Горные породы и минералы (план-конспект)
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока «Горные породы и минералы».
Урок географии в 6 классе
Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных пород и минералов, их отличиях.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с новыми понятиями: « магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы, а также с полезными ископаемыми Калининградской области, образованием горных пород и минералов.
- Развитие навыков работы с текстом учебника, навыков наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
- Воспитание экологической культуры, интереса к геологии.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
- ТСО (компьютер учителя, интерактивная доска STAR-BOARD, проектор);
- Физическая карта, атлас, презентация;
- Коллекция горных пород и минералов.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие цели и задач урока) – слайд 1, 2
Изучение нового материала
- Повторение изученного ранее материала ( Географический диктант «Продолжите предложение» с последующей взаимопроверкой).– слайд 3, 4
- Изучение нового материала.
В природе известны несколько тысяч видов минералов и горных пород. Минералы имеют однородный состав. Горные породы более сложны по строению.
И те и другие различаются между собой строением, твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.
Главная причина этого – различия в условиях их образования и изменения, которые происходят с ним в земной коре и на ее поверхности.
По происхождению горные породы и минералы можно разделить на магматические, осадочные, метаморфические.
Слайд 8,9,10
Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли.
Глубинные:
- Образуются из магмы в глубине земной коры.
- Застывание магмы на глубине происходит медленно.
- Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы. Они хорошо видны в породе
- Породы кристаллические, плотные.
Излившиеся:
- Образуются из магмы в трещинах и разломах земной коры.
- Застывание магмы на глубине происходит быстро.
- Кристаллы мелкие, трудно различимые простым глазом.
- Горные породы плотные, твердые, тяжелые.
Слайд 11.12,13.
Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.
Осадочные обломочные горные породы образуются под влиянием:
- ветра,
- текучих вод,
- колебаний температуры
- и других воздействий разрушаются скалы.
- Так образуются галечник, гравий, песок.
Осадочные химического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ.
Органические осадочного происхождения образуются из остатков растений и животных, накопившихся на дне морей, океанов. Для них характерна слоистость. В течении тысячелетий слои уплотнялись, превращаясь в более плотные породы: песчаники, известняки.
Слайд !8,19.
Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур и давления.
Известняк – мрамор,
Песчаник – кварцит,
Гранит – гнейс
Слайд 20.
Горные породы и минералы Калининградской области: нефть. каменная соль, торф, бурый уголь, глина, песок, галька, глауконит, фосфориты. минеральная вода, янтарь.
Слайд 21.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради, используя текст учебника.
Горные породы | |||||
Магматические | Осадочные | Метаморфические | |||
Глубинные | Излившиеся | Обломочные | Химические | Органические | |
гранит | базальт | глина | поваренная соль | нефть | мрамор |
пемза | песок | калийная соль | газ | кварцит | |
гравий | гипс | каменный и бурый уголь | гнейс | ||
щебень | мел | торф | |||
горючие сланцы | |||||
известняк, мел |
3.Закрепление материала: - слайд 22.
1. Почему все горные породы называют горными, хотя некоторые добывают на равнинах?
2.Как отличить магматические горные породы от осадочных пород?
3.Какие горные породы и минералы Калининградской области вы знаете
Домашнее задание: п.17- слайд 23.
Подготовить сообщения об одном из полезных ископаемых Калининградской области, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71694.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"
урок географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-145068-1352989439.jpg)
Горные породы и минералы.
Урок по теме:Горные породы и минералы. География 6 класс.На уроке раскрываются понятия "горная порода" и "минерал". Учащиеся самостоятельно исследуют свойства горных пород и минералов. В конце урока в...
Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация
Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...
Разработка урока географии Горные породы и минералы
Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
Горные породы и минералы.
Презентация составлена по географии для 6 класса на тему: "Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Свойства горных пород и минералов.\'\' Сформировать у учащихся представление о мно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-351882-1385128244.jpg)
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...