Главные вкладки

    Выступление на областном семинаре "Использование интерактивных форм обучения на уроках географии"
    статья по географии по теме

    Пластинина Юлия Львовна

    Использование интерактивных форм обучения на уроках географии»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_interaktivnyh_form_obucheni33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление

    на областном семинаре «Использование интерактивных форм обучения на уроках географии»

            Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Общее среднее образование - результат целенаправленного процесса овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности.

    Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? Может, используя разные формы работы с детьми на уроках.

    В своей работе я использую интерактивные формы обучения. В чем их преимущества?

    Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Именно взаимодействие является условием развития творческих способностей учащихся, их саморазвития.

    Используя технологию интерактивного обучения на практике, я убедилась в том, что урок, организованный на основе оптимального педагогического взаимодействия, имеет ряд преимуществ.

    1. Урок проходит в оптимальном темпе, части урока логически связаны, сочетаются различные виды учебной работы.

    2. Ход урока настраивает учащихся на продуктивную работу, разнообразные виды и формы заданий обеспечивают занятость всего класса, позволяют учащимся проявить себя.

    3. Материал урока усваивается всеми учащимся в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки в познании и общении.

    4. На уроках преобладает атмосфера сотрудничества и сотворчества. Отсутствуют конфликты.

    Один из основных методов интерактивного обучения - групповая форма обучения, при которой эффективность в решении задач повышается, по данным исследований, не менее чем на 10%. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) ученик смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Не менее важным является и то, что в процессе происходящих в группе взаимодействий ребята осознают ценность других людей, учатся вести дискуссии, аргументировать свою точку зрения, уважать мнение остальных.

    Интерактивное обучение соотносимо с коллективным подходом в обучении, смысл которого в следующем - «все обучают каждого и каждый обучает всех». Я использую в своей практике следующую технологию интерактивного обучения:

    1. Организация обучения в диадах, триадах.

    При делении учащихся на группы обязательно учитываю психологические особенности каждого. В научно-методической литературе отмечается особая эффективность учебного процесса, организованного в тройках. Преимущества учебной деятельности в триаде:

    •  большая коллегиальность (по сравнению с диадами), аргументированность (за счет большего числа возникающих идей),

    •  большая контактность группы,

    •  рефлективность (за счет появления третьего лица).

    2. Организация обучения в малых группах.

    Малая группа - относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом. В условиях урока эта группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно-познавательных задач.

    Чаще всего я использую групповую работу в четверках и учебных шестерках

    3. Нестандартные уроки для всего класса:

    •  уроки-диалоги, •  урок-пресс-конференция, •  урок-конференция,

    •  уроки типа КВН,

    •  уроки-дискуссии и др.

    Особенно часто я провожу в классах уроки-дискуссии. Успех и результативность такого занятия обусловлены:

    •  нетрадиционной постановкой обсуждаемой проблемы, когда нужно - в течение урока определить свою точку зрения и попытаться обосновать ее;

    •  серьезной подготовительной работой;

    •  готовностью настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);

    •  соблюдением правила «Человек отличается не только умением говорить, но и умением слушать»;

    •  использованием «поддерживающих приемов» общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;

    •  стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение.

    Примеры упражнений используемых на уроках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

    Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

    «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

    С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Активизация познавательной деятельности через интерактивн...

    Интерактивные формы обучения на уроках английского языка

    Доклад на заседании МО учителей иностранного языка...

    Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"

    Статья "Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности"...

    Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки

    Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....

    Статья. Использование интерактивных форм обучения на уроках математики при изучении теории вероятности.ISBN 978-5-85127-796-6

    В статье представлен опыт  применения интерактивных методов обучения теории  вероятности, которые повышают мотивацию к изучению данной темы, служат пропаганде ее значимости и уни...