Статья "Развитие критического мышления на уроках географии"
статья по географии на тему

Примудрова Ирина Григорьевна

 Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективной оценкой получаемой  информации. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Приемы развития критического мышления находят широкое применение в обучении географии, они повышают мотивацию к обучению, развивают самостоятельность, формируют коммуникативные навыки.

В статье показаны возможности использования приемов технологии развития критического мышления  в обучении географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления на уроках географии.

И.Г. Примудрова , учитель географии, школа- интернат № 19 ОАО «РЖД» г. Новокузнецк.

«Все, чему нужно учить в школе, -  это учить жить».

 С.Т. Шацкий.

Аннотация

 Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективной оценкой получаемой  информации. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Приемы развития критического мышления находят широкое применение в обучении географии, они повышают мотивацию к обучению, развивают самостоятельность, формируют коммуникативные навыки.

В статье показаны возможности использования приемов технологии развития критического мышления  в обучении географии.

Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации.

Цель технологии РКМ - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения,  работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

 Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

 Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

         Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, т.к. позволяет решать следующие задачи:

  • повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Приемы  технологии   критического   мышления,  используемые  на   уроках   географии

Фаза  урока.

Деятельность учащихся

Используемые приемы  и методы

Вызов        

Ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

- Мозговой штурм

- Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)

- Верные и неверные утверждения

- Прием «Поясните цитату»

- Прием «Как вы объясните народную мудрость»

- Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

- Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

- Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

- Прием «Верите ли вы, что…»

- Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать -узнал»)

- Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»

Осмысление        

Главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

-Методы активного чтения        

- Прием инсерт (пометки на полях)

- Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

- Чтение с остановками

-Прием «Сводная таблица»

- Прием «Тонкие и толстые вопросы»

-Прием «Мое мнение»

- Прием «Мозговой штурм»

-Прием «Фишбоун»

- Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)

- Стратегия решения проблем «Идеал»

- Прием «Мудрые совы»

Рефлексия        

 Направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле..

- Написание эссе

- Рефлексивный экран вопросов

- Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

- Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

- Что нового вы узнали  на   уроке  

- Написание синквейна

-Заполнение кластеров

-Установление причинно-следственных связей между блоками информации

-Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

-Организация устных и письменных столов, дискуссий и др.

Мозговая атака

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Кластер

Кластер (анг. duster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Упражнение “Веер”.

Все садятся в круг и отвечают на вопросы, написанные на цветных листках бумаги, из которых составлен веер. Каждый по очереди вытягивает из веера один листок и отвечает на вопрос.

Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

                 

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)        

  + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного. Сначала ребята сами учатся записывать вопросы по тексту: сначала - «тонкие», а потом «толстые», которые после чтения задают своим товарищам. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

? (тонкие вопросы)

? (толстые вопросы)

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:

1. Первая строка -  тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);

2. Вторая строка - описание темы в двух  словах, как правило, именами прилагательными;

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – одно  слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

География

Интересная Занимательная

Изучает   Прогнозирует  Объясняет

Раскрывает тайны природы Земли

Наука

Машиностроение

Механизирует       Автоматизирует

Трудоемкое   Наукоемкое    Металлоемкое

Машиностроение технически вооружает экономику

Отрасль

 Атмосфера

 Газообразная, прозрачная

 Защищает, предохраняет, сохраняет

 Воздушная оболочка Земли.

 Жизнь

Европа

Торгует        Диктует

Многоликая  Прогрессивная    Культурная

Ведущий центр мировой экономики

Цивилизация.

Индия

Восхищает   Завораживает

Многонациональная Контрастная Сказочная

Индия – страна глубоких противоречий

Ключевая.

     

Приём  «Сводная таблица» 

Приём «сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица так: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить..

 

«Основные признаки циклонов и антициклонов».

 

Циклон

Линия сравнения

Антициклон

Атмосферные вихри, переносят воздушные массы

Что это?

Атмосферные вихри, переносят воздушные массы

Концентрические изобары

Как показаны на картах?

Концентрические изобары

Вихрь с низким давлением в центре

Атмосферное давление

Высокое давление в центре

От периферии к центру

Движение воздуха

от центра к окраинам

Охлаждение воздуха, конденсация, образование облаков, выпадение осадков.

Явления

Прогревание и иссушение воздуха

2-3 тыс. км в поперечнике

Размеры

2-3 тыс. км в поперечнике

30-40 км/ч, подвижны

Скорость

Малоподвижны

С запада на восток

Направление

-

Северная Атлантика, Баренцево море, Охотское море

Место рождения

Зимой - Сибирский антициклон                                  

Пасмурная с осадками

Погода

Малооблачная, летом - теплая, зимой - морозная

             

Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Прием «Корзина идей, понятий, имен…» 

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся  на начальной стадии урока, когда идет  актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой будет условно собрано все, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.Задается основной вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Работают индивидуально и записывают в тетрадь. 1-2 минуты

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. 3 минуты. Учащиеся должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа называет какое – то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)

5.Все сведения в виде тезисов записываются учителем на доске без комментариев, даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношения к теме урока.

6. Далее идет работа с текстом, разрозненные факты или мнения  нужно связать в логические цепи и составить кластер.

7. Идет обмен информацией    между группами.                

Пример. Тема урока: Электроэнергетика России (9 класс).          

В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока: уголь, нефть, газ, энергия, электростанция, электрический ток, ГЭС, АЭС, ТЭС, Кузбасс, Западная Сибирь, энергия Солнца, энергия ветра, энергия воды, ЛЭП и т.д.

Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного текста  такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы.

«Понятийно-терминологическая карта».

Алгоритм работы.

1. Разделиться на группы по 5 человек. В течение 10  минут работать с понятийно-терминологической картой, которая представляет из себя список из 8 - 10  понятий и их определений (возможен вариант, когда понятия и определения  между собой перепутаны).

2. В течение 10 минут необходимо усвоить эти понятия, выделив в них отличительны признаки и сходства.

3. Попытаться сформулировать определения этих понятий своими словами, записав получившийся результат.

4.Разбившись на пары, опросить друг друга по составленным собственным определениям изученных понятий.

5.Составить в течение 10 - 15 минут, используя изученные понятия связный текст, который оценивается по следующим категориям:

 - количество использованных понятий;

- точность в употреблении понятия;

- занимательность текста;

- исполнительское мастерство в его демонстрации

Этот прием помогает  учащимся развить способность оперировать понятиям и  терминами, которые может быть пригодятся в повседневной или профессиональной жизни.

«Логическая цепочка» - упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-экономических связей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала.

Перепутанные логические цепочки.

Приём  перепутанные логические цепочки дает учащимся возможность целенаправленно думать и выражать свои мысли собственными словами.

Этапы работы:

1.     Каждому ученику выдается листок с напечатанным текстом.

2.     Нужно установить причинно - следственные связи  на основе имеющихся данных

3.     Обсуждение в парах по составлению логической цепочки

4.  Учитель записывает  на доске все полученные логические цепочки, независимо от того, правильно они составлены или нет.

5.  Затем идет обсуждение между группами, выявляя правильное установление причинно – следственных связей и  расхождение во мнениях установления связи

6.     Работа с текстом, его осмысление и нахождение правильного ответа

7.     Построение новой логической цепочки

8.  Межгрупповое обсуждение по заданной цепочке и выяснение правильного установления причинно – следственной связи

Прием «Фишбоун»

          Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Пример: Данный прием можно использовать при изучении тем: «Топливная промышленность. Проблемы и перспективы развития», «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития»,

«Цветная металлургия России», «Черная металлургия», «Электроэнергетика», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы», «Хозяйство и проблемы Урала».

Верные или неверные утверждения.        

На стадии вызова для того, чтобы проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, очень часто  использую верные или неверные утверждения.

Этапы работы

1.     Каждый учащийся индивидуально отвечает на утверждения

2.     Обсуждение в группе по заданным вопросам

3.     Поиск новой информации (чтение текста) и ее осмысление

4.     Возврат и верным или неверным утверждениям  

 Пример: Тема: «Антарктида»        утверждения

  1. На южном полюсе теплее, чем на северном полюсе.
  2. Антарктида - самый сухой материк
  3. У берегов Антарктиды есть море, где вода имеет температуру около -70º С.
  4. В Антарктиде есть растения
  5. В Антарктиде есть пустыни.
  6. В Антарктиде есть оазисы

Дерево предсказаний.

Приём позволяет формировать  нестандартное мышление,  отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

Этапы работы

1. Учащиеся высказывают предположения  (предсказания) по теме.

2.  Все версии (правильные и неправильные) записываю на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

3.На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:

ствол дерева – тема,

ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),

листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

4.  После изучения новой темы учитель возвращается  к «дереву предсказаний» и совместно с детьми  проверяет, оправдались ли предположения детей.

Перекрестная дискуссия

Этапы работы:

1. Формулировка вопроса (вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным, и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы);

2.Составление схемы для перекрестной дискуссии. Она выглядит так:

Вопрос - проблема.

Аргументы за (да)    Аргументы против (нет)

Вывод (краткий):

- Да, потому, что...;

- Нет, потому что...

3.Составление  списка  аргументов «за» и «против»;

4. Обсуждение аргументов в группе, обмен идеями;

5. Озвучивание аргументов для всего класса. Сначала «за», затем «против». Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.

6.Индивидуальная  работа. Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.

Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Отдельным учащимся можно предложить схему письменной работы:

- Моя позиция.

- Краткое обоснование.

- Возможные возражения.

- Аргументы в пользу моей позиции.

- Заключение.

Пример:

Тема «Антропогенное воздействие на природу», 8 класс

Аргументы «за»

да

Вопрос

 « Нужно ли прекращать антропогенные воздействия на природу?»

Аргументы «против»

нет

1. Внесение минеральных удобрений в почву без учёта осадков и др.факторов приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озёра, и к эвтрофикации водоёмов.

2. При строительстве водохранилищ изменяется уровень грунтовых вод, происходит заболачивание территорий, изменяется микроклимат.

3. При добыче полезных ископаемых образуются карьеры, терриконы.

4. Вырубка леса – изменение природного комплекса.

5. Нарушается естественный покров Земли, при бурении скважин и добыче пол.ископаемых – сдёргивается плодородный слой Земли.

6. Уничтожение ценных животных и растений, сокращение биоразнообразия.

7. «Озоновые дыра»

8. «Парниковый эффект»

9. «Кислотные дожди»

 

1. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей.  

2. Нужно строить системы небольших  взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное.

3. Посадка деревьев. Есть специальные машины для посадки и ухода за молодыми насаждениями.

4.Рекультивация – восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности.

5. Охраняемые территории, заповедники, заказники.

6. Занесение редких животных и растений в Красную книгу.

7.Организации «Гринпис» и др.

8. экологическая политика.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Тема «Внутренние воды России»

Что мне известно по данной теме

Что я узнал из текста

К внутренним водам относятся воды, которые находятся на суше – материке: реки, озёра, пруды.

Есть реки равнинные и бурные. Реки – Волга, Дон, Кама, Урал, Ока. Реки замерзают зимой, а весной начинается разлив. Есть ещё наводнения (в Санкт-Петербурге). Глубокое озеро Байкал. Ещё есть Ладожское и Онежское. Много болот, где холодно, особенно в тундре.

Внутренние воды – реки, озёра, болота, подземные, многолетняя мерзлота, водохранилища, пруды, каналы. Реки относятся к бассейну 3х океанов и есть внутренний бессточный бассейн. У рек есть притоки. В нашей сторане много рек:  Онега, Печора, Амур, Нева, Дон, Обь, Иртыш, Кубань, Зея, Бурея, Анадырь, Енисей.

Рельеф влияет на падение и уклон реки. Это можно высчитать. Если знать длину реки, высоту истока.  Климат влияет на режим реки. Реки тоже «питаются» - снег, дождь, притоки, смешанное питание. Три группы рек: весеннее половодье, летнее, паводочный режим.

Паводок может случиться в любое время года, если вдруг прошли сильные дожди. Половодье бывает не только весной. У каждой реки разный годовой сток.  Межнь – наиболее низкий уровень воды в реке. На водах могут происходить стихийные бедствия.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.  Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно «переходят в руки» самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении  культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления  являются:

  •  Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
  • Умение формулировать корректные вопросы;
  • Интерес к творческой деятельности;
  • Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;
  • Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, аргументировано отстаивать свою позицию;
  • Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
  • Положительная мотивация к учебному предмету;
  • Умение строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Использование приемов технологии критического мышления  может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников - ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования.

Информационно-литературные материалы:

1. Байбородова Л.В., Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. – М.: ВЛАДОС, 2008.-303с.

2. Далинина О.С. Использование технологии развития критического мышления как фактора успешности школьников в обучении географии. Интернет-ресурсы (Фестиваль педагогических идей) http://festival/1september.ru:

3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.

4. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. – 1995. – № 2.– C. 50–55.

5. Попова Н.И. «Развитие критического мышления на уроках географии» http://nojovka

5. Шубина Л.А. Технология критического мышления на уроках географии. http://festival.1september.ru/articles/529347/

6.http://wiki.kspu.karelia.ru/index.php/Примеры_методических_приемов_технологии_развития_критического_мышления

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критическое мышление на уроках географии

В данном материале есть полный теоретический материал по данной теме, примерная разработка урока. Показаны как правильно составлять сенквейн, кластер и т.д....

Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"

Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...

Критическое мышление на уроках географии

Коспект урока географии с использованием технологии развития критического мышления посредством чтения и письмаТема урока:Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.Класс:8Тип урока: изуч...

Тихий океан. Критическое мышление на уроках географии

Тема урока:Тихий океан.Класс: 7Используемая технология: развитие критического мышления посредством чтения и письма; приёмы – таблица ЗХУ, шесть шляп мышления, синквейн....

Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"

Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Данная технология  позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...

Технология критического мышления на уроках географии

Описана одна из образовательных технологий - технология критического мышления. В теоретической части описываются особенности данной технологии, в практической части предлагаются некоторые возможные ва...