Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока
методическая разработка (география, 10 класс) по теме

 

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на планете и основных миграционных процессах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

10 класс

Размещение и миграции населения.

Кузьмина Наталья Николаевна,

учитель географии МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на планете и основных миграционных процессах

Оборудование: политическая карта мира, карта «Плотность населения мира», атласы

Тип урока: изучение нового материала

                                                          Ход урока:

Подготовительное повторение в форме фронтальной беседы (не более 5 минут):

- в каком из перечисленных примеров идёт речь о втором типе воспроизводства населения (выведены при помощи проектора на интерактивную доску)

А) рождаемость 32, смертность 14;

Б)рождаемость 18, смертность 13;

В) рождаемость 16, смертность -16;

Г) рождаемость 29, смерность-10.

- на доску через проектор выведены половозрастные пирамиды

Обучающимся предлагается определить по ним тип воспроизводства и  особенности полового и возрастного состава населения.

Изучение нового материала

А) Размещение населения на Земле. Районы основного проживания людей.

 Учитель предлагает обучающимся вспомнить:

- причины неравномерного размещения населения по планете, известные из  курса географии 7 класса и курса истории.

- назвать основной показатель, характеризующий неравномерное размещение населения

- дать характеристику карты «Плотность населения мира( по масштабу, по охвату территории и т.д).

Затем учитель организует самостоятельную работу обучающихся с картой «Плотность населения мира», в ходе которой обучающиеся выявляют  факторы, влияющие на размещение населения, и коротко их характеризуют (влияние окружающей среды, влияние экологических факторов, занятость населения  и т.д.).

Б) Плотность населения

Учитель предлагает обучающимся посчитать среднемировой показатель плотности населения и организует работу с картой «Плотность населения мира», в ходе которой обучающиеся выделяют районы:

- в которых плотность намного выше среднемировых показателей;

- в которых плотность намного ниже среднемировых показателей;

- незаселённые районы.

Обучающиеся  не только называют районы, но дают пояснения о причинах и формулируют выводы. Затем, обучающиеся выполняют задание 9 (стр. 86) из блока  добывания знаний и умений и называют виды экстремальных условий, которые не благоприятствуют расселению людей. Приводят примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселённости территории, и объясняют причины.

Обучающимся предлагается на основе всего сказанного ответить нам вопрос «Можно ли по  показателю плотности населения судить об уровне социально- экономического развития  той или иной страны.?»

При наличии разных мнений организовать небольшую дискуссию.

В) Миграции населения

Учитель предлагает обучающимся вспомнить из 9 класса виды миграций и изображают их в тетради в виде схемы, проверяю друг у друга.( образец для проверки на доске в электронном виде).

Далее обучающиеся отвечают на вопросы:

- выявите разницу между внутренними и внешними миграциями. Чем можно объяснить вспышку миграций в XVвеке?. Чем объяснить массовые миграции из стран Западной Европы в Северную Америку и Австралию в эпоху зарождения капитализма и промышленной революции?

- что такое трудовая миграция? Чем вызваны миграции из развивающихся в развитые?

- каков характер миграций в Северной Америке

- каков характер миграций в нефтедобывающих странах?

Далее учитель организует работу по контурной карте (задание 10 из блока добывания знаний и умений). Обучающиеся наносят на контурную карту главные районы трудовой миграции. Показывают стрелками, откуда в эти  районы прибывает рабочая сила. На основании выполненной работы и текста учебника обучающиеся формулируют вывод о причинах трудовой миграции в целом и «утечки умов». Учитель предлагает ответить на вопрос: «Какие  последствия приносит трудовая миграция стране эмиграции?»

Г) Вынужденные миграции

Учитель предлагает обучающимся задание

- перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире;

- назовите страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов;

- назовите причины вынужденных миграций в наше  время

Обучающиеся формулируют вывод о миграционных процесах в мире.

Закрепление

На интерактивной доске:

«Утечка мозгов»

Белые, синие, золотые воротнички

Эмиграция

Иммиграция

Обучающиеся дают определения.

Домашнее задание

вопрос 3 из блока «Можете ли вы объяснить»

читать страница 71-74 учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).

Технологическая карта изучения темы  «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса.  (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...

Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.

Цели урока: 1.Дать учащимся представление о тексте.2.Узнать основные признаки текста.3.Повторить  понятия: сравнение, творительный сравнения.4.Продолжать формировать умение конструировать т...

Действительные и страдательные причастия. 7 класс. Методическая разработка урока.

Цели:·       Знакомство с действительными и страдательными причастиями·       Отработка умения смыслового различия действительных и страдате...

Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка и презентация к уроку в 5 классе по теме "Древнейший Рим" в соответствии со ФГОС второго поколения, тип урока - открытие новых знаний, комбинированный, форма - урок путешествие...

Литература, 10 класс.Методические разработки уроков.

Методика преподавания литературы в 10 классе...