигли, скажем, Никобарского архипелага в Индийском океане и Гренландии, но это случилось. Человек ищет, где лучше. Так было, так есть, так будет... Поэтому тема нашего урока, как никогда актуальна!  И как вы уже поняли, говорить мы будем о перемещении и размещении  населения, которое называется?   Миграцией.

Слайд №2

Цель урока: познакомиться с  особенностями размещения населения; выявить причины неравномерного размещения населения и механического движения людей;  

          -3-

Слайд №3

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, многие из вас приобрели навыки , может быть даже будущих профессий: Это и корреспонденты, историки, аналитики, режиссеры. Многие из вас сегодня поделятся своими навыками и историями, а прежде вспомним определение размещения населения.

ОТВЕТ УЧЕНИКОВ.

(Распределение населения – это пространственный рисунок размещения населения на определенной территории.)

Учитель: -По карте  плотности населения мира в атласе определите, в каких районах земли плотность населения выше, чем в прочих?

 Слайд №4                                                                                                                         ОТВЕТ УЧЕНИКОВ.

Учитель: -На земле выделяются  7 районов  с наибольшей концентрацией  населения.

 1. Восточная Азия,  2. островная часть и юг полуостровной части юго-восточной Азии, 3. южная Азия, ядром которой является полуостров Индостан 4. Ближний Восток с районами возникновения древнейших цивилизаций в долинах Нила и Палестины, 5. Центральная и южная часть западной Европы 6. Исторически наиболее развитые в промышленном отношении р-ны США северо-восток и Калифорния 7. Это центральные районы Мексики, отгороженные от морских побережий горами. 

Слайд №5                                                                                                                        

На этих территориях проживает около ¾ всего населения земного шара.

Учитель: -Какие районы практически не заселены? (по карте)         ОТВЕТ УЧЕНИКОВ:

(Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральные части Австралии, Высокогорные области Азии и районы пустыни Сахара в Африке.)

Вывод: Размещение населения  КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО

-4-

-Какие же факторы изначально влияли  на размещение населения? (природные условия)                                                                                                        Слайд №6          

Учитель: -Какие природные факторы влияют на размещение населения?                                                                                                                           ОТВЕТ УЧЕНИКОВ:

                                                                                                                        (Рельеф, климат, близость морей). 

Слайд №7          

 Учитель:  Как влияет рельеф на размещение населения? Проанализируйте диаграмму!!

Слайд №8        

 (люди селятся на низменностях) 

-Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку. Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем?

(Африка высокий материк, в рельефе преобладают возвышенные равнины, с высотами от 1000м)

Учитель: -Существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности, используя карты атласа, найдите и назовите эти государства.

(Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.)

Следующая особенность размещения населения - УДАЛЕННОСТЬ ОТ ПОБЕРЕЖИЙ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

-5-

Проанализируйте диаграмму №2    ( Слайд №9)        , как влияет удаленность территории от побережья на размещение населения? (1/3 НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ ПРОЖИВАЮТ НА ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ)

-Большинство населения внутренних районов материков селилось вдоль рек. Именно изучением данной темы занимался первый наш корреспондент - историк Виктор Безделин

(Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были «Речные цивилизации» Египет (вдоль Нила), Китайская – вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская – в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье – между реками Тигр и Евфрат.  Эти цивилизации сменились «морскими» (СЛАЙД 10) - империи Средиземноморья. Сейчас время «океанских» цивилизаций.

Люди заселяют территории с благоприятным климатом. (СЛАЙД 11)

(Самые густонаселенные р-ны находятся в субтропическом, субэкваториальном и на юге умеренного климата).

-Еще один  фактор от которого зависит размещение населения – это экономический. (СЛАЙД 12)

Издавна люди стремились селиться в места богатые каким–либо ресурсом: лесом, землей, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. И сосредоточение населения на низменностях объясняется именно этим фактором.                             (СЛАЙД 13)

      На расселение оказывает влияние и занятость населения. Так, трудоемкое рисосеяние в Юго-Восточной Азии является причиной распространения в данном регионе традиции многодетных семей. И в данном районе средняя плотность населения достигает 2000чел на км2.

(СЛАЙД 14)

Следующим фактором размещения населения является размещение промышленности. Мануфактуры послужили причиной образования многих городов и заселения таких территорий, как  Бургундия, Бавария, Судеты, Аппалачи, Урал и др. В начале XIX в. главную роль стали играть промышленные предприятия возникшие в районах, где имелись железная

-6-

руда и уголь. Они определили размещение населения в центральной Англии,  Лотарингии, Верхней Силезии, северо-восточных штатах США.

(СЛАЙД 15)

Еще один фактор размещения населения — рост международной торговли и морских перевозок — стал причиной формирования крупных портовых центров и более мелких поселений в приморских районах. Затем в портовых р-нах стали размещаться предприятия, работающие на привозном сырье и топливе (например, в Японии). В конце ХХ в. этот фактор стал решающим, для размещения населения. С ним связаны также развитие рекреационных центров на побережьях (Средиземное и Черное моря, Флорида, Калифорния) и значительная часть обеспеченных людей из разных стран предпочитают селиться  в таких районах (Ривьера, Гренада, Валенсия, о-ва Карибского моря и др.) (СЛАЙД 16)

Учитель: -Так исторически сложилась неравномерность размещения населения на Земле.

Учитель: -Вернемся к карте плотности населения. Чему равен среднемировой показатель плотности населения мира?

 (45чел. на км2.)

-Дает ли этот показатель представление о реальной плотности населения в различных регионах мира? Почему?

ОТВЕТ УЧЕНИКОВ:

(Нет, потому что … Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% населения живет в северном и восточном полушариях.)

Учитель: -По карте плотности населения и политической карте атласа  определите страны с высокой  и низкой плотностью населения плотностью населения. результаты работы занесите в таблицу «Страны с различной плотностью и причины, влияющие на размещение населения». 5 минут на заполнение таблицы(СЛАЙД  17).

-7-

проверка таблицы (СЛАЙД  18)

Учитель: -Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков, народов. Миграции имеют разнообразные аспекты.  Их  исследуют ряд наук.

  Люди – не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами (слайд 19) 

- Так что же такое миграции населения?

Миграции населения – это перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением каких-либо административных или государственных границ.

Учитель:  Как известно, все люди и всегда любили путешествовать. История миграции уходит далеко в прошлое. Историей миграционных процессов занималась Мария БАЛАШОВА.

 История миграции – это история человечества. Доказано, что примерно в 1190 году до нашей эры финикийцы пришли в Ханаан и дали этой местности имя Палестина. Доказано, что в 587 году до нашей эры 95% евреев были уведены из Палестины в рабство вавилонянами, а в 538 году – освобождены

персидским царем Киром и вернулись обратно. И доказано, что народы в современной Европе точно так же шатаются туда-сюда, как тысячи лет назад. Согласно легенде, Рим был основан троянским беженцем Энеем.

Кельты пришли в Италию, на Балканы, в Северную Испанию и Португалию. Готы, гепиды и вандалы обосновались в Южной Руси и в Карпатах. Эту волну миграции историки называют 'Великим переселением народов. Понятие 'переселения народов' впервые стали использовать в XX веке нацистские историки из Германии, причем в собственных целях: прежде всего, чтобы доказать превосходство германских племен. Поэтому сегодня это понятие в основном применяется для описания, прежде всего миграции германцев в IV веке.

Викинги переплывали моря ради торговли. Когда они увидели, сколь богаты города Западной Европы и как легко их достичь по многочисленным рекам, – они вернулись, уже чтобы грабить. Потом им надоело плавать туда-сюда и они остались в Европе – чтобы грабить было сподручней. По ту сторону Средиземного моря после смерти пророка Магомета с насиженных мест сорвались арабы. Они завоевали Палестину и Северную Африку. Народ берберов, которых еще называют маврами, почти в полном составе переселился в 711 году в Испанию. Их изгнали из Европы лишь в 1492-м, после падения

-8-

Гранады. Вместе с ними были изгнаны 160 тыс. евреев. В этом же году португалец  Христофор Колумб отправился на поиск короткого пути в Индию и открыл Америку.

Учитель: -Сейчас вам предстоит  вспомнить основные виды миграций и причины их вызывающие.

По направленности миграции можно разделить на  (внешние и внутренние. Внешние в зависимости от направления называют эмиграцией (выезд из страны) и иммиграцией (въезд в страну). 

(СЛАЙД 20)

- Внутренние миграции – это перемещение населения в пределах одной страны. Анализировала внутренние миграции  Настя Строкова

 (СЛАЙД 21)

Внутренние миграции — перемещения населения одной страны из сёл в города, из городов в сёла, из одного региона в другой. Перемещение населения из сёл в города во многих странах является причиной роста городов. Самый массовый мотив таких миграций — желание человека найти более интересную, более высокооплачиваемую работу. Наиболее крупные миграционные потоки подобного типа существуют в Китае и Индии. С внутренними миграциями связано и освоение новых земель, особенно в тех странах, где ещё остались незаселённые и мало освоенные территории (Россия, Казахстан, Канада, Бразилия, Австралия, Китай и др.). В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее раз- витых странах преобладают обратные миграции населения из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность. Среди внутренних миграций выделяют временные (или возвратные). Они широко распространены в настоящее время и связаны в основном с трудовой деятельностью людей. Сезонные миграции населения вызваны сельскохозяйственными работами: перегон скота на другие пастбища, сбор урожая и т. д. Вахтовые миграции характерны для людей, занятых в горнодобывающей промышленности. Это добыча сырья на Крайнем Севере, в пустынях, на морском шельфе и т. д. Маятниковые миграции широко распространены в пределах крупных агломераций. Так, в Москву ежедневно приезжают на работу 700 тыс. человек, а выезжают в обратном направлении — 200 тыс.

-9-

Учитель: - Внешние миграции- это перемещение населения с одной страны в другую.  К концу XX века новый “миграционный взрыв” - причина - экономическая, такие миграции получили название трудовых миграций. Исследовал перемещение людей в разные страны Вадим Махортов, ему слово. (СЛАЙД 22)

В зависимости от направления подразделяются на эмиграцию (от лат. emigratio — «выселение») — выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или на длительный срок и иммиграцию (от лат. immigratio — «вселение») — въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или на длительный срок. Преобладавшие в прошлом межконтинентальные миграции (в том числе и принудительные — вывоз десятков миллионов рабов из Африки в Америку в XVI—XIX вв.) ныне

уменьшились в объёме, но возросли потоки внутриконтинентальных миграций.

 Особенно широкое распространение получила так называемая трудовая миграция. Западная Европа превратилась в место притяжения рабочей силы из стран Северной Африки, Южной Европы и Азии. Важными центрами трудовой иммиграции являются США, страны Персидского залива, ЮАР. Во второй половине XIX в. появилась новая форма внешних миграций, которую назвали «утечкой умов». Впервые это произошло после Второй мировой войны, когда из Германии в США уехало несколько тысяч учёных. В наши дни вместе с оттоком учёных из Европы наблюдается их отток из развивающихся стран. В наибольшей мере «утечка умов» затронула Азию, в первую очередь Индию, Филиппины, республики бывшего СССР. Наряду с экономическими внешние миграции нередко вызываются и политическими причинами. Примеры подобного рода — эмиграция граждан из фашистской Германии, Италии, франкистской Испании, Чили (после прихода к власти Пиночета), отток белого населения из бывших колоний в метрополии после крушения в 50—70-х гг.

Учитель: -Назовите главную причину таких миграций населения

Анализ диаграмм, рассмотрим динамику миграционных процессов мира (большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами).

-10-

-Хочется обратить внимание на особую группу мигрантов- это беженцы (вынужденные мигранты)ГУСЕВА

XX веку историки среди прочих наименований дали название 'века беженцев'. Политбеженцы существовали всегда: французские дворяне, бежавшие от революции, пустили по миру словечко 'эмигрант'. Однако с утверждением национальных государств в XIX веке разграничения и ненависть приобрели новое качество. 'Неправильная' вера, 'неправильная' идеология, 'неправильная' национальность – кто 'не наш', тот должен бежать куда глаза глядят – если успеет, конечно. Век этнических чисток начался.

Османы извели под корень более миллиона армян. Греки после первой мировой войны вынуждены были покинуть Анатолию. Турки, в свою очередь, со всех ног бежали из Греции. Более миллиона человек бежали из России от большевиков. Еще полтораста лет назад европейцы бежали прочь со Старого континента: из Ирландии, Италии, Германии – прежде всего, в Америку.

В 1921 году Лига Наций назначила первого в истории комиссара по делам беженцев: им стал великий путешественник, норвежец Фритьоф Нансен. Его задачей было возвращение домой 500 тыс. военнопленных. Миллионы беженцев из России, Болгарии, Армении должны были быть распределены по странам Европы. С началом тридцатых годов разразился мировой экономический кризис и государство за государством стали закрывать свои границы.

беженцы из кризисных регионов Азии, всеми правдами и неправдами стремятся в Австралию, мексиканцы, проникают в США – скрываясь от пограничников, погибая от рук контрабандистов, восточные европейцы и жители стран бывшего СССР, стараются попасть в Евросоюз. Точно так же, как и беженцы из 24 'горячих точек' по всему миру, которые просто хотят оттуда убраться – неважно, куда именно. Туда, где не стреляют. Кто-то ищет лучшей жизни, кто-то – возможности просто выжить. Кому-то грезится богатство, кому-то – чистой воды вдоволь и кусок хлеба. Одни мечтают отправить детей в нормальную школу, где их не станут учить надевать 'пояса шахидов' и взрывать себя во славу очередного раиса, другие – просто такое место, где нет землетрясений и цунами. Все они имеют право на побег к лучшему – они люди, это в природе человеческой. 

Учитель: -Как исторически складывались направления внешних миграций? (Первый миграционный взрыв связан с  Великими географическими открытиями Второй миграционный взрыв  произошел в 19 вв, тогда главным очагом эмиграции стала Европа, кроме того, в Азию – направились эмигранты китайские и индийские рабочие (кули), для работы

-11-

на плантациях. Главные очаги иммиграции (въезд) оставались США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия и др.).

Учитель: Выделите главные центры эмиграции.

(СЛАЙД 23)

Учитель: Чем привлекательны эти районы?

Отвечает ученик, получивший опережающее задание на дом подготовить анализ диаграммы (приложения стр. 4)

УСМАНОВ!!!!!!! (СЛАЙД 24)               

-Каков характер миграций в Северной Америке? (в США – мигрируют  из стран Латинской Америки, Азии, Европы, но нелегальная миграция в основном направлена из Латинской Америки.)                                                                      (Сравнительно небольшое число стран дает приют основной массе международных мигрантов. В 2000 году 75% общего числа мигрантов было сосредоточено в 30 странах, а в 2010 году - в 29. В этой группе стран явно лидируют США, в которых, по прогнозным расчетам, в 2010 году будет сосредоточено 20% международных мигрантов мира (42,5 миллиона человек). Российская Федерация, хотя и с большим отрывом, по-прежнему будет занимать второе место – 5,7% (12,3 миллиона человек), а третье – Германия с 5,0% международных мигрантов . Число стран, в которых проживает более 500 тысяч международных мигрантов, возрастет к 2011 году, как ожидается, до 64 против 57 в 1990 году.

За 2000-2010 годы в девяти странах мира число международных мигрантов увеличилось более, чем на миллион человек: в США - на 8,0, Испании – на 4,6, также сюда входят такие страны как Италия, Саудовская Аравия, Великобритания, Канада, Сирия, Иордания и ОАЭ. В то же время число международных мигрантов снизилось в некоторых странах. Наибольшее сокращение их числа в 2000-2010 годы произошло в Индии (на 975 тысяч человек) и Иране (675).

Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы, Турции.

-12-

ГЛАЗКОВА(СЛАЙД 24)               

-Обращают на себя внимание и страны Персидского залива  – нефтяные короли с быстро развивающейся экономикой, которым для функционирования частного бизнеса катастрофически не хватает рабочих рук. Иммигранты в Катаре, ОАЭ и Кувейте составляют около трех четвертей от всего населения! Судя по рассчитанным миграционным коридорам, чудеса Дубайя были возведены в основном наемниками из Индии. Но законы Шариата строги: за зарплату работать – пожалуйста, а претендовать на часть доходов государства могут только исконные жители. Стать легальным постоянным жителем этих стран гораздо сложнее, чем в Европе или в Америке. (Поставщики трудовых ресурсов – Египет, Индия, Пакистан и близлежащие бедные страны).

(СЛАЙД 25)               

 Различают следующие категории лиц наемного труда                                                          (золотые воротнички  - научный и проектно-конструкторский персонал; белые воротнички - инженерно-технические работники и конторские служащие;                                                                                                                         серые воротнички - работники отраслей социальной сферы;                                                синие воротнички  - рабочие, занятые физическим трудом.                         Бледные воротнички обобщенное название лиц наемного труда, ставших безработными.)

Учитель: -Каким образом узнают сколько населения мигрировало в определенную страну?(СЛАЙД 26)

Учитель: -В 2013 году была составлена диаграмма 10 стран по количеству мигрантов!!  (СЛАЙД 27).

Проанализировать раздаточный материал.

Учитель: -Какую роль играют миграции в развитии человечества  размещении по планете?

(СЛАЙД 28)           

-13-

() Удельный вес международных мигрантов в общей численности населения мира понемногу возрастает, увеличившись с 2,9% в 1990 году до 3,1% в 2010 году . До распада СССР в 1991 году доля международных мигрантов в населении мира, напротив, сокращалась, снизившись с 2,6% в 1960 году до 2,2% в 1975 году и стабилизировавшись на уровне около 2,3% в 1980-х годах.

В 1990-2000 годы доля международных мигрантов в населении развивающихся стран, скорее, сокращалась, а в 2000-е годы оставалась стабильной на уровне около 1,5%. В развитых странах она, напротив, устойчиво возрастала, увеличившись с 7% в 1990 году до 10% в 2010 году. Таким образом, сейчас, в среднем, каждый десятый житель развитых стран - международный мигрант (родился за пределами страны проживания или имеет гражданство иного государства).

Учитель: -Несмотря на экономические выгоды для стран, принимающих мигрантов, часто возникают проблемы, связанные с неприязнью местного населения приезжих, порой это выражается в массовых беспорядках, характерных для некоторых стран Европы, в т.ч. и России.

Звучит музыка ( ПРИЛОЖЕНИЕ)

Учитель:

Дружба народов

Марк Львовский

Дружба народов,
Великое слово,
Жаль, мы давно
Не слыхали такого.

Много в стране
Расплодилось нацистов,
Всяких скинхедов
И их активистов.

Часто мы слышим,
Кого-то избили,
Будто добру
Никого не учили.
-14-

Помню, как прежде
С теплом принимали,
Тех, кто гостями
В страну приезжали.

Время идёт,
А мы ходим по кругу,
Люди, прошу вас,
Любите друг друга!

Учитель: Каждый день в мире вспыхивают беспорядки, связанные с мигрантами. Обратите внимание на фильм: «Миграционный протест», где очень часто , к сожалению погибают люди. (Фильм в приложении)

 Учитель:

-Какие выводы можно сделать, из данного фрагмента фильма?

-В чем экономическое значение миграции? (они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.)

-Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему? (СЛАЙД 28)

 (В настоящее время миграция происходит как по экономическим, так и политическим причинам. Современные миграционные процессы носят добровольный характер и влияют на изменения численности населения.

 Численность и состав потоков мигрантов в будущем надо более строго регулировать, усилить борьбу с нелегальной иммиграцией.

 Нужно  устранить причины, толкающие людей на выезд.)

Учитель: У всех мигрантов жизнь сложилась по–разному. Одни действительно нашли, то что искали, другие – мирятся с вынужденными  условиями, а третьи  - просто возвращаются туда, где родились.  О чувствах мигрантов нам постарается рассказать Ирина Подольская.

-15-

Под звуки музыки:

Я на две неравных части
Разделил свою судьбу.
И разломанное счастье
Больше склеить не могу.
Можно жить, себя ругая,
Но, скажите, чья вина,
Что вокруг шумит другая,
Недоступная страна.

Мы останемся случайны,
Не отмыть клеймо бродяг,
Здесь сначала не скучают,
А потом - не говорят…

Не смотри назад, не надо,
Не заглядывай вперед.
Ночью сбудется прохлада,
Утро все-таки придет,
Просто время неизбежно
Уменьшает нашу жизнь,
И вчерашняя надежда
На веревочке бежит.

       Учитель: Для закрепления материала, пожалуйста, выполните тестовое задание.       

Тест (приложение)

Учитель: Для меня каждый урок – это частичка, которую я пытаюсь вложить в вас. А каждый из учеников  -это  сосуд. Если  - это урок не оставил в вашей душе ничего и вы думаете, что потеряли время зря – опустите в сосуд белый шарик. Если же вы получили –положительные эмоции,  и вы изменили свое отношение в лучшую сторону – опустите в сосуд – оранжевый шарик.

И так наш сосуд –как солнышко стал оранжевым. Надеюсь от урока вы получили не только новые знания, но и тепло, свет и яркие ощущения.

Домашнее задание ( слайд 29)тема 3, параграф 3 учить, дополнительный текст № 12, 13, 14 читать, задание 10 на стр. 86 письменно.

Спасибо за внимание. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя                                                                                                                                      Тестовое задание                                                                                                              Закончите предложение:

 

Миграция – это---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Размещение населения – это ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  

Какие природные факторы влияют на размещение населения?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На какие виды делятся миграции?  --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   Эмиграция – это-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Иммиграция – это -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Причины миграций : ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Главные центры эмиграции: ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Статистика

ТОП-10 стран по количеству мигрантов (по данным на 2013 год)[4][5][6]

Страна

Количество мигрантов
(млн. чел.)

1

Flag of the United States.svg США

45,8

2

Flag of Russia.svg Россия

11,2

3

Flag of Germany.svg Германия

9,8

4

Flag of Saudi Arabia.svg Саудовская Аравия

9,1

5

Flag of the United Arab Emirates.svg ОАЭ

7,8

6

Flag of the United Kingdom.svg Великобритания

7,8

7

Flag of France.svg Франция

7,4

8

Flag of Canada.svg Канада

7,3

9

Flag of Australia.svg Австралия

6,5

10

Flag of Spain.svg Испания

6,5

Согласно отчету Международной организации по миграции, число международных мигрантов в 2010 году составило 214 млн человек или 3,1 % населения мира[7]. Если рост этого показателя продолжится с прежней скоростью, то к 2050 году он достигнет значения 405 млн.

Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованном 11 сентября 2013 года, численность мигрантов в мире составило 232 млн человек или 3,2% населения Земли.[4][5][6] Самыми крупными в мире миграционными коридорами стали Мексика —  США с 13 млн мигрировавших (за январь - август 2013 гг),Россия — Украина с 3,5 млн, Украина — Россия с 2,9 млн, а также Казахстан — Россия с 2,5 млн.[8]

Классификация миграционного движения

Различные типы миграции включают:

Классификация по формам:

  • общественно организованное
  • неорганизованное

Классификация по причинам:

  • экономическая
  • социальная
  • культурная
  • политическая
  • военная

Классификация по стадиям:

  • принятие решений
  • территориальное перемещение
  • адаптация

Причины миграции

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровнезаработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. Начало данной форме миграции было положено в 1930-х годах, когда США получили возможность отбора учёных-беженцев из нацистской Германии. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в СШАКанаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

Вынужденная миграция может служить средством социального контроля авторитарных режимов, тогда как добровольная миграция является средством социальной адаптации и причиной роста городского населения.

ТОП-10 стран по количеству эмигрантов (по данным на 2007 год)[9]

Страна

Количество эмигрантов (млн. чел.)

1

Flag of Russia.svg Россия

12,1

2

Flag of Mexico.svg Мексика

10,1

3

Индия Индия

9,1

4

Flag of Bangladesh.svg Бангладеш

6,8

5

Flag of Ukraine.svg Украина

5,9

6

Flag of the People's Republic of China.svg КНР

5,8

7

Flag of the United Kingdom.svg Великобритания

4,2

8

Flag of Kazakhstan.svg Казахстан

3,6

9

Flag of Pakistan.svg Пакистан

3,4

10

Flag of the Philippines.svg Филиппины

3,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

Размещение и миграции населения мира. 10 класс

Плотность населения. густозаселенные районы мира, виды миграций....

Урок Размещение и миграции населения, 10 класс

Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира"....

урок" Размещение и миграции населения мира"

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...

Размещение и миграции населения мира. Анимированный тест. 10-11 класс

Образовательный ресурс представляет собой анимированный тест, предназначенный для проверки уровня знаний по теме "Размещение и миграции населения мира". По окончании работы с тестом автоматически выст...

Разработка открытого урока "Численность и воспроизводство населения мира". 10 класс

Разработка урока "Численность и воспроизводство населения мира".  10 класс...