Урок географии по теме "Литосфера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Король Мария Николаевна

Цель: достижение образовательных результатов по теме «Литосфера».

Планируемые результаты:

личностные: воспитывать географическую культуру, любовь к предмету и к обучению в целом;

метапредметные: проверить умение учащихся работать коллективно, в группах;

предметные: систематизировать знания учащихся по теме «Литосфера», закрепить умения и  навыки учащихся по теме в  процессе выполнения разнообразных задач.

Универсальные учебные действия

регулятивные:

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные:

- владение устной и письменной речью;

-смысловое чтение;

-умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, строить логическое рассуждение, делать выводы;

-умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Оборудование: карточки-задания для учащихся, физическая карта мира, набор условных знаков полезных ископаемых.

   Вид деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа в парах, с физической  картой мира.

Источники информации: Текст содержание параграфа учебника Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс), раздаточный материал (тексты), атласы,  географические карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Литосфера» 6 класс.

(Обобщение знаний по теме «Литосфера»)

Цель: достижение образовательных результатов по теме «Литосфера».

Планируемые результаты:

личностные: воспитывать географическую культуру, любовь к предмету и к обучению в целом;

метапредметные: проверить умение учащихся работать коллективно, в группах;

предметные: систематизировать знания учащихся по теме «Литосфера», закрепить умения и  навыки учащихся по теме в  процессе выполнения разнообразных задач.

Универсальные учебные действия

регулятивные:

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные:

- владение устной и письменной речью;

-смысловое чтение;

-умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, строить логическое рассуждение, делать выводы;

-умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Оборудование: карточки-задания для учащихся, физическая карта мира, набор условных знаков полезных ископаемых.

   Вид деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа в парах, с физической  картой мира.

Источники информации: Текст содержание параграфа учебника Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс. 6 класс), раздаточный материал (тексты), атласы,  географические карты.

Ход урока

1.Организационный этап.

2. Постановка цели.

Учитель просит учащихся прочитать текст, находящийся  в раздаточных материалах. 
Задаёт вопросы:
«Знакомо ли вам содержание текста? Формулируем тему урока.

  Сказка

 250 млн. лет назад на Земле жил Литос. Дружил он с Землетрясением и Вулканом. Не боялся он ничего, и вот пришло время умирать. Решил Литос забрать с собой всё, что нажил за свою жизнь, но его красавица дочка не хотела жить нигде больше, как на планете Земля. И тогда старик решил бросить её в пещеру, расположенную за тридевять земель, а вход в пещеру завалить камнями, чтобы она быстрее одумалась и пришла к отцу. Когда дочка уснула, отец схватил её и отвёз в одну из пещер и завалил вход камнями, чтобы она ни с кем не виделась, никому ничего не сказала. Литос думал, что так никто и никогда не узнает даже имени дочери. Но прошли годы, и каждый знает имя этой красавицы. Сейчас и вы его вспомните. Для этого нужно убрать камни и ответить на вопрос.(актулизация знаний)

 

Цель: повторить, обобщить знания по теме «Литосфера». 

3.Актулизация знаний.

 1. Какое внутреннее строение имеет Земля?

 2. Что такое астеносфера?

3. Почему бывают землетрясения?

4. Как называется земная кора под материками? океанами?

 5. Какая мощность океанической земной коры?

 6. Сколько слоёв имеет материковая земная кора?

 7. Чем материковая земная кора отличается от океанической?

 8. Какая мощность материковой земной коры?

  Какие права литосферы нарушил её отец? (Право на собственное мнение, на жизнь, лишил свободы слова, лишил общения) Итак, как звали дочь Литоса? Литосфера – твёрдая оболочка Земли. 

Гипотеза.

Предлагаю ответить на вопрос: «Где бы вы стали бурить сверхглубокую скважину с целью достичь мантии? На материке или в океане? Почему?

 (В океане, но не на суше. Потому что материковая  земная кора имеет большую мощность  (и другие гипотезы)

Формулируют свои выводы  и данные заносят в таблицу.

Чем отличается материковая земная кора от океанической?

Земная кора

                   Материковая

            Океаническая

?

?

Расскажите о строении материковой и океанической  земной коры.

Самостоятельная работа учащихся направлена на приобретение новой информации, опирается на знания и умения учащихся, в том числе на универсальные учебные действия познавательной направленности: логические, читательскую грамотность, развитие речи и другие.

  1. Развитие логических умений. Правила составления схемы .

( Можно использовать при изучении темы)

 -Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли).

- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

- Что является главной причиной разнообразия рельефа и его изменения?

 (Внутренние  и внешние  силы (процессы) способствуют формированию  рельефа  Земли).

Заполняют схему работая в парах, обсуждая каждый из факторов, и делают

выводы.

1. Организует работу по составлению схемы.

Составить схему «Процессы формирования рельефа».

Делают вывод:  Какие - же процессы формируют горы, а какие равнины?

( Внешние факторы способствуют образованию равнин, а внутренние  формируют горы).

-Для чего необходимо знать факторы, формирующие рельеф?

4.Задание по карте. Определить самые высочайшие вершины мира.

Учащиеся, работая в парах, находят вершины и по завершении задания

отмечают их место нахождения на карте.

 

1)На доске координаты: 62*с.ш., 150*з.д. (Мак-Кинли. 6194 м)

                                        31* ю.ш., 70* з.д. (Аконкагуа. 6959 м)

                                        3* ю.ш., 38* в.д. (Килиманджаро. 5895 м)

                                        29* с.ш., 87* в.д.    (Джомолунгма. 8848 м)

                                        77* ю.ш., 170* в.д. (Эребус).

5.Найти ошибки и исправить в лекции о внутреннем строении Земли:

Лекция о внутреннем строении Земли

(прочитана профессором Отто Лидденброком, членом – корреспондентом всех научных географических и минералогических обществ пяти частей света в мае 186…года). Итак, всем известно, что земной радиус составляет 6000км. Достоверно известно также, что Земля состоит из земной коры и ядра. Нижняя граница земной коры достигает 40 км.

О, как много видов горных пород слагает земную кору. 600 горных пород известно геологической науке! Все они классифицируются по трем разделам: горючие, металлические, камнеподобные. Это ли не подлинное удовольствие для каждого геолога по внешнему виду, твердости, запаху и вкусу определить любую из них.

Итак, сначала земная кора, но и вы, мои любезные слушатели, ни кто другой не знает достоверно, что происходит внутри земного шара. Говоря о внутреннем строении Земли, мы вступаем в область предположений. Так, ряд ученых считает, что с глубиной температура земной коры поднимается примерно на 1 градус через каждые 200 м. Но тогда вещества в центре земли окажутся в газообразном или раскалено-расплавленном состоянии. И тогда земная кора разорвалась бы, как под давлением пара взрывается котел. Ядро Земли не может быть огненно-жидким. Да, да, да! Жар не может сосредоточиться на больших глубинах. Разве неизвестно, что число действующих вулканов сокращается. Земля была раскалена с поверхности, а не наоборот. Я высказываю свое категорическое суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра!

( Ж.Верн «Путешествие к центру Земли»)

Задание:

1. Сравните приведенные в лекции сведения о размерах и строении Земли с современными представлениями.

2. Как изменились представления о составе земной коры и происходящих в ней явлениях, о строении земного ядра со времен профессора до наших дней?

7 .Подведение итогов урока. Что вы узнали и чему научились, изучив тему «Литосфера?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

урок географии в 6 классе "Что изучает география"

Материал урока дает  представление  учащимся о географии как о науке, раскрывает значение географических знаний для человека.Знакомит с имена  ученых- исследователей и их  вклад ...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка

Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением  ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...