Система работы по развитию творческого воображения учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
учебно-методический материал

Кочергина Людмила Викторовна

Доклад на Ярмарку инноваций 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_2016.docx78.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Андреевка муниципального района Богатовский Самарской области

Система работы по развитию творческого воображения учащихся на уроках литературы, русского языка и внеурочной деятельности

                                               Выполнил: Кочергина Людмила Викторовна,    учитель русского    языка  и литературы

                                         высшей  квалификационной категории

                                             2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

I.        Введение                                                                                                                  3

  1. Основная часть
  1. Имитационная игра и  театральная педагогика как  способы  развития творческого воображения учащихся                                                                         4
  2. Словотворчество  на  уроках русского языка и литературы                                   6
  3. Роль внеурочной деятельности в развитии творческого  воображения              1 2                                                                                              

  1.  Заключение

      Результат урочной и внеурочной деятельности        13

      Список использованной литературы        20

      Приложение  (презентация)

3

Введение

                         Жизнь креативного человека  направляется и                           контролируется   скукой.  Бежать от  скуки -  вот один из главных стимулов творчества.    

                                                                                              Сол Стейнберг

    Мы часто слышим или употребляем в своей речи слово «творчество». Всегда ли при этом понимаем, что оно значит? Не слишком ли легко порой, говорим, что развиваем или формируем творческие способности у наших учеников? Так что же такое это самое творчество?

   Каждый год в первый класс школы приходят совершенно другие дети.  Другое  поколение. Мыслят все быстрее, информации о событиях и фактах все больше. Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: компьютерные игры, общение в социальных сетях.  Да и педагоги не спешат  «погружать» детей в проблему, а значит, в мир творчества, а ведь «творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, способность человека созидать новую реальность».  «Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы»,-  говорят психологи.   Педагоги переходят на формы и методы обучения, способствующие развитию креативности  ребенка,  которая является тайной, завернутой в головоломку, спрятанной внутри загадки.  Проблема развития креативности как никогда актуальна сейчас в рамках модернизации российского образования.     По-моему мнению, у каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении. И литература, как никакой другой предмет, способствует этому: ведь  прожитая вместе с литературными  героями  жизнь подводит к осмыслению того, как люди должны вести себя среди людей,  к осознанию личной значимости в  современном мире.  Не претендуя на полное раскрытие этой тайны,  мне бы хотелось определить свою позицию  в отношении проблемы креативности как основы формирования современной личности и приемам ее активизации  во внеурочной деятельности, на уроках   литературы  и  русского   языка.

   Необходимо помнить, что  «креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды» (Абрахаму Маслоу).    

                                                                       4

1.Имитационная игра и  театральная педагогика как способы развития творческого воображения

      В основу  современного образовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении как системообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структуру стандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять  УУД в разнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешно социализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция, воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться).   Современная школа характеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному, личностно - ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Это позволяет развивать и совершенствовать как  на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности ключевые, общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную и  культуроведческую,  ценностно-ориентационную, смыслопоисковую и читательскую. Новое время требует новых подходов.  Современные дидакты считают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом, чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующие мотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество и соревнование.   При нетрадиционном творчески-реализованном типе обучения  познавательный интерес, мотивация к обучению развиваются на основе включения учащихся в творческую  деятельность. При этом учитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию, игру, имитацию.   Формирование опыта творческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.   Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.   Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной деятельности.  Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

  Игра – это самая свободная,  естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я»:  творчества, активности, самостоятельности,  самореализации. Именно в игре

5

каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения.

Игра несёт на себе функции:

-  психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

- психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;

- технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

 В игре ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.

    Развитие  креативных  способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-: самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Все проекты раннего развития построены на обучении детей в их естественном состоянии - состоянии игры. Аксиомой существования ребенка является творческое отношение к жизни, познание через интерес и безоценочную свободу самовыражения, так как ничто в будущем не сможет заменить отсутствие фантазии, богатого воображения, развитой интуиции. Одна из особенностей игры состоит в том, что она достигает своих целей незаметно. Игра, как деятельность, выполняющая личностно развивающую функцию, есть деятельность «честная», не сводимая к формальному исполнению. Она затрагивает существенные жизненные интересы воспитанника, дает свободу выбора и приоритетов. Вместе с тем, игра - достаточно трудный вид деятельности, т.е. требует напряжения воли, но вызывает чувство удовлетворения. Игра должна быть деятельностью, в которой ученик оказывается перед реальной альтернативой: поступить согласно своему мировоззрению или против своих взглядов.  Переход школьника к самовоспитанию в играх, к саморазвитию, к свободной сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит незаметно и естественно. Этот переход обеспечивается «принципом удовольствия», на котором основаны игры. Ни в какой другой деятельности школьник не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре.

6

Активизируется мыслительная деятельность, память, внимание, творческое воображение.   При дифференцированном подходе игровые приемы позволяют вовлечь в творчество весь класс, повышается самооценка у школьников репродуктивного уровня, растет уровень их познавательной активности.  Развитие личности в школе идет на учебном занятии и во внеурочной деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.   Результативными в этом смысле стали уроки литературы в нетрадиционной форме (КВН, путешествие, устный журнал, исследование, театрализация, интегрированные уроки и др.). Они вызывают большой интерес у школьников. В.Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…». Участники литературных игр получают не только удовольствие, но и новые коммуникативные навыки, личностное саморазвитие. Прием театральной педагогики широко использую на уроках литературы в 9 классе. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Я – Татьяна Ларина, Я – Ленский  и т.д. Игроки погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал.  Литературная игра развивает дивергентное мышление (поиск в разных направлениях, высказывание различных гипотез).

М.М.Бахтин писал: «Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и раскрывается многообразием смыслов. Понимание восполняет текст: оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество».

2. Словотворчество как один из способов развития творческого воображения

     Развитию творческого воображения способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.  Преподавать литературу в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос - как повысить интерес к своему предмету и сделать уроки литературы уроками жизни, уроками, на

7

которых «душа обязана трудиться», уроками высокой нравственности. Размышление над поступками героя, их причинами и последствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическими представлениями - это и есть главный результат читательской деятельности. Многие методисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Нам, учителям литературы, необходимо помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.

 Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему ценностей, развивать социально-культурную, ценностно-ориентационную, рефлексивную компетенции учащихся. Важно сделать уроки литературы не просто средством передачи знаний, а прочной основой духовной высоты личности. Нетрадиционный подход, овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий нового времени помогают мне  решить задачи школьного литературного образования. Приобщение к миру творчества художников слова не проходит даром - в детях воспитывается творческое начало. Школьники становятся успешнее по другим предметам. Они увереннее справляются с заданиями ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни. Развитие творческого воображения позволяет учащимся творчески подходить к учебной и художественной деятельности. Многие молодые люди пробуют свои силы в литературе, особенно в стихах. В это время учащиеся отличаются многогранностью интересов. Их привлекают общественно-политические события, техника, искусство, литература.

        С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам – поэзии, прозе. Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия. Творческое начало проявляется и в наиболее массовом виде литературного творчества подростков и юношества – школьном сочинении.

8

Литературно-творческие способности учащихся развиваются в процессе авторского участия в школьной газете.              

В современной школе литературное творчество школьников рассматривается в двух аспектах: традиционно – как способ развития письменной речи – и как метод изучения литературных произведений. Создавая литературные произведения, ребёнок-автор должен суметь передать свой замысел и переживание в таком выразительном образе, который выведет внутреннее содержание во внешний план, сделает это содержание понятным другим. Для этого необходимо развитое воображение и умение конкретизировать и воплощать образ в слове, используя для этого и впечатления внешнего мира, и возможности изобразительно-выразительных средств языка. Художественный замысел стимулирует воображение и придаёт ему определённую направленность. Если же замысла не существует, то и воображение нельзя считать художественно-творческой способностью, оно окажется просто качеством психики, которое позволяет ребёнку выдумывать необычные ситуации или перемешивать впечатления внешнего мира. Далее образ, первоначально складывающийся в воображении, уточняется и выражается в слове в ходе практической литературно – творческой деятельности. Но для этого необходимо владеть языковыми средствами художественной выразительности. Их роль в творческом процессе служебная. Но, подчинившись воображению, они сами становятся носителями художественно-творческих способностей. Само же по себе владение языковыми художественными средствами является лишь свойством психики, не имеющим к художественному творчеству прямого отношения. Воплощение замысла происходит в словесной форме. А потому слово перестаёт быть средством описания или изображения, оно становится элементом художественного языка, средством выражения замысла. Благодаря этому замысел автора обретает соответствующий ему словесный образ. В этом и проявляется художественное воображение человека – способность сделать внутреннее содержание доступным другим людям.

   Стремление воображения к воплощению есть подлинная основа творчества. Благодатный материал для этого – фольклор. Осваивая особенности малых фольклорных жанров, младшие школьники знакомятся на уровне представления с такими теоретическими понятиями, как ритм, рифма, многозначность слова, сравнение, метафора. Создавая свои считалки, загадки, песенки, дети лучше усваивают как законы

9

жанров, так и элементы художественной формы. Урок в этом случае строится как литературная мастерская, фольклорные произведения анализируются не сами по себе, а для того, чтобы научиться создавать свои собственные, чтобы насмешить небылицей, озадачить трудной скороговоркой или сложной загадкой.  Взрослея, учащиеся пробуют себя уже в более серьезных жанрах: поэзии, рассказах и небольших повестях – это жанры художественной литературы.  

Широко использую в своей работе написание сочинений   различных жанров:  по представлению (элементы таких уроков даны в презентации), проблемное сочинение по изученному произведению,  сочинение-описание, сочинение-повествование,  эссе, доклад, реферат на литературную тему.  К литературным опытам учащихся необходимо относиться внимательно и в то же время предъявлять к ним серьезные и высокие требования, указывать на ошибки и недостатки. Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, литература. Задача преподавания литературы в школе – ввести учащихся в контекст русской и мировой культуры, научить их читать стихи и прозу не как отдельное произведение, а прочитывать в нем весь накопленный многими поколениями опыт словесного творчества. Ведь слово художественной литературы отобрано, отшлифовано и проверено уже много раз и отсылает нас как сигнал к множеству различных текстов. Это своего рода зашифрованный знак. При этом в новом контексте, сочетании оно вместе со свойством отсылать нас к множеству других текстов приобретает и особое обновленное звучание. Такие свойства литературы сохраняются и в авторских произведениях, и в устном народном творчестве, придавая произведениям глубину и многозначность. Вот почему истинно художественное произведение невозможно пересказать.

    Основная миссия учителя-словесника – развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие. Литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать свои впечатления живо и образно. В процессе обучения нужно непременно решать творческие задачи, вводить элементы

10

самостоятельных исследований учащихся, тем самым, развивая их познавательные силы. Этому же правилу – воспитывать у ребят потребность самостоятельно мыслить, формировать личную позицию - нужно придерживаться при определении тематики сочинений. Общие темы, предлагаемые всему классу,  ограниченность их вариантов мало способствуют самостоятельности письменных работ. Поэтому большая роль отводится внеклассной работе по предмету, где каждый ребенок получает индивидуальное задание. Такие  работы  учащиеся пишут с удовольствием, потому что каждому предлагается что-то доказать. А это учит утверждать свой взгляд, свою позицию, формирует характер, способствует развитию в каждом ученике творческого начала. А ведь старшеклассники пытаются осмыслить самих себя, ищут пути самовыражения, живут напряжённой внутренней жизнью. Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно – художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных)способностей. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на читателя. В своей работе педагоги часто используют систему индивидуальных творческих работ, предлагаемую программой, с учётом интересов, склонностей учащихся.

        Особенны  творческие работы ребят – стихи. Конечно, первоначально в них много «технических» погрешностей. Впереди ещё много труда. Нужно учить детей писать стихи, сказки, эссе, очерки. Занимаясь развитием литературного творчества учащихся, нарабатывается система творческих заданий по развитию литературных способностей детей. Пробуждает интерес детей к словотворчеству различные творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Слово-магнит», «Я начну, а ты продолжай» и др. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру.  На  первых таких уроках литературы   в 5  классе  

11

использую метод коллективной работы – помогаю, чтобы вызвать интерес у ребят и не оттолкнуть их от данного вида деятельности  (пример в презентации). В шестом классе работают  индивидуально. Устное словесное рисование входит составной частью в анализ текста, служит развитию воображения, наблюдательности, обогащению словаря школьника образными средствами языка художественного произведения. Устное словесное рисование открывает эмоциональный настрой читателя, способствует пониманию авторской мысли, развивает речь ученика. Оно способствует углублению субъективного начала разбора. Введение этого приема требует особого такта педагога. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, с другой – возможность произвольных ассоциаций. Словесное рисование предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит, описывает. Предлагая ученикам устно создать иллюстрацию к произведению, учитель не должен ставить их в позицию сложного соревнования с художником слова. Словесное рисование на основе литературного текста должно учитывать естественную для ученика последовательность восприятия другого искусства – живописи, на язык которой «переводятся» словесные образы.

     В живописи легче воспринимается сюжетная картина, затем портрет, пейзаж, натюрморт. Поэтому при изучении произведения педагоги сначала дают рисовать иллюстрации к сценкам, острым сюжетным эпизодам, в которых автор очертил облик героев, т.е. поначалу выбирая для устного рисования эпизоды, описанные автором так, что они дают опору воспроизводящему воображению.  Затем пробуют развивать творческое воображение, поручая ученикам нарисовать портрет героя, не данный в тексте автором. И, наконец, как самое трудное задание – нарисовать пейзаж. Для зрительской реализации словесных образов нужны усилия творческого воображения учеников.  Однако для эффективного развития творческих способностей учащихся формы осуществления устного словесного рисования должны от класса к классу постепенно усложняться, видоизменяться. Сплав искусства на уроке создает в сознании учащихся яркий образ определенного явления. Рассмотрение, например, пейзажей при прочтении того или иного произведения о природе помогает детям глубже и ярче представить себе образ, передаваемый автором, его эмоциональное содержание. Это помогает в работе – сопоставляя средства изображения в литературе и в живописи, дети учатся видеть особенности литературного описания, тем самым обучаются навыкам

12

устного словесного рисования. Сопоставление литературного текста с другими видами искусства помогают выявлению читательского восприятия, способствуют формированию собственного яркого представления, обучает критериям истинно художественного творчества, развивают стремление к самореализации.  (Примеры с  использованием  музыки и живописи на уроках даны в презентации)

3. Роль внеурочной деятельности в развитии творческого воображения

    Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа – и Интернет-ресурсов. Компьютерные технологии предоставляют целый спектр возможностей для нестандартной, творческой, а как следствие интересной для учащихся деятельности.

  Работа в школьной редакции газеты «ГЛОБУС» развивает и реализует                          творческие способности учащихся через проектную деятельность. Подготовка газетного материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это фотографирование, рисование, рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

 В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

 Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Необходимо одновременно помогать учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.  Данная работа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

13

Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Проектная деятельность нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.

Особенность работы школьной редакции газеты  «ГЛОБУС» состоит в том, что она опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по таким разделам, как: литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи, краеведение, история; расширяет сведения по лексике и грамматике, способствует осуществлению метапредметных связей. Ребята  учатся  правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,  развивают  способности, интерес к литературному творчеству. Целью  работы школьной редакции является  развитие  креативных способностей  учащихся,  реализация  их в практической деятельности, а также: обогащение речи учащихся,  выработка умения создавать собственное высказывание, логически   грамотно располагать собранный материал, реализация творческих интересов и способностей учащихся, приобретение знаний, с помощью которых они могли бы проектировать  новое.

РЕЗУЛЬТАТ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Ребята участвуют в конкурсах  различных уровней и занимают призовые   места (примеры в презентации).  Учащиеся 9 классов успешно сдают ГИА по русскому языку  на протяжении всего периода – нет неудовлетворительных отметок.  Уровень качества знаний  по русскому языку  учащихся 9 класса в прошедшем учебном  году составил 75% .

Результаты участия учащихся

в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.

Учитель:  Кочергина Людмила Викторовна

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Организаторы мероприятия

ФИО

обучающегося

Класс

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и пр.)

Всероссийский конкурс сочинений «Моя семья в годы В.О.войны»

Министерство образования

СмирноваЮлия Сергеевна

6 кл

1 место  окружной

этап

Окружной конкурс творческих работ «Я выбираю жизнь»

Администрация Кинель-Черкасского района

Коллективная работа

8 класс

1 место

Окружной  литературный конкурс, посвященный 110-летию А. Барто

ГБОУСОШ «ОЦ» с.Съезжее

5кл

2 место в номинации «Юный поэт»

Окружной литературный  конкурс по повести  Троепольского «Белый Бим..»

ГБОУСОШ «ОЦ» с.Съезжее

Смирнова Юлия Сергеевна

6 класс

2 место

Областной конкурс  фотографий «Природы дивные черты..»

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Самарский областной детский эколого-биологический центр»

Решетова Дарья Александровна

Кочергин Роман Дмитриевич

8 класс

2 место

1 место

Районный конкурс юных инспекторов дорожного движения

ОГИБДД ОВД по муниципальному району Богатовский

8 класс

2 место

Межрегиональный Конкурс творческих работ молодежи «Колокола памяти»

Администрация муниципального района Кинель-Черкассы

Чешко Артем

Дмитриевич

7 класс

финалист

Окружной экологический конкурс «Окружающая среда и здоровье человека». Номинация: «Эссе»

Отрадненское управление министерства образования и науки

Владимиров Владислав Владимирович

5 класс

1 место

Районный конкурс сочинений  в рамках областной акции за безопасность дорожного движения

ОГИБДД ОВД по муниципальному району Богатовский

Нагорнова Ольга Алексеевна

6 класс

участник

Всероссийский детский экологический конкурс «Зеленая планета»,  конкурс литературных публикаций «Жизнь леса и судьбы людей», региональный этап.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Самарский областной детский эколого-биологический центр»

Чешко Никита Дмитриевич

7 класс

призер

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество». Номинация: «Экзамен по русскому языку»

Общероссийская Малая академия наук «Интелект будущего»

Борисевич Наталья Сергеевна

6 класс

лауреат

Международный фестиваль-творчество молодежи стран СНГ «Люблю тебя, земля моя». Номинация «Литературное творчество»

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации,

Министерство образования и науки Самарской области.

Супрун Елена Владимировна

9 класс

участник

Окружной конкурс  «Штанинские чтения»

Отрадненское управление министерства образования и науки

Чешко Никита

Дмитриевич

7 класс

участник

Всероссийский детский литературный конкурс МЧС России «Дети о спасателях». Номинация «профессия спасатель»

 Управление информации МЧС России

   г. Москва

Чешко Никита Дмитриевич

7 класс

участник

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество». Программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»

Общероссийская Малая академия наук «Интелект будущего

Борисевич Наталья Сергеевна

6 класс

Почетное звание «Талант/

Базовый»

Районный конкурс сочинений «Письмо водителю».

ОГИБДД ОВД по муниципальному району Богатовский

Старцев Никита Аркадьевич

5 класс

участник

Окружная олимпиада по  литературе

Министерство образования и науки Самарской области

Бегунова Екатерина Александровна

9 класс

участник

XII Межрегиональный слет юных журналистов «Глубинка»

Отрадненское управление министерства образования и науки

        Школьная редакция газеты «Глобус»

Учащиеся 8 класса

Диплом за лучшую информационную

составляющую

Районный конкурс чтецов «У каждого в душе своя Россия»

Структурное Подразделение

Центр Внешкольной Работы

ГБОУ СОШ с. Богатое «о.ц»

Чешко Никита Дмитриевич

8 класс

2 место

Районный этап областного конкурса чтецов «Любимый стих любимого поэта»

Областная детская библиотека

Владимиров Владислав Владимирович

6 класс

участник

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус. Весенняя сессия». Русский язык

Институт развития школьного образования,

г. Калининград

Нагорнова Ольга Алексеевна

7 класс

Лауреат

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус. Весенняя сессия». Литература

Институт развития школьного образования,

г. Калининград

Канищев Владимир

Владимирович

5 класс

участник

Областной конкурс сочинений «Я – юный парламентарий»

Самарская Государственная Дума

Бегунова Анжела

Александровна

8 класс

участник

Областной конкурс сочинений «Здесь тыл был фронтом». Номинация «История, рассказанная городом»

Министерство образования и науки Самарской области

Рожкова Анна Владимировна

8 класс

участник

Районный литературный конкурс «Пернатые друзья В.Бианки»

ГБОУ СОШ

с.Съезжее «о.ц».

Решетова Дарья Сергеевна

6 класс

участник

Международная акция «Читаем детям о войне»

Министерство культуры Самарской области,

Самарская областная детская библиотека

Учащиеся 5-9 классов

участники

Районный конкурс «50 пятерок». Русский язык.

Администрация муниципального района Богатовский

Бегунова Екатерина Александровна

6 класс

3 место

Районный конкурс-викторина по рассказам В.Драгунского

ГБОУ СОШ

с.Съезжее «о.ц».

Плотникова Алина Алексеевна,

Ускова Юлия Сергеевна

5 класс

5 класс

Диплом I степени

Диплом II степени

Областной литературный конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»

ГБУК

«Самарская областная универсальная научная библиотека»,

Самарская областная организация молодых литераторов

Бегунова Анжела Александровна

9 класс

участник

Районный этап областного литературного  конкурса «Поэтический чемпионат»

Учащиеся 9  класса

3 место

Районный литературный конкурс «Живая классика»

Бегунова Екатерина Александровна,

Старце Кирилл Аркадьевич

6 класс

участники

Окружной литературный конкурс «Заволжье – сторонка родная..»

Отрадненское управление министерства образования и науки Самарской области

Синицына Анастасия Александровна.

Коршунов Виктор Алексеевич.

9 класс

7 класс

участники

Областной конкурс сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне»

Самарское региональное  отделение всероссийской политической партии «Единая Россия»

Старцева Екатерина  Григорьевна

8 класс

участник

             Рассмотрев  разные методы  работы  по      развитию   творческого воображения  учащихся,   можно сделать вывод, что, развивая творческое воображение  учащихся, мы, учителя, способствуем формированию всесторонне развитой личности.  Творчество является основой воспитания культуры человека, так как цель всех творческих заданий –  направить деятельность учащихся именно в то русло, где возможно пробуждение лучших качеств его души. Ценность творческих заданий значительна и тем, что они воспитывают в ребенке обострённое внимание к слову, самостоятельность мышления. Учащиеся, проникая в духовный мир героев, постигая их чувства, формируют и воспитывают свои, пытаются объяснить жизнь и её явления. Творчество даёт возможность выразить себя и поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими.       Поэтому именно перед школой, перед учительством стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в быстроменяющемся мире, который предъявляет человеку всё новые и новые требования. Это значит: школа должна воспитать человека, способного самостоятельно мыслить, находить правильное решение в любой нестандартной ситуации, готового к преодолению жизненных трудностей. Литературное творчество может выступать как многофункциональное дидактическое средство формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сфер).   Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера,  организацией самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь  -  приобщение учащихся к художественно – творческой деятельности.

                                            

20

                                                                    Литература

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие.-     Екатеринбург, 1996

5. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы.-   М.,1980.

6. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии.- М.,2005.

7. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998.

9. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в обучении.- М., 1996.

10. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990.

11. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте.- Вопросы литературы, 2003, №4.

12. Шаталов В.Ф. Психологические контакты.- М.:Новая школа, 1992.

13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996.

14. Интернет – ресурсы:   http://school-collection.edu.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

Презентация на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников....

Развитие творческого воображения учащихся на уроках русского языка и литературы.

Презентация о методах и приемах развития творческого воображнгия учащихся на уроках русского языка и литературы....

Планирование и ситема работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и летературы

На уроках русского языка и литературы необходимо развивать творческие способности учащихся. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифиц...