«РУССКАЯ (ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ) РАВНИНА».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_3_eor.docx26.48 КБ
Office presentation icon eor_2.ppt1.33 МБ
Office presentation icon eor1.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР ПО ТЕМЕ:

«РУССКАЯ (ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ) РАВНИНА».

Класс: 8

Цель урока: Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Восточно-Европейской равнины.

2. Познакомить с главной особенностью Восточно-Европейской равнины –разнообразием природы

3. Сформировать целостную систему знаний об особенностях природы Восточно-Европейской равнины.

Развивающие:

  • Развивать умения работать с картами атласа и учебника.
  • Развивать умение выделять главное, анализировать.
  • Развивать память.
  • Закрепить умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение региона и устанавливать его влияние на формирование природных условий территории.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к красоте своей родной природы, гордость за наши природные богатства

Планируемые результаты урока:

Выявить главные особенности природы Восточно-Европейской равнины.

Оборудование:

учебник, учебный атлас по географии России природа 8 класс, настенная карта, контурная карта Восточно-Европейской равнины, модули для работы в группах, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбуки для учащихся.

Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения не превышает 25 минут (СанПин 2011 года)

Перечень используемых ЭОР

Название

Характеристика ЭОР

1

ЭОР №1

Презентация учителя к уроку «Русская равнина»

2

ЭОР №2

Презентация для учащихся, задания к учебным модулям

3

ЭОР №3

Интерактивный тест по теме «Русская равнина» (создан в программе My Test)

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний (демонстрация ЭОР №1, слайд 1.)

Вспомните, что такое природный комплекс.

С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии; географии материков и океанов?

Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса, как они взаимодействуют между собой? (ЭОР №1, слайд 2)

Назовите крупные природные районы на территории России.

Учитель: Крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный облик, определенное, только ей свойственное, географическое строение. Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Каждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южанина, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жителя и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с крупными природными районами нашей страны и тема сегодняшнего урока «Русская равнина». (ЭОР №1, слайд 3)

Как вы думаете, почему это равнина имеет такие названия? (Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России.)

Почему Восточно-Европейская? (Равнина расположена на востоке Европы.)

Запись темы урока в тетрадь, целепологание (ЭОР №1, слайд 4), (ЭОР №1, слайд 5)

Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК:

1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.

2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и закономерности размещения полезных ископаемых.

Климат, названия типов климата, качественная и количественная характеристика условий, коэффициент увлажнения.

Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.

Почвы, растительность, животные, их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.

Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.

Изучение нового материала

Географическое положение равнины (ЭОР №1, слайд 6, 7)

Задание 1: дать оценку ГП равнины по плану (на слайде):

1. Протяженность

1). с севера до юга…

2). с запада до востока…

2. Площадь равнины …

3. Пограничные географические объекты:

3). север…

4). юг…

5). восток…

6). запад…

 

Задание 2: используя карты атласа, дополни предложения (устный опрос по цепочке) – раздаточный материал

Русская равнина расположена на материке _________, в _________ полушарии.

Русская равнина на севере омывается водами _____________ океана и _________ моря.

Изрезанность береговой линии ____________ .

Глубоко в океан вдаются полуострова _______________ и _______________ .

Кроме того с юго-запада равнина омывается водами ______________ моря, а с юго- востока ________ морем.

самая северная точка лежит на широте ____ , а южная ______ .

2. Рельеф и геологическое строение Русской равнины

Учитель: Рельеф равнины – полого-волнистый, равнинность рельефа обусловлена устойчивым платформенным фундаментом, мощным осадочным чехлом.

 

Задание 3: используя тектоническую карту в атласе дай характеристику геологического строения: (раздаточный материал)

В основании Восточно-Европейской равнины лежит ……………………….., по возрасту она ………………………, об этом говорит …………………………, который сформировался ………………

Он очень неровный, залегает на разной глубине и выходит на поверхность в пределах равнины лишь на Кольском полуострове и в Карелии -………………….. щит.

Понижениям фундамента соответствуют ……………….. (Печерская, ………………., которая располагается на высоте -28 метров над уровнем моря), выступам - ……………………... (Среднерусская, Тиманский кряж).

Рельеф Восточно-Европейской равнины –…………………, преобладающие высоты от ……до…… метров.

Наибольшие высоты Восточно-Европейской равнины на Кольском полуострове в горах Хибины ……….. метров, наименьшие на ………низменности … метров ниже уровня океана.

Рельеф равнины очень разнообразный из-за деятельности …………………. и ……………… сил (на севере – деятельность……………., на юге - …………….).

 

3. Физминутка:  А, теперь ребята, давайте немножко отдохнем. Сделаем за мной упражнение.

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнутся, разогнутся

Три – на ладошке три хлопка, головою три кивка

Путешествуем по свету

Изучаем мы планету.

 

4. Инструктаж работы с модулями

Работа происходит в мини-группах по 2 человека. В распоряжении группы имеется ноутбук с ЭОР №2 (презентация), атлас, инструктивные карты. Результатом работы группы является презентация с выполненными в ней заданиями практического характера.

№ УЭ

Источники информации, № ЭОР

Содержание учебной деятельности

Формы работы, контроль

УЭ-1

ЭОР №2, учебник стр.148, климатическая карта России.

Характеристика климата

Цель: узнать особенности климата Русской равнины и причины его формирования

Используя текст учебника стр.148 дай характеристику климата:

Русская равнина лежит на севере в …………… поясе, большая часть в …………….. поясе. Так как равнина имеет большую протяженность с севера на юг и с запада на восток климат ………. На климат оказывает большое влияние …………… океан, с которого на равнину дует постоянный ……………….. и приходят ………….. Поэтому здесь выпадает наибольшее количество осадков по сравнению с другими равнинами.

Особенно сильно океан влияет на серную и центральную части равнины, поэтому климат здесь более ……………….., а на юге, куда циклоны проходят редко, осадков меньше чем может испарится - ………………. Континентальность возрастает с ……….. на ………… .

Равнинный рельеф благоприятствует свободному обмену воздушными массами северных и южных районов, поэтому весной на юге могут быть ……………, а летом ……… и …….

Заполните пропуске в предложениях.

УЭ-2

ЭОР №2, учебник стр. 148, физическая карта России

Внутренние воды

Цель: познакомиться с внутренними водами Русской равнины,

Задание: Используя физическую карту в атласе стр.4,5 и текст учебника стр.148 дай характеристику внутренним водам:

Реки Северного Ледовитого океана:

О…

Северная ……….

П ………….

Реки Атлантического океана:

Западная ……….

Дн………..

Д…

Река внутреннего стока - …………….., с правым притоком - ………., с левым притоком - ……………..

Найди соответствие:

Северные реки

Южные реки

Признаки:

Реки многоводны

Реки маловодны

В питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды

Сток более равномерно распределен в течение года

Доля дождевых и грунтовых вод в питании резко сокращается.

Большая часть стока приходится на короткий весенний период

Взаимопроверка. После выполнения работы, учитель раздает ответы, ребята проверяют работу корректируют знания.

Заполните пропуске в тексте.

5. Применение нового знания:

- Используя свои новые знания выполните проверочную работу(тест) –ЭОР №3

 

6. Оценивание (по результатам теста ЭОР №3)

7. Подведение итогов

Мы изучили причины выделения, существования природного района – Русской равнины. Ознакомились с некоторыми чертами ее природы. На следующем уроке мы продолжим изучение Русской равнины. Я хочу узнать ваше мнение об уроке. Перед вами лежат жетоны разного цвета, если от урока получили удовлетворение, радость выбираете оранжевый цвет, если просто понравился - зеленый цвет, не понравился выбираете синий цвет.

 

8. Рефлексия:

Что нового вы узнали на уроке?

Как вы это узнали, что вам помогло?

Понравился ли урок? Что именно вам понравилось?

Как оцениваете работу в группах?

Спасибо за совместный урок.

 

9. Домашнее задание:

П. 27 прочитать - всем,

У кого «4-5» - ответить на вопрос 1,2 стр. 148.

У кого «3» - ответить на вопросы 1-4, стр. 148.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика климата Цель: узнать особенности климата Русской равнины и причины его формирования Используя текст учебника стр.148 дай характеристику климата: Русская равнина лежит на севере в …………… поясе, большая часть в …………….. поясе. Так как равнина имеет большую протяженность с севера на юг и с запада на восток климат ………. На климат оказывает большое влияние …………… океан, с которого на равнину дует постоянный ……………….. и приходят ………….. Поэтому здесь выпадает наибольшее количество осадков по сравнению с другими равнинами. Особенно сильно океан влияет на серную и центральную части равнины, поэтому климат здесь более ……………….., а на юге, куда циклоны проходят редко, осадков меньше чем может испарится - ………………. Континентальность возрастает с ……….. на ………… . Равнинный рельеф благоприятствует свободному обмену воздушными массами северных и южных районов, поэтому весной на юге могут быть ……………, а летом ……… и ……. УЭ-1

Слайд 2

УЭ-2 Используя физическую карту в атласе стр.4,5 и текст учебника стр.148 (начни со второго абзаца снизу) дай характеристику внутренним водам: 1. Реки Северного Ледовитого океана: О… Северная ………. П …………. 2. Реки Атлантического океана: Западная ………. Дн……….. Д… 3.Река внутреннего стока - …………….., с правым притоком - ………., с левым притоком - …………….. 4. Найди соответствие: Северные реки Южные реки Признаки: Реки многоводны Реки маловодны В питании значительную роль играют дождевые и грунтовые воды Сток более равномерно распределен в течение года Доля дождевых и грунтовых вод в питании резко сокращается. Большая часть стока приходится на короткий весенний период


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Вспомните, что такое природный комплекс? 2.С какими природными комплексами Земли вы познакомились при изучении начального курса физической географии; географии материков и океанов? 3.Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса, как они взаимодействуют между собой?

Слайд 2

Назовите крупные природные районы на территории России?

Слайд 3

Тема урока: Русская (Восточно-Европейская) равнина

Слайд 4

Целеполагание: Узнать о … Научиться … Анализировать … Сформулировать выводы о …

Слайд 5

ПЛАН Географическое положение Рельеф, его связь с геологическими структурами Климат, названия типов климата Внутренние воды , их связь с рельефом и климатом. Почвы, растительность, животные , их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии. Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.

Слайд 6

Географическое положение равнины. Задание 1: дать оценку ГП равнины по плану: 1. Протяженность 1). с севера до юга… 2). с запада до востока… 2. Площадь равнины … 3. Пограничные географические объекты: 3). север… 4). юг… 5). восток… 6). запад…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе с применением интернет-ресурсов....

Урок по географии в 8 классе по теме: «Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины....

«Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Урок  географии 8 класс   Тема урока: «Русская (Восточно-Европейская) равнина» Цели урока. Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее ун...

Русская (Восточно-Европейская) равнина

В данной работе формированы представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины...

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Урок по теме "Русская (Восточно-Европейская) равнина изучается в курсе физической географии. В данной теме рассматривается особенности географического положения равнины и их влияние на природу. Специф...

Русская (Восточно-Европейская) равнина

Урок географии в 8 классе....