Горные породы и минералы (план-конспект)
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Молдованова Наталья Ивановна

Конспект к уроку по географии для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Горные породы и минералы».

Урок географии в 6 классе

Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных пород и минералов, их отличиях.

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с новыми понятиями:  « магматические», «осадочные», «метаморфические»  горные породы, а также с полезными ископаемыми Калининградской области, образованием  горных пород и минералов.
  2. Развитие навыков работы с текстом учебника, навыков наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
  3. Воспитание экологической культуры, интереса к геологии.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: 

  1. ТСО (компьютер учителя,  интерактивная доска STAR-BOARD,  проектор);
  2. Физическая карта, атлас, презентация;
  3. Коллекция  горных пород и минералов.

Ход урока:

Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация  внимания, раскрытие  цели  и задач урока) – слайд 1, 2

   Изучение нового материала

  1. Повторение изученного ранее материала ( Географический диктант «Продолжите предложение» с последующей взаимопроверкой).– слайд 3, 4

  1. Изучение нового материала.

В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.

И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.

Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.

По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические,  осадочные, метаморфические.

Слайд 8,9,10

Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности  и в глубине Земли.

Глубинные:

  1. Образуются из магмы в глубине земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит медленно.
  3. Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
  4. Породы кристаллические, плотные.

Излившиеся:

  1. Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
  2. Застывание магмы на глубине происходит быстро.
  3. Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
  4. Горные породы плотные, твердые, тяжелые.

Слайд 11.12,13.

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.

Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:

  1. ветра,
  2. текучих вод,
  3. колебаний температуры
  4. и других воздействий разрушаются скалы.
  • Так образуются галечник, гравий, песок.

Осадочные химического происхождения  образуются из водных растворов минеральных веществ.

Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.

Слайд !8,19.

Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.

Известняк – мрамор,

Песчаник – кварцит,

Гранит – гнейс

Слайд 20.

Горные породы и минералы Калининградской области: нефть. каменная соль, торф, бурый уголь, глина, песок, галька, глауконит, фосфориты. минеральная вода, янтарь.

Слайд 21.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради, используя текст учебника.

Горные породы

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Обломочные

Химические

Органические

гранит

базальт

глина

поваренная соль

нефть

мрамор

пемза

песок

калийная соль

газ

кварцит

гравий

гипс

каменный и бурый уголь

гнейс

щебень

мел

торф

горючие сланцы

известняк, мел

3.Закрепление материала: - слайд 22.

1. Почему все горные породы называют горными, хотя некоторые добывают на равнинах?

2.Как отличить магматические горные породы от осадочных пород?

3.Какие горные породы и минералы Калининградской области вы знаете

Домашнее задание:  п.17- слайд 23.

Подготовить сообщения  об одном из полезных ископаемых Калининградской области, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"

урок  географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...

Горные породы и минералы.

Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...

Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация

Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...

Разработка урока географии Горные породы и минералы

Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Горные породы и минералы.

Презентация составлена  по географии для 6 класса на тему: "Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Свойства горных пород и минералов.\'\' Сформировать у учащихся представление о мно...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...