Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Захарова Ирина Дмитриевна

Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год, базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya5klfgos.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гилевская средняя общеобразовательная школа»

        

Согласовано:

На заседании методического

объединения школы

             Протокол № ___ от

«___»___________2017г.

Принято:

             На заседании педагогического совета

                 Протокол № __   от

«    »               2017г.

Утверждаю:

Директор школы

                          _____________ Калинина С.В.

               Приказ № _________ от

                     «___»__________2017г.

Рабочая программа учебного предмета

«География »

5 класс, базовый уровень

на 2017- 2018 учебный  год

                                                                                                                                                                                          Разработана: Захаровой И.Д.

                                                                                                                                                                                                       учителем географии

                                                                                                                                                                          высшей квалификационной категории

с. Гилево,2017 год

Пояснительная записка

      Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,  ООП ООО МКОУ «Гилевская СОШ» с учетом примерной программы по географии под редакцией В.П. Дронова, Л.Е Савельевой. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

     Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

 1. Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2014г.;

 2.Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.;

 3.Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 г.;

 4. Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2014 г.;

 5. Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас Просвещение УМК «Сферы», 2014 г.;

 6. Котляр Ольга Геннадьевна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2014г.

География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация,  социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Цель: основная цель географии в системе общего образования- сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.  

Задачи:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;                              

-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира.

Особенности отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: логика изложения и содержание примерной программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта основного образования, поэтому в рабочую программу не внесены изменения.

Общая характеристика учебного предмета:

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов ,протекающих в географическом пространстве ,проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

В учебном плане МКОУ «Гилевская СОШ» – 35 часов (из расчѐта – 1 час в неделю).

Результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

 - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  - осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной    картины;

  - формированние устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

Метапредметные:

Результатами изучения курса «Планета Земля» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном уровне – житель планета Земля;

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные :

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Структура изучаемого предмета


Календарно-тематическое планирование

    №

п/п

урока

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Из них

Дата

практические

По плану

Факт

ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ.

35

4

                         1. Введение

2

1

1.1

География: древняя и современная наука

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

6.09

2

1.2

География в современном мире

Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.

13.09

2. Развитие географических знаний о Земле

8

1

3

2.1

География в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

20.09

4

2.2

 Географические знания в древней Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

27.09


5

2.3

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа.

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

4.10

    6

2.4

Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция  Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф. Магеллан, Ф. Дрейк). Значение Великих географических открытий.

11.10

7

2.5

Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа № 1 по составлению презентации о великих путешественниках.

1

18.10

8

2.6

Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук).

25.10

9

2.7.

Современные географические

исследования.

Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев). Первое русское

8.11

10

2.8

Обобщение по теме

«Развитие географических знаний

о Земле»

3. Изображения земной поверхности и их использование

12

3

11

3.1

Изображения земной поверхности

15.11

12

3.2

Масштаб

22.11

13

3.3

Условные знаки

29.11

14

3.4

Способы изображения неровностей земной поверхности

6.12

15

3.5

Стороны горизонта. Ориентирование

13.12

16

3.6

Съёмка местности. Практическая работа №2 по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.

1

20.12

17

3.7

Составление плана местности. Практическая работа № 3 по проведению полярной съёмки местности

1

27.12

18

3.8

Географические карты

17.01

19

3.9

Параллели и меридианы

24.01

20

3.10

Географические координаты

31.01

21

3.11

Географические информационные системы

7.02

22

3.12

Обобщающий урок по теме

«Изображения земной поверхности и их использование» Практическая работа № 4 «Составление маршрута воображаемой экспедиции».

1

14.02

4. Земля – планета Солнечной системы

5

23

4.1

Земля в Солнечной системе

21.02

24

4.2

Осевое вращение Земли

28.02

25

4.3

Орбитальное движение Земли

7.03

26

4.4

Влияние космоса на Землю

и жизнь людей

14.03

27

4.5

Обобщающий урок по теме

«Земля — планета Солнечной системы»

21.03

5. Литосфера – каменная оболочка Земли

8

2

28

5.1

Строение Земли. Горные

породы

4.04

29

5.2

Строение Земли. Горные

Породы Практическая работа №5 по определению горных пород и описанию их свойств.

1

11.04

30

5.3

Земная кора и литосфера

18.04

31

5.4

Рельеф Земли

25.04

32

5.5

Внутренние силы Земли

16.05

33

5.6

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

23.05

34

5.7

Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

23.05

35

5.8

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» Практическая работа № 6 «Построение профиля рельефа».

1

30.05

ИТОГО:

35

6



                                                      Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по географии.

Оценка знаний учащихся:

  Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

 - правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

 - самостоятельность ответа;

 - логичность, доказательность в изложении материала;

 - степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

   Оценка «5» ставится учащемуся, если ответ полный, правильный, отражающий материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

ответ самостоятельный;

ученик умеет пользоваться картами, умеет быстро и безошибочно показывать объекты на картах.

   Оценка «4» ставится ученику, если ответ удовлетворяет выше названным

требованиям, он полный, правильный, но есть неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

   Оценка «3» ставится школьнику, если ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятие, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей или непоследовательно излагает факты, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

   Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если ответ неправильный,

показывает незнание основного фактического материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

                                      Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний:

Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнением и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4»
- правильные и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3»
- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

                           Оценивание практических и самостоятельных работ.

Оценка «5» ставится ученику, когда практическая или самостоятельная работа:

выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Ученик работал полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения работы источники знаний, показал необходимые для проведения практических и самостоятельных работ знания, умения и навыки, сформулировал выводы. Работа оформлена аккуратно.

Оценка «4» выставляется учащемуся, если практическая или самостоятельная работа:

выполнена учеником самостоятельно и в полном объёме. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Ученик правильно отобрал и использовал источники знаний.

Работа показала знание теоретического материала и владение умениями, необходимыми для выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3» ставится, если практическая работа выполнена и оформлена учеником с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. Учащиеся показали знание теоретического материала, но испытывали затруднения при работе с картами атласа, статистическими материалами.

Допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление.

Оценка «2» ставится в том случае, когда ученик оказался не подготовленным к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки ученика.

                                           

                           Оценка выполнения тестовых заданий, диктантов:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

                           Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.
Оценка «5» - правильно, по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.


            Техническое обеспечение

1.Ноутбук.                                          

2.Принтер.

3.Экран                                              

4.Проектор





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по химии 9 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

Рабочая программа по истории. 7 класс. 2017 - 2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по истории. 6 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по обществознанию. 7 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по истории. 11 класс. 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа состав­лена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования...