Метапредметное внеурочное занятие "Виртуальная экскурсия в мир природы"
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Лукьянова Ирина Михайловна

Занятие разработано для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект-карт. Интеллект – карты помогают разнообразить  любое занятие и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе обучающиеся развивают умения по составлению интеллект - карт. По Тони  Бьюзену, «интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lkyanova_i.m._novikova_g.k._-_stsenariy_uroka.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Авторы: Новикова Галина Кирилловна, учитель биологии; Лукьянова Ирина Михайловна, учитель географии

Полное название образовательного учреждения: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Колпашево Томской области

Аннотация к внеурочному занятию: занятие разработано для обучающихся 5 класса с целью систематизации знаний с использованием технологии интеллект-карт. Интеллект – карты помогают разнообразить  любое занятие и задействовать больший потенциал обучающихся. На данном этапе обучающиеся развивают умения по составлению интеллект - карт. По Тони  Бьюзену, «интеллект-карта»– это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Предмет: география, биология

Тема: «Виртуальная экскурсия в мир природы»

Класс: 5

Время реализации занятия: 45 минут

Цель занятия: развитие метапредметных учебных   умений  преобразовывать информацию текста в интеллектуальные карты.

Задачи занятия:

Дидактические:

  • сформировать знания о природных экосистемах: лесе, луге, болоте;
  • организовать совместную деятельность обучающихся по составлению интеллект-карт.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач.

Воспитательные:

  • создание условий для формирования  коммуникативных навыков;
  • воспитание культуры общения через работу в группах;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Тип внеурочного занятия:  занятие актуализации и расширения знаний

Форма занятия:  занятие развития метапредметных учебных действий

Оборудование:

  • авторский медиапродукт: операционная среда - Windows XP;   Microsoft Office Power Point, вид медиапродукта – наглядная  презентация, Microsoft Office Power Point из   17 слайдов.
  • медиапроектор, экран;
  • рабочие листы;
  • листы белой бумаги (3 листа ватмана);
  • цветные карандаши, фломастеры, маркеры;
  • комплекты рисунков по темам «Лес», «Луг», «Болото»;
  • памятки «Правила поведения на природе», «Правила техники безопасности при выходе на природу»;
  • рефлексивные листы с изображением дерева;
  • комплекты красных, зелёных, жёлтых листочков;
  • магниты.

Формирование УДД:

Познавательных:

  • формирование умения выделять необходимую информацию из незнакомого текста и использовать её для составления интеллект-карт;
  • формирование умения определять основную и второстепенную информацию, оформлять её в интеллект-карты;
  • формирование умения  исследовать варианты решения задач, выбирать лучшее.

Регулятивных:

  • развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативных:

  • формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формирование умения точно и кратко выражать мысли;
  • формирование умения работать в паре и в группе.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные: 

  • учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом;
  • учащиеся учатся самостоятельно составлять интеллект-карты, используя предложенный текст;
  • делать выводы.

Личностные: 

  • развитие критического мышления на основе интеллект-карт;
  • развитие памяти, логического мышления при помощи интеллект-карт.

План проведения занятия:

Этапы занятия

Временная реализация

Организационный момент

 1,5мин.

Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала

10 мин.

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса занятия.

5 мин.

Поиск решения проблемы. Организация  работы в группах по заданиям.

22 мин

Самоанализ-рефлексия

4 мин.

Дифференцированное домашнее задание

1 мин.

Подведение итогов занятия

1,5мин.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Учитель - Доброе утро, уважаемые наши гости, дорогие мои  ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Музыка и  солнце на слайде №1)

Ученик Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

Ученик Потому что наступила настоящая весна.

Ученик Сегодня светит солнце.

Учитель - Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

2.  Актуализация знаний. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

Учитель  –  Мы совершим виртуальную экскурсию в мир природы. (слайд №2). А вот куда же отправится каждая из групп? Представьте, что перед вами огромный камень, а на нём сидит красивый огненный петух, который держит в клюве 3 конверта.  А почему петух? Слайд №3

Ученик –  2017 год  - год Огненного Красного петуха.

Учитель – Талисманом нашего урока будет Красный Огненный петух (на столы групп поставить талисман). А что же в этих конвертах? Вам хочется заглянуть внутрь этих конвертов? Слайд №3

Ученик – Да.

Учитель – Каждой группе необходимо выбрать только один конверт (один из группы зачитывает информацию в конверте)

1-й конверт - Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь нём. (Лес)

2-й конверт - Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Беру с собою свой сачок:

Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.(Луг)

3-й конверт - Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото) Слайд №3

Ученик – Наша группа отправится в лес.

Ученик – Наша группа отправится на луг.

Ученик – Наша группа отправится на болото.

(каждая группа получает рабочие листы с заданиями)

Учитель -  В нашей жизни среди приятных событий и эпизодов самыми приятными являются   походы в гости. Не менее приятное занятие – приём гостей. А умеем ли мы ходить в гости, быть приятными гостями, приглашать к себе, принимать гостей?  Мы идем в гости к лесу, болоту и лугу. Что нужно знать, когда идут в гости?

Ученик – Правила этикета, поведения.

Учитель – Каковы же правила поведения на природе?

Ученик –  (высказывают свои мнения, а правила появляются на слайде №4)

Учитель – Ребята, запомните эти правила!

  1. Не ломайте деревья!
  2. Не бросайте мусор! 
  3. Не разоряйте гнезда и муравейники!
  4. С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить.
  5. Не засоряйте водоемы!
  6. Берегите насекомых, животных и птиц!
  7. Не рвите охапками цветы!
  8. Не разводите костры в лесу!

Я думаю, что теперь Вы все будете знать эти правила и соблюдать их! И отправляясь в путь, мы не будем нарушать эти правила.

Учитель – Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выходе на природу?

Ученик –  (высказывают свои мнения, а правила ТБ появляются на слайде №5)

Для избежания несчастного случая, необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности при выходе на природу:

  • одевать для прогулок и походов на природу удобную обувь;
  • надевать закрытую одежду и головной убор, чтобы уберечься от укусов насекомых, особенно клещей;
  • нельзя снимать обувь и ходить по лесу или парку босиком;
  • нельзя ходить в лес не имея при себе компаса;
  • нельзя собирать незнакомые растения и грибы и пробовать их на вкус;
  • нельзя пить воду из открытых водоемов. Необходимо заранее взять с собой (из дома) питьевую воду в бутылках; 
  • нельзя посещать лесную зону в период наибольшей активности клещей (май-июнь). Обязательно после посещения лесной зоны необходимо проверить себя на наличие клещей;
  • отставать от группы или того человека, с кем вы пришли на природу;
  • уметь оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшему.

3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса внеурочного занятия.

Учитель – Дана цепочка слов: бумаге, графическое, любой, отображение, на, информации. Попробуйте выстроить правильную последовательность. Слайд №6

Ученик – графическое отображение любой информации на бумаге.

Учитель – Предположите о чём идёт речь?

Ученик – Это интеллектуальная карта. Слайд №6

Учитель – Что вам необходимо выполнить во время этой экскурсии?

Ученик – Создать свою интеллект-карту.

Учитель – А как вы её будете создавать?

Ученик – Мы будем использовать текст о лесе.

 Ученик – Мы будем использовать текст о луге.

Ученик – Мы будим использовать текст о болоте.

Учитель – Что предполагает интеллект-карта? Что мы делали с текстом на внеурочных занятиях?

Ученик – Обработка текстовой информации в интеллект-карту.

Внимание! Проблемный вопрос внеурочного занятия –  Преобразовать текстовую информацию в интеллект-карту. Слайд №7

Учитель - Внимание!!!. Наша виртуальная экскурсия в мир природы необычная. При подготовке к экскурсии вы должны собрать импровизированный рюкзак. А что же вы в него положите?

Ученик – Лист чистой белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, рисунки. Слайд №8

Выполнение задания №1 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 2  мин.) Слайд №9

Учитель – Каковы же правила составления интеллект-карт. (работа с информацией на слайде №9)

Учитель – На слайде вы видите образец интеллект-карты . Какую информацию вы можете получить об озере Байкал из данной интеллект-карты? Слайд №10

Ученик – Из данной интеллект-карты мы получили следующую информацию об озере Байкал: Слайд №10

  1. Общие сведения:
  • длина 636 км;
  • возраст 20-25 млн. лет;
  • максимальная  глубина 1637 м, средняя глубина - 730 м.
  1. Животные (байкальская нерпа, байкальская сова, омуль, голомянка).
  2. Растения (виолы, молодило).

4. Поиск решения проблемы. Организация  работы в группах по заданиям.

Учитель – Чтобы  ответить на проблемный вопрос, вам предстоит в группах выполнить задание №2 из рабочего листа. Слайд №11

Выполнение задания №2 из рабочего листа. (работа учащихся в группах 15-20 мин.)

Учитель - Устали. Я предлагаю всем отдохнуть. Давайте сделаем привал и разберем наши корзины. Ведь в них разные грибы, лекарственные растения и ягоды. Присаживайтесь. Посмотрите на экран и отгадайте. Какой группе  принадлежит каждая из корзин? Где же были собраны грибы, лекарственные растения и ягоды.

Слайд №12

Ученик – Грибы были собраны в лесу.

Ученик – Лекарственные растения были собраны на лугу.

Ученик – А ягоды мы собирали на болоте.

Учитель – Талисман нашего занятия Красный огненный петух подготовил информацию для любознаек. Мы предлагаем вам познакомиться с этой информацией. Слайд №13

  • Общая площадь лесов на планете составляет 1/3 всей суши или 38 миллионов квадратных километров.

Самая богатая лесом страна в Европе - Финляндия. Почти 70% её территории покрывают  леса.

А самая бедная лесом - Великобритания, лесные угодья которой составляют всего лишь 6% от всей территории.

  • Торфяные болота занимают 2 процента площади суши Земли. В них содержится 0,02 процента чистейших пресных вод планеты. Самый заболоченный материк – это Южная Америка. Он на 70 процентов занят болотами. Второе место по этому показателю занимает Евразия.

В России сосредоточено 37% всех заболоченных площадей мира. Особенно выделяется здесь Западная Сибирь.

  • На лугах и пастбищах Восточной Европы и Аргентины больше всего растений. Например, на лугах Чехии на площади в 49 квадратных метров растет 131 вид растений. На одном квадратном метре луга в Аргентине можно найти 89 видов. А в Румынии ученые обнаружили луг, где на 0,1 квадратном метре умещалось сразу 43 вида! 

Учитель – Отдохнули. А теперь вам необходимо выполнить задание №3 из рабочего листа.

Выполнение задания №3 из рабочего листа. (Работа учащихся в группах 1 мин.) Слайд №14

Учитель – Вот и наступило время ответить на проблемный вопрос. Я предлагаю вам защитить свои интеллект-карты после виртуальной экскурсии в мир природы.

Ученик – (защита интеллект-карт, каждой группе даётся 2-3 минуты)

5.Рефлексия – самоанализ

Учитель – Все работали просто здорово. Давайте объективно оценим свое участие в виртуальной экскурсии в мир природы. Выберите листок для дерева определенного цвета. Слайд №15

Зеленый – отлично.

Желтый – хорошо.

Красный – нужно постараться.

Приклейте свои листочки на  импровизированное дерево. (разместите эти деревья на магнитной доске)

6.Дифференцированное домашнее задание.

Учитель – Мы предлагаем вам к следующему занятию выполнить одно из заданий:

  1. составьте красочные памятки (буклеты) поведения в лесу, на лугу и болоте;
  2.  смоделируйте природоохранные знаки. Слайд №16

7 . Итог занятия

Учитель Вот и завершилась виртуальная экскурсия в  мир природы нашей планеты. Мы посетили  лишь  три природных сообщества, но и по ним пробежались второпях.  Мы сумели ощутить своеобразное благоухание луга, смолистый запах тайги, дурманящий аромат багульника. Давайте сделаем теперь ещё один короткий привал, чтобы подытожить то, что узнали об этих природных сообществах. Слайд №17

Лес – это…

Луг – это…

Болото – это…

Ученик – Лес – это экологическая система (составная часть природы), в которой главной жизненной формой являются деревья.

Ученик – Луг – это участок земной поверхности, занятый многолетней травянистой растительностью.

Ученик – Болото – это участок ландшафта, характеризующийся избыточным увлажнением.

Учитель – В будущем мы обязательно совершим и другие виртуальные экскурсии для знакомства с удивительным миром природы нашей планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Заочная экскурсия в мир природы»

Окружающий нас мир –это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Сегодня жизнь оказалась в опасности из-за неразумного, потребительского отношения к природе. Ч...

Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС

В статье рассматривается общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе. В рамках общекультурного направления анализируются формы работы театральной студии "Мир кукольного театра...

«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»

Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"...

Комплекс занятий и экскурсий "Три стихии природы"

В данной методической разработке предложен комплекс занятий  на тему «Три стихии природы» и экскурсии к ним  для детей младшего школьного возраста. Благодаря  экскурсиям реб...

Экскурсия "Наедине с природой"

Экологическая тропа - это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает подрастающему поколению....

инструкция для учащихся к экскурсии "Ознакомление в природе с цветковыми растениями"

Инструкция для учащихся 6 класса к экскурсии "Ознакомление в природе с цветковыми растениями". Содержит задания для выполнения в ходе экскурсии и дома. Содержит памятку по изготовлению герба...

Прогулка-экскурсия "Жалобная книга природы"

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в дейст...