Географическое положение и исследования Африки
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Географическое положение и исследования Африки" (Классическая линия). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 7-м классе                                                                                                 Учитель географии: Т. А. Сидорова

Тема урока: «Африка. Географическое положение и история исследования»

  Методы обучения Наглядно-иллюстративный, словесный, практический, частично-поисковый

  Тип урока Изучения нового материала

  Виды учебной деятельности Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, практическая работа.

  Система средств обучения Физическая карта полушарий, настенная контурная карта мира, Атлас «география материков и океанов» с комплектом контурных карт, компьютер и мультимедийный проектор, экран

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Понимать целостность и неоднородность Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения.

Определять особенности географического положения материка Африка.

Уметь работать с географической картой и использования карты как одного из «языков общения»

  1. Регулятивные

Сличать способ действия и его результат с эталоном для обнаружения отличий.

Вносить коррективы в случае расхождения эталона и реального продукта

  1. Познавательные

Выявлять причинно-следственных связей.

Строить логическую цепочку рассуждений.

Выдвигать гипотезы и их обосновывать

  1. Коммуникативные

Принимать разные точки зрения на проблемы, суждения одноклассников.

Осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками и со взрослыми

Создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Развивать любознательность

и способности к самостоятельному приобретению знаний.

Формировать осознание себя как части планеты Земля.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап

Действия учителя

Действия ученика

УУД

Организационный момент .Цели для учащихся:включиться в деловой ритм урока.                                                  Цели и задачи для учителя:включить учащихся в деловой ритм урока, привлечь внимание.

Приветствие. Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок!

Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

Приветствие учителя. Настрой на работу. Проверка учебных принадлежностей.

Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.

Актуализация знаний. Цели и задачи для учителя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся;

-подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес.

Методы организации работы: беседа.

Форма организации работы: фронтальная.

1 На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты.

Сегодня на уроке мы переходим к изучению материков.

1.Вспомните, пожалуйста, что называется материком? 

2.Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.  По величине и по происхождению)


В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

3. На какие 2 группы можно разделить материки?
4. Какие материки относятся к южным материкам?
 5. Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

Проблемный вопрос:

6. Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

1. Фронтальная беседа с учителем, ответы на вопросы: 

1 Ответ Материки – значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.
2. Ответ Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия

3.Ответ: Северные и Южные материки 4.Ответ К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду. 

5 Ответ Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка большей частью лежат в южном полушарии и частично распологаются в северном полушарии

Поиск ответа на проблемный вопрос, работая  в парах:

 6. Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий – все они были частью единого материка Гондваны

Личностные результаты:формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты:формулирование темы и цели урока.

Мотивационно-целевой.

Цель для учащихся:

-сформулировать цель и задачи урока.

Цели и задачи для учителя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся;

 -подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес.

Посреди экватора, в равном удалении

Расположен материк всем на удивление.

Много рек, озер, пустынь,

Климат очень жаркий.

Так какой же материк будем изучать мы?

Африку

Регулятивные результаты: научатся определять проблему и выдвигать гипотезы

 Изучение нового материала

Цели и задачи для учителя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу урока, привлечь внимание учащихся;

-подготовить учащихся к осознанному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес.

Методы организации работы: беседа.

Форма организации работы: фронтальная.

Цели для учителя:

- познакомить учащихся с особенностями географического положения, материка;

-развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

-работа  с различными источниками информации

 - при коллективном выполнении заданий создать атмосферу сотрудничества и заинтересованности;

- наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей.

 Методы организации работы:

Практическая работа с атласом и учебником.

Формы организации работы: индивидуальная, групповая

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

-объяснить особенности  географического положения

материка

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:

-активность в ответах на вопросы;

-наличие уточняющих вопросов в сложных местах.

Методы мотивирования учебной активности учащихся:

Эмоциональная поддержка ,установка на перспективу.

Постановка познавательного вопроса.

Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?

Мы в Африку с вами отправимся ныне, но кто объяснит это странное имя? Откуда название “Африка” взято? Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником (см. учебник стр. 108: от названия берберского племени «афригии», которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели? Короток путь до нее, иль велик
нас ждет замечательный материк.
А на пути возникают проблемы, но почему- такова наша тема? Мы же в Евразии братцы живем, а Африку раньше других познаем.

…на Африканском континенте (Южная Африка) найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 120 000 лет. («Ряд волшебных изменений» журнал Geo № 2, февраль 2005 год)

1.Ребята, а с чего начинают изучать материк?

2. Что значит определить географическое положение любого географического объекта?

 То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

.Так какова наша тема урока?

Тема нашего урока «Физико-географическое положение и исследование Африки».

 Сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете привлечь учебники, карты, глобусы. 


Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: 
«Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?»

Практическая работа «Определение географического положения материка»   Цель: научиться определять географическое положение материка Африка поможет нам в этом практическая работа, которую выполним на уроке.

Вопросы плана

Ответы ученика

1.Какова площадь материка, какой по величине материк( найти ответ в учебнике)

Площадь Африки ______30,3____ млн. кв.км.  Это ______2____ по величине материк.  

2.Положение по отношению к экватору.

По отношению к нулевому меридиану

По отношению к тропикам

По отношению к экватору Африка расположена в  северном____ и ___южном______полушарии.

Относительно нулевого меридиана большая часть Африка расположена в основном в_восточном____ полушарии, меньшая- в  __западном____полушарии.

Тропики пересекают Африку  на ____севере__ и ____юге_

3. В каких климатических поясах расположен ?

В ___экваториальном, ______субэкваториальном,_______тропическом, _____субтропическом

4. Крайние точки материка ( работа с атласом).

Определить координаты этих точек

с-  мыс  Бен-Секка 37 с.ш. 10 в.д.

ю- мыс Игольный35 ю.ш. 20 в.д.

в- мыс  Рас- Хафун10 с.ш. 51 в.д.

з- мыс  Альмади  14 с.ш. 17 з.д.

протяжённость Африки с севера на юг по 200 в.д. в градусной мере и километрах. Выделите этот меридиан на контурной карте и подпишите по нему протяженность материка в километрах и в градусной мере.

Решение: ( 37 с. Ш. +35 ю. ш. =72 *111= 7992 км.)

5.Положение по отношению к морям, океанам, островам, полуостровам

(работа с атласом)

Африку омывают ___Атлантический__________ и Индийский_____ океаны, на севере Средиземное_______море, на северо- востоке Красное_____ море, на западе  __Гвинейский____ залив.

От Европы Африка отделяется___Гибралтарским_______проливом, а от Азии______Суэцким_____каналом

На юго -востоке  материка расположен остров_Мадагаскар__   , а на востоке самый крупный  полуостров ____Сомали___________

6.Какие течения омывают материк?

Холодные___Бенгальское_и Канарское___, которое омывают Африку на западе___

Теплые, которые омывают Африку на___ востоке________

7. Положение  материка по отношению к другим материка

Приближены______Евразия__________________

Удалены____Антарктида, Австралия, Северная Америка и Южная Америка____

ВЫВОД

 ВЫВО         Заполни пропуски

  1. Т.к. Африку пересекает экватор, то на____________  части   территории климат_____________ и ________________,  животные и растения ___________________, реки  не ________.

 

  1. Т.к. пересекают тропики – в этих местах климат ____________ и _______________, много ________________, со скудной __________________ и отсутствием рек.

2. Исследования Африки.

А) Вступительное слово учителя по истории исследования Африки Б) Предлагается работа с текстом учебника стр. 109-110 и заполнение таблицы

Проверьте правильность выполнения работы.

Исследователи,

путешественники

Дата

Результаты

исследований

Васко  да  Гама

1498 г.

Открыл  морской  путь  в  Индию.  Определил  очертания  материка  на  юге.

Давид  Ливингстон

середина  XIX в.

Исследовал реку Замбези,    открыл    водопад  Виктория,  изучил  верховье реки Конго,  озера  Ньяса.

Василий  Юнкер

конец  XIX в.

Изучил    Центральную    и   Восточную  Африку, проводил  топографические  работы, гидрологические  и  метеороло-гические  наблюдения.

Николай Иванович Вавилов

1926-1927

Описал более 6000 образцов культурных растений. Установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы

Ответ:  от Г.П материка

Работают с текстом учебника.

(Дети формируют ответ - это саамы древний материк, где зародились первые человеческий цивилизации)

С географического положения.

Географическое положение-это «адрес» географического объекта, по которому можно найти на Земле.

Формулируют тему урока: «Физико-географическое положение и исследование Африки.

Делают записи в тетради

Заполняют ответный бланк

Предлагается работа в парах.

 Проводят взаимопроверку таблицы (обмениваются тетрадями и проверяют работу). Озвучивают свои записи по просьбе учителя.

Работают с учебником, заполняют таблицу

Предлагает провести взаимопроверку заполненной таблицы.

Предметные результаты: учащиеся получат ответы на вопрос:

1.Что такое ГП,

2. Закрепят умения определять географические координаты крайних точек материка.

Познавательные результаты: учащиеся научатся вычитывать с текста информацию.

Регулятивные результаты: учащиеся научатся работать по плану с текстом, выделять главные мысли.

Коммуникативные результаты: учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом.

Личностные результаты: учащиеся проявят учебно-познавательный интерес к географической науке.

Предметные результаты:учащиеся получат доказательства своеобразия ГП Африки. 

Личностные результаты: научатся осваивать новые социальные роли.

 Применение изученного (закрепление новых знаний)

Цели для учащихся:

-выполняя тренировочные задания, применить полученные знания ;

- первичную проверку усвоения и понимания обобщенного материал

Предлагает учащимся выполнить задания

Игра «Закончи предложение».

  1. Самый большой остров Африки (Мадагаскар)
  2. Площадь Африки (30 млн.кв.км)
  3. Крайняя северная точка (Бен-Сека)
  4. Самая максимальная высота Африки 5895 м . она называется…(Килиманджаро)
  5. Африка почти посередине пересекается ….(экватором)
  6. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.(Гибралтарский)
  7. Крайняя южная точка.(Игольный)
  8. На северо – востоке от Евразией отделяется…(Суэцким каналом).
  9. Самый крупный полуостров Африки. (Сомали)
  10. Большой залив Африки (Гвинейский)
  11. Крайняя западная точка. (Альмади)
  12. Крайняя восточная точка (Рас – Хафун)

А) Самостоятельно выполняют тесты

 Б) Проводят взаимопроверку и оценивание работы.

  Если вы не допустили ошибок

 – оценка «5»

1-2 ошибки –«4»

3 ошибки – «3»

Познавательные результаты:научатся устанавливать соответствия, соотносить контурную и физическую карты. 

 версии. Коммуникативные результаты: научатся работать в группе. 

 Рефлексия.

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

«Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому».

«Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

«Я понял(а) материал частично».

«Я ничего не понял(а).

«Я ставлю себе оценку «_____ ».

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Познавательные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий.  Коммуникативные:уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные:устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Постановка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. Цель для учащихся: уметь применить все полученные знания  на практике. Цели для учителя:объяснить выполнение дом з.

Объясняет д/з параграфа 18. На контурную карту нанести географические объекты

Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия.

Записывают домашнее задание по уровням сложности, делают пометки по ходу инструктажа.

Познавательные:контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий.

Практическая работа

Вопросы плана

Ответы ученика

1.Какова площадь материка, какой по величине материк( найти ответ в учебнике)

Площадь Африки __________ млн. кв.км.  Это __________ по величине материк.  

2.Положение по отношению к экватору.

По отношению к нулевому меридиану

По отношению к тропикам

По отношению к экватору Африка расположена в  __________________ и _______________________ полушарии.

Относительно нулевого меридиана большая часть Африка расположена в основном в______________ полушарии, меньшая- в  __________полушарии.

Тропики пересекают Африку  на ___________ и _____

3. В каких климатических поясах расположен материк.?

1____________ 2________________ 3_________________ 4_______________

4. Крайние точки материка ( работа с атласом).

Определить координаты этих точек

с-  мыс  

ю- мыс

в- мыс  

з- мыс  

5.Положение по отношению к морям, океанам, островам, полуостровам

(работа с атласом)

Африку омывают ______________________________ и ___________________ океаны, на севере _______________________море, на северо- востоке _____________ море, на западе  __________ залив.

От Европы Африка отделяется________проливом, а от Азии___________каналом

На юго -востоке  материка расположен остров________   , а на востоке самый крупный  полуостров ________________________

6.Какие течения омывают материк?

Холодные___________________, которые омывают Африку на _____________________

Теплые, которые омывают Африку на___________

7. Положение  материка по отношению к другим материка

Приближены________________________________

Удалены_______________________________________

______________________________________________

ВЫВОД      Заполни пропуски

  1. Т.к. Африку пересекает экватор, то на____________  части   территории климат_____________ и ________________,  животные и растения ___________________, реки  не _________________________.

 

  1. Т.к. пересекают тропики – в этих местах климат ____________ и _______________, много ________________, со скудной __________________ и отсутствием рек.

2.   Используя  текст  учебника  на  с. 109-110,  заполните  таблицу  «Исследование  Африки»:

Исследователи,

путешественники

Дата

Результаты

исследований

Васко  да  Гама

Давид  Ливингстон

Василий  Юнкер

Николай Иванович Вавилов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Африка. Географическое положение. История исследования.

Урок изучения новой темы для обучающихся 7 класса...

Африка. «Географическое положение. История исследования ».

Тема урока «Географическое положение. История исследования материка Африка».Для проведения урока у меня имелся весь необходимый материал.Данный урок в разделе «Материки и океаны». Первый  по счет...

План сравнительной характеристики географического положения Южной Америки, Африки, Австралии

План сравнительной характеристики географического положения Южной Америки, Африки, Австралии. Урок проводится в виде промежуточного контроля после изучения природы двух материков и начала изучения Южн...

Урок географии 7 класс "Географическое положение и исследование материка Африка"

Цель:·         Научить определять ФГП материка, давать характеристику по плану;·         Развивать интерес к изучаемому ...

Методическая разработка " Географическое положение образ материка Африка"-2023.

Африка является единственным материком, который расположен во всех четырех полушариях. И если мы посмотрим на физическую карту мира (обращается внимание учащихся на доску), то мы можем сказать, что Аф...