Интегрированный урок в 6 классе (география + математика) тема: «Температура воздуха. Амплитуда колебаний»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Алексеева Галина Александровна

Интегрирующая цель:

2) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных  колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.

3) Сформировать знания о температурном режиме в своем поселке.

Цели:

Образовательные:

 

 

 

 

 

Воспитатель

ные:

 

 

Развивающие:

1.Закрепить навыки в выполнении действий с отрицательными и положительными числами.

2.Повторить формулу для нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

3.Использование межпредметных связей при изучении математики.

1.Сформировать представления о средней температуре и амплитуде температур.

2.Расширить знания учащихся о температуре воздуха.

3.Использование межпредметных связей при изучении географии.

Воспитание диалектического образа мышления на примере применения математических знаний в географии.

Развитие умений переносить знания одного предмета на другой, умений применять свои знания из повседневной жизни на уроках, применять знания, полученные на уроках в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografiya_-matematika_razrabotka.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                     Интегрированный урок  в 6 классе  (география + математика)

       

             тема: «Температура воздуха.  Амплитуда колебаний»

Урок подготовили:    Учитель географии:     Алексеева Г.А.

                                    Учитель математики:   Мильбрат А.А.

  Этапы урока                    

Математика

География

Тема урока:

«Действия с отрицательными и положительными числами»

«Температура воздуха. Суточный  ход температуры воздуха.»

Интегрирующая цель:

2) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных  колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.

3) Сформировать знания о температурном режиме в своем поселке.

Цели:

Образовательные:

Воспитатель

ные:

Развивающие:

1.Закрепить навыки в выполнении действий с отрицательными и положительными числами.

2.Повторить формулу для нахождения среднего арифметического нескольких чисел.

3.Использование межпредметных связей при изучении математики.

1.Сформировать представления о средней температуре и амплитуде температур.

2.Расширить знания учащихся о температуре воздуха.

3.Использование межпредметных связей при изучении географии.

Воспитание диалектического образа мышления на примере применения математических знаний в географии.

Развитие умений переносить знания одного предмета на другой, умений применять свои знания из повседневной жизни на уроках, применять знания, полученные на уроках в повседневной жизни.

Оборудование

Демонстрационный термометр, учебник, линейки , презентация , раздаточный материал: миллиметровая бумага, графики температур, таблицы хода температур (дневник погоды в п. Сарга)

Умения и навыки:

1) совершенствовать навык наблюдения за погодой, умение делать выводы по  теме.

2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода  суточных температур в п. Сарга,  научиться  проводить анализ, систематизацию представленных данных о температуре воздуха.

Формы проведения урока

1) Беседа.

2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур.

3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода суточных  температур в нашем поселке.

Практические задания

1.Построение графика суточного хода температуры воздуха за любой день наблюдений по дневнику погоды.

2. Определение температуры по графику, определение  амплитуды колебания температуры воздуха за сутки,  среднесуточной  температуры воздуха.

Результаты урока

Знания о  суточных  колебаниях  температуры воздуха, умения вычислять амплитуду колебания температуры воздуха, среднесуточную  температуру воздуха, строить температурные графики, уметь определять температуру по графику.

Ход урока:

1. Организационный момент урока:

         Дата урока;

  • Тема урока;
  • Представление учителей ведущих урок; Этот урок будет необычным, т.к. проводить его  будут два учителя географии и математики.

2.Проверка знаний учащихся.

(географ)

3. Активизация познавательной деятельности учащихся.

(математик)

1. Как сложить два отрицательных числа? Приведите пример.

2.Как сложить два числа с разными знаками? Приведите пример.

3.Что называется средним арифметическим двух чисел?

4.Найдите среднее арифметическое двух чисел: 4 и 6? 8 и 12?

………

1.Вводные вопросы + Контроль знаний учащихся:

Устный Фронтальный :

- Какую оболочку земного шара мы изучаем?

- Что называется атмосферой?

- Как называется нижний слой атмосферы?

1. Какой слой атмосферы расположен ближе к поверхности Земли?

а) экзосфера; б) ионосфера; в) стратосфера;

г) тропосфера.

Что мы уже узнали о тропосфере?

(атмосферное давление, ветер, облака, осадки)

Сегодня мы продолжаем изучать атмосферу. Посмотрите на доску. Какая сегодня тема урока.  Запишите ее в тетрадь.

Как вы думаете, что мы должны сегодня изучить?

Цели урока:

 найти причины изменения температуры воздуха,

 научиться определять среднюю температуру, и амплитуду колебаний, работать с графиками и календарем погоды.

А чтобы хорошо выполнять поставленные цели, нам нужна помощь учителя математики и ваши знания по математике:

Географ-

Математик-

Географ-

Математик-

Географ-

Изучение новой темы: 

Выступление учащегося (опер. задание) «Изучение атмосферы Земли» (слайд.)

    Солнечные лучи, проходя через атмосферу, попадают на поверхность Земли и нагревают её.

  Чем больше нагревается поверхность суши или воды солнечными лучами, тем выше становиться температура воздуха. Когда земная поверхность  остывает, температура воздуха падает.

Температура один из важнейших показателей погоды и климата.

А с помощью какого прибора можно измерить температуру воздуха?

Поможет нам в этом вопросе ваш одноклассник.

(опер. Задание «Термометр») (слайд)

Итак, запишем в тетрадь, что такое температура, и с помощью какого прибора ее измеряют.

 А в чем ее можно измерить? Какие единицы измерения?

(в градусах Цельсия)

А знаете ли вы что обозначает по цельсию? Давайте посмотрим какие еще бывают единицы измерения температуры… (дем. Слайда  )   Температура воздуха, а также почвы и воды в большинстве стран выражается в градусах международной температурной шкалы, или шкалы Цельсия (˚С). Ноль этой шкалы приходится на температуру, при которой тает лёд, а +100 ˚С — на температуру кипения воды. Однако в США и ряде других стран до сих пор не только в быту, но и в метеорологии используется шкала Фаренгейта (F). В этой шкале интервал между точками таяния льда и кипения воды разделён на 180˚, причём точке таяния льда приписано значение +32 ˚F. Нуль шкалы Цельсия соответствует +32 ˚F, а +100 ˚С = +212 ˚F.

Кроме того, в теоретической метеорологии применяется абсолютная шкала температур (шкала Кельвина), K. Нуль этой шкалы отвечает полному прекращению теплового движения молекул, то есть самой низкой возможной температуре. По шкале Цельсия это будет −273 ˚С

Скажите меняется ли т воздуха в течение дня?  ( Наблюдение за температурой воздуха показывают колебание  в течение суток.)

 Когда наблюдается самая высокая температура воздуха в течение суток? А самая низкая? Вам не интересно? почему так происходит?

 (демонстр. Слайда презентации)

Схемы которые отражают суточные и годовые изменения температуры воздуха называют графиками, по горизонтальной оси такого графика откладывают время суток , а по вертикальной показатели температуры воздуха в градусах по Цельсию. Кривая линия показывает ход температуры воздуха.

Действительно температура меняется. Давайте в этом убедимся посмотрите на график суточной температуры воздуха. Скажите чему равнялась т. Воздуха в 0 часов (12 ночи)? В 4, 8, 12, 16, 20 и 24 часа? (дем. слайда)

      Итак,  Мы с вами установили по   графику погоды, что   температура воздуха  в течение суток не остается  постоянной.

Разность между  наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха в течение суток называется  суточной амплитудой (в тетрадь записывают)

Отработка умений и навыков

А сут.= +7°( - 5°) = 12°

 Попробуем найти амплитуду температур.

Алгоритм определения амплитуды температур:

- Найти наибольшую  t°C воздуха;

- Найти наименьшую t°C воздуха;

- Определить разность. (слайд)

Подсчитайте суточную амплитуду температур воздуха.    

   

Отработка умений.

(математика)

2.Алгоритм работы:

- Сложить все положительные температуры;

-Сложить все отрицательные температуры;

Найти сумму температур за сутки;

Разделить на количество измерений (записывают в тетрадь)

1.Как определить среднюю температуру воздуха за сутки?

 (дем. слайда)

4. Закрепление изученного материала. (индивидуальные задания)

1.Самостоятельная работа учащихся:

2. На экране вопросы

  1. Используя данные о температуре, начертить график изменения температуры за сутки.
  2. По графику ответить на вопросы
  • Чему равнялась температура воздуха в 2ч,
  • Чему равнялась температура воздуха  5Ч,
  • Чему равнялась температура воздуха  8Ч,
  • Чему равнялась температура воздуха 23  часа?
  • В какое время суток температура воздуха была –25 градусов,
  • В какое время суток температура воздуха была + 5 градусов?
  • В какое время суток температура воздуха была + 10 градусов?
  • В какие часы Температура воздуха была отрицательной, а в какие положительной?
  • Найти среднюю температуру воздуха за сутки.
  • Определить суточную амплитуду температуры воздуха.
  • Как изменялась температура воздуха в течение дня?

- ко всем:

5.Оценка результатов работы учащихся на уроке учителями

Оценка  работы и  фронтального опроса

(после выполнения работы).

6. Домашнее задание.

В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу

Часы

9 ч

12 ч

15 ч

18 ч

21 ч

t

Рассчитать среднюю суточную t, суточную амплитуду, построить график.

7. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на интегрированном уроке география и математика?

Понравилась вам такая форма  проведения урока?

Как вы думаете, нужны математические знания в географии?

IV. Обобщение и систематизация знаний.( На экране появляется презентация «Кроссворд»).  (читают вопросы учащиеся)

Вопросы к кроссворду.

1.Числа со знаком минус называются… (отрицательные)

2.Самый нижний слой атмосферы. (Тропосфера)

3. Расстояние  от начала координат до точки …(Модуль)

4. Два числа ,отличающиеся друг от друга только знаком, называются (Противоположные)

5.Числа со знаком плюс называются (Положительные)

6.Прибор для измерения температуры воздуха.(Термометр)

7.Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данное время.(Погода)

8.Разница между максимальной и минимальной температурой. (Амплитуда)

9.Число,не являющееся ни положительным, ни отрицательным. (Нуль)

10.Человек, который разрабатывает  прогнозы погоды. (Метеоролог)

11.Многолетний режим погоды. (Климат).                         

                                                         Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

VII. Домашнее задание: открываем дневники, записываем домашнее задание. Составить и решить по 3 задачи с использованием географических знаний по теме  «Атмосфера».

VIII Рефлексия: Учитель: - На сегодняшнем уроке, что вы узнали    нового, полезного?  Чему научились?  Где может пригодиться? Что понравилось на уроке? Как математика помогает на уроках географии?

 Подведём итог урока, дополнив предложения:

   Я узнал (а)                                                              

 Я научился (ась)  

Мне понравилось

  Мне может пригодиться в

 (Предполагаемые ответы детей: закрепили умения выполнять арифметические действия с отрицательными и положительными числами, вычислять среднюю температуру воздуха. амплитуду, высоту горы,  температуру на вершине горы, увидели неразрывную связь математики и географии, смогли применить знания в жизни).

Комментарии учителя:   Как вы заметили, очень трудоёмкая работа наблюдать и записывать показатели погоды, а на метеорологических станциях она проводится систематически, ежедневно. И не зная математических правил, вы не сможете получить правильный результат.

Как вы считаете, для чего необходимо вести систематическое наблюдение за погодой и, в первую очередь, за температурой воздуха? (Использовать данные для работников сельского хозяйства, строителей, лётчиков, водителей,  моряков, геологов.  Предсказывать изменения климата).

средняя температура воздуха на нашей планете +14°С. Что происходит с температурой воздуха на планете? (

Почему человечество беспокоит глобальное потепление климата?(Таяние ледников, поднятие уровня воды (на 12-20 см), охлаждение тёплых течений, понижение температуры в Европе и т.д.).

Может ли человечество замедлить глобальное потепление и как это сделать? Это может стать темой следующего проекта. 

Спасибо за урок! До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Самостоятельная работа на 15 минут по теме: АТМОСФЕРА ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география

Самостоятельная работа на 15-20 минут  по теме: АТМОСФЕРА  ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география...

Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".

Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...

Интегрированный урок географии и математики 6 класс Тема «Температура воздуха. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел »

Цели урока: - расширить и углубить знания о температуре воздуха как одном из важных показателей атмосферы; выявить причины, влияющие на данный элемент погоды;- формировать умения вычислять суточн...

Интегрированный урок (швейное дело+математика) Тема: Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья

Урок по теме «Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья»  из  раздела «Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды»  9 класса. Первый уро...

Конспект-презентация по технологии "Перевёрнутый класс": география 10 класс. Тема "Численность и воспроизводство населения"

Данная презентация является одновременно и конспектом урока: все этапы и задания прописаны. Технология "Перевёрнутый класс" подразумевает самостоятельное изучение нового материала учащимися ...