«Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время.Экскурсии по литературным местам»
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бушигина Ирина Борисовна

Описание опыта работы учителя "Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pro_ekskursii_-_kopiya.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Бушигина Ирина Борисовна Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 «Система работы по развитию интереса к чтению на уроках литературы и во внеурочное время. Экскурсии по литературным местам»

Слайд 2

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности.

Слайд 3

Наблюдения за учащимися показывают, что наметилась тенденция снижения интереса к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков установлено: постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения; сокращение чтения в свободное время; изменение характера чтения: преобладание “делового” чтения над “свободным”; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Слайд 4

Основная наша цель как педагогов - воспитание у детей любви к книге, воспитание талантливых читателей, о которых писал С. Я. Маршак. Главная задача заключается в создании системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов. Чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. С. Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник - автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник - читатель».

Слайд 5

Сущность нашего опыта заключается в системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования интереса к чтению, в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся, разработке средств и правил их применения, постановке и решении педагогических задач.

Слайд 6

дискуссия; коллективное чтение; беседа; беседа - «приманка»; конкурс чтецов; реклама книг; литературный праздник; литературная игра; библиотечный час; литературная гостиная; экскурсии по литературным местам; виртуальные экскурсии. Формы внеклассных занятий:

Слайд 7

Экскурсия – внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью. Цель экскурсии - расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, высокой морали, любви и уважения к труду. Экскурсии по литературным местам

Слайд 8

Углубить знания учащихся по предмету. Способствовать пониманию практического значения предмета. Развивать творческие способности учащихся, их наблюдательность, эстетические вкусы. Обогатить, разнообразить, оживить учебный процесс. Расширить рамки урока. Активизировать познавательную деятельность учащихся. Повысить интерес к предмету. Задачи:

Слайд 9

1) теоретически-практическая подготовка (до начала экскурсии учащиеся должны овладеть теоретическими знаниями относительно объектов наблюдения); 2) инструктаж (ознакомление с целью и объектом экскурсии, подготовка необходимых средств (планшеты, карты, карандаши, фотоаппараты), правила поведения на объектах экскурсии, соблюдение техники безопасности и др.); 3) проведение экскурсии (повторение плана экскурсии осмотр объектов; сосредоточение произвольного внимания, фиксация главного, существенного; отбор необходимого материала (записи, зарисовки, фотографии и т.п.); паузы для отдыха; 4) заключительный этап (связанный с систематизацией и обработкой материалов экскурсии- составление отчетов; систематизация собранного материала, подготовка выставок, изготовление гербариев, коллекций и т.п.) Этапы экскурсионной работы:

Слайд 10

– литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А. С. Пушкин в Михайловском», «Петербург Достоевского» и т.д.); – историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературный Арбат. Москва 20-х годов XX века»); – литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «По следам героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Виды литературных экскурсий :

Слайд 11

А.С.Пушкин в Михайловском Жизнь и творчество Н.А.Некрасова в Санкт-Петербурге По следам героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Ясная Поляна – усадьба Л.Н.Толстого Н.В.Гоголь в Москве. История написания поэмы «Мертвые души» Литературный Арбат. Москва 20-х годов XX века И. С. Тургенев в родовом поместье Спасское – Лутовиново Жизнь и творчество А.П. Чехова в Мелихово Планируется поездка в мае 2017 года в Старую Русу в дом-музей Ф.М. Достоевского. Проведенные экскурсии:

Слайд 12

Ясная Поляна – усадьба Л.Н.Толстого

Слайд 13

По следам героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Слайд 14

А.С.Пушкин в Михайловском

Слайд 15

Дом-музей Н.В.Гоголя в Москве.

Слайд 16

сочинения, отзывы, доклады, сообщения, фотоальбомы, презентация, иллюстрации, виртуальные экскурсии, стенгазеты и т.п. Итоговые работы:

Слайд 17

Д.С. Лихачев, обращаясь к молодым, писал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, во всех ее сложностях». Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг - задача всех, кто верит в силу чтения и душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?

Почему дети не читают и как привить интерес к чтению на уроке литературы?Самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят чит...

Развитие интереса к чтению на уроках географии.

В работе приведены примеры заданий с использованием художественной литературы....

Система работы по развитию интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

В статье рассматривуются психолого-педагогические аспекты формирования и развития интеллектуальных способностей учащихся в средней школе....

Развитие интереса к чтению на уроках

   Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Как подчеркивал В.А.Сухомлинский: &laqu...