Методическая разработка "Русский сувенир"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Король Мария Николаевна

Методическая разработка "Русский сувенир" разработана в рамках проекта"ТраеКТОриЯ" Россия.Предназначена для учащихся 5-7 классов.Можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПБ ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Народные промыслы России»

Игра по станциям «Траектория России»

5 – 9 классы

                                                                     Педагоги:

                                                                       Андрианова О.В.

                                                                  Кутикова Е.С.

                                                               Король М.Н.

                                                          Ферт Н.Н.

                               Санкт-Петербург

                                           2017

Тема:

«Народные промыслы России»

  • Цель:
  • Формирование чувства гордости за свой народ, свою Родину;
  • Расширить знания об обычаях, традициях русского народа;
  • Способствовать формированию познавательного интереса к национальной культуре
  • Развитие кругозора детей; 
  •  Воспитание интереса к художественному творчеству;

         Развитие творческих способностей

Задачи:

  • Формировать у детей чувство любви к России, воспитывать патриотические чувства;
  • Познакомить детей с народными промыслами;
  • Воспитывать художественный вкус и эстетическую культуру у детей;
  • Развивать познавательный интерес, внимание и память детей;
  • Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

Оборудование: 

  • Компьютер;
  • Подносы;
  • Гжельская посуда;
  • Хохломская посуда и мебель;
  • Жостовские подносы;
  • Дымковские игрушки;
  • Павлово-Посадские платки.
  •  Предварительная работа:
  • Наглядное ознакомление с  народными промыслами;
  • Изучение географии народных промыслов;
  • Изготовления трафаретов;
  • Конкурс рисунков;
  • Конкурс мини-проектов;
  • Знакомство, показ предметов народно-прикладного искусства;
  • Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах;
  • Чтение русских потешек, песен, частушек;
  • Посещение музея;
  • Разучивание движений для танца с платками.

Правила игры:

  • Коллективное обсуждение вопросов
  • Отвечающий назначается лидером группы
  • Соблюдение конструктивных взаимоотношений в группе
  • Соблюдение временных рамок при обсуждении вопроса (1 мин)
  • За правильный четкий ответ группа получает 5 баллов
  • Штрафные баллы при нарушении порядка,  и при нарушении правил

Литература:

  • О. А.Скоролупова «Знакомство детей старшего возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» - Москва 2009 г.

  •  Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» - Москва 2010
  • Серия «История России» Народные промыслы. Москва, 2004
  • А.А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» - Москва 2007 г.

                 

  • Материалы  Интернета.

                                             Ход игры.

В классной комнате или в зале оформлена выставка изделий народных промыслов, выставка рисунков, карта России.

 Звучит русская народная мелодия. Дети в русских народных костюмах.

Ведущий игры ( 2 учащихся  в русских народных костюмах)

1. Россия очень многонациональна.
Народов много ведь живёт.
Всегда ведь славилась Россия
Умельцами своими, мастерством.

2.По России мастеров не мало

Тех, чьи руки чудо создают,

В ремеслах свою Россию славят

И по миру славу ей несут!


1.Какие промыслы в России есть
И чем богата ведь Россия.
А промыслы такие есть,
Каких не видела Земля!

2.Ведь это формы, колорийность,
А в их орнаменте - изображения
Природы, флоры, фауны России.
И их орнаментная культура ведь
Это  мастерство народа.

Ведущие игры:

 1. Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.  Обратите внимание, какой у нас нарядный зал. Какими изделиями он украшен?( Обращение к командам)

2. Россия имеет свою историю, культуру и традиции.

Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? Ведь это тоже богатство и гордость нашего народа.

(ответы детей: гжель, хохлома, матрешки и т.д.)

  1. Мы Вас приглашаем в удивительный мир народных промыслов.

ХОХЛОМА:  (2 участника в костюмах под хохлому)

1.Хохлома, Хохлома!

 Весь народ свела с ума!

 Яркая, лучистая, узоры золотистые!

 2.Стоит студёная зима,

 Снежинки кружит буйный ветер,

 А золотая Хохлома

 Напоминает нам о лете.

 1.Ладья: цветущий хвост – корма,

 Нос – петушиная головка.

 Плывёт по лесу Хохлома,

 Расписанная очень ловко.

2. Бочонок солнечен весьма,

 На нём цветы и земляника.

 Семёновская Хохлома

 Вся золотисто – краснолика.

1. В тарелочках не полутьма,

 Не сумрак в вазах и солонках;

 Напоминает Хохлома

 Родную, милую сторонку!

( Н.Глазков)

Вопросы.

1.Какие узоры рисовали на своей посуде хохломские мастера?

 (Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери)

2.Вы, знаете, почему роспись называется хохломская?

(Хохломская роспись зародилась в Нижегородской области в селе Хохлома.) 

3.Ребята, а почему хохлому называют золотой?
( Посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая.)

 4.Какие изделия расписывали?

(Хохломской росписью расписывали ложки, но и не только ложки, и деревянные миски, вазы, солонки и даже мебель: сиденья, стулья, полочки. Так приятно посидеть на таком красивом стуле и покушать за таким расписным столом.)

5.А как ещё использовали деревянные ложки?

(Деревянными ложками кушали и играли на них).

6. А кто может сыграть  на музыкальных инструментах?

Игра на ложках

 (под любую русскую народную мелодию по усмотрению муз. рук.)

Гжель. (2участника в костюмах под гжель)

1.Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?

Про фаянсовое чудо –

Статуэтки и посуду?

2.Только скажем слово «Гжель»,

И увидишь зимний день –

Небо, снега белизну

И теней голубизну.

1.Все изделия из Гжели

Фон имеют только белый,

А на нём лишь синий цвет.

А других здесь красок нет.

2.Расцветают на морозе

Колокольчики и розы,

Хризантемы и ромашки

Украшают вазы, чашки…

1.То мазочек, то листочек,

Там цветок, тут завиточек,

Три мазка широкой кистью –

Появился синий листик,

2.Поработал кисти кончик –

Распускается бутончик.

И прекрасные узоры

Там притягивают взоры

К сине – белому фаянсу,

                                Вместе: Сколько блеска, сколько глянца

Вопросы.

1.  Посмотрите, сколько здесь разных изделий. Да, здесь есть чашки с блюдцами, вазы для фруктов и цветов, чайники, молочник, кувшины. Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее. Что?

(Сине - голубой узор.)

2.Почему роспись называется гжельской?

( Потому что эта роспись делается мастерами только  в селе Гжель Московской области). В других странах мастера делают такие же изделия, подражая русским традициям)).

1.Какой природный материал используют?(белую глину)

Матрёшки (3 участника)

1.Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

2.Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

3.На щеках навел зари румянец, 
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец, 
Он, должно быть, весело сказал:

1.“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”. 
И матрешка через всю планету 
До сих пор уверенно идет.

2.Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.

………………………………….

3. Ребята, посмотрите здесь матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. Открываем ещё, а там и того меньше. И так далее.

Вопросы:

1.Кто смастерил первую русскую матрёшку?

(художник -  Сергеей Малютин )

Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном   русском   городе Сергиев Посад. Мастер сделал   её из дерева, а художник раскрасил. 

2.А почему эту деревянную куколку назвали матрёшкой?

( Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси).

3. А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

( Матренушка, Матронушка, Матрешечка).

  1. Какие породы деревьев используют для изготовления матрёшек?

(берёза и лип, так как древесина у них лёгкая).

2.Какая матрёшка занесена в книгу рекордов Гиннесса?

(72- местная матрёшка).

Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Иностранцы в качестве сувениров всегда приобретают русских матрёшек и другие изделия народного промысла.

 Задание:« Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки».

  Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Матрёшка отображает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами. Это были платки, кокошники. Они носили очень длинные кофты-рубахи под горло с длинными рукавами. Поверх рубах одевали длинные сарафаны, поэтому у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

- Что у неё на голове? (косынка)

- На туловище? (сарафан)

- Чем украшен сарафан? (цветами)

- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Я предлагаю вам украсить цветами и узорами свою матрёшку.

( Большой лист ватмана и заготовки «одежды»

ЗАДАНИЕ:

Придумать стих о матрёшке:  русская, матрёшка, красота, секрет.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

 Павлово – Посадские платки

(5 участниц)

Танец девочек в  Павлово – Посадских платках. (5 участниц).

После танца все садятся в кружочек.

Вопросы.

1.Где возникли такие чудесные платки?

(Павлово - посадские платки возникли в подмосковном городе Павловский Посад. До сих пор в этом городе продолжается самобытная традиция ручной набойки платков)

2.Для чего необходимо было носить платки?

( Платок, как и любая другая вещь, имеет свою историю. Платки носили уже в Древней Греции, Египте, Индии и Турции. Платок символизировал чистоту, нравственность и скромность. В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком.  Платки носили в любое время года).

( Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.)

3.Ребята, а какой в основном рисунок на платке?

(цветы).

4.Какие цветы изображали на платках?

(Узор платков цветы и листья. Главные цветы – розы, но и многие другие: ромашка, лилии, лотос и даже птицы. На платках есть цветы, которые собраны в букеты, а есть цветы, которые разбросаны по  полю платка.)

5.Ребята, скажите, где расположены цветы на платках?

 (по сторонам платка, по углам платка, в центре платка)

 По краю,  Павлово–посадские платки украшаются шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется или пришивается вручную.

1.Павлово-посадские платки своим колоритом,
игрой узоров и красок не только украшают женщин,
но и придают тепло и уют нашим домам…

2.Что ещё изображали на платках?

(Так как русские люди любили своего царя, они изображали на платках элементы жизни царской семьи. (Вот царь, его семья и его приближенные). Наши русские цари жили в Кремле. ( Вот царские покои, памятник Минину и Пожарскому, который находится на Красной площади, Царь-пушка и Царь-колокол, которые находятся в Кремле. Это все то, что находилось в Кремле вокруг его дворца).

( Павлово - посадские мастера запечатлели на платках многие исторические события. В данном случае это отступление французской армии. И сама репродукция на платке посвящена победе русской армии над французами.)  

( А также Павлово – посадские мастера переносили на платок карту Европы и воины брали их с собой в походы, так как бумажные карты быстро приходили в негодность, а карты на платках были надёжны и практичны).

Конкурс «Собери платок из узора».

Ведущие:

1.Обратите внимание какие изделия народных промыслов вы можете ещё назвать?

Изделия с жостовской росписью.

Жостовская роспись - народный промысел, который зародился в деревне Жостово, Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают в основном по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

2.

Поднос из Жостова – великое творенье.

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Дымковская игрушка - русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятки.

1. Из чего сделаны эти игрушки?

(Из глины).

( Эти игрушки сделаны из глины и раскрашены яркими  красками народными мастерами вручную.)

2.Какие виды игрушек вы можете назвать?

(Дымковские игрушки разнообразны. Игрушки-свистульки: уточки, барашки, лошадки, всадники на конях, козлики, индюк.  Крупные фигуры – барыни, водоноски, няньки, кормилицы. Крупные фигуры зверей и птиц.)

1.А почему они так названы?

(Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали и село большое Дымково назвали

И лепили там из глины все игрушки непростые.)

Ведущие:

1.

А сейчас, дорогие гости, я приглашаю вас в мастерскую, где создаются настоящие тульские пряники.

2. Поднимите руку, кто имел возможность попробовать это лакомство.

1.-Как вы думаете, в чем секреты мастерства изготовления тульского пряника?

1.Первый секрет состоит в том, что тесто для тульского пряника делается особое.  

2.Второй секрет в том, что тульский пряник имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры, который  содержит начинку из повидла или сгущенного молока.

1.Третий секрет - тульские пряники готовят вручную. Сегодня из теста мастер может вылепить разные фигуры: птичку, животное, человека. Такие пряники называются лепные. Популярностью пользуются печатные пряники, оттиснутые на специальной доске.  2-3м

3. Заключение

- В чем заключается волшебство народных промыслов? Какие народные промыслы вы знаете еще?

Я надеюсь, другие народные промыслы вам также откроют множество секретов. Помните, волшебство в наших руках!

За вашу отличную работу мы хотим угостить вас настоящим тульским пряником.

Пока в человеке жива будет любовь к своей родине и пока он будет ощущать себя частью природы ,до тех пор и будут живы народные промыслы.А мы с вами должны знать их историю,ценить и любить народное творчество и приумножать его.

                       

                                                ЗАГАДКИ.

1. Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские –

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

Мы игрушки знатные

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

(Так можно сказать об одном из удивительных примеров народного творчества – дымковской игрушке.)

2. Золотом и алым цветом

Эта чаша расцвела

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо – (хохлома)

3.Развернулись синие цветы,

Распустились синие цветочки.

Не в саду, не в лесу и не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись? Это роспись

 Ггжель)

4. Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказами да былью…

Русские, иконные края…

Палеха несломленные крылья!

5. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. 

 ( Матрешки)

6. Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-
Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница. 

(Матрешка)

7.Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?

 (Хохлома)

8. Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?

 (Из Гжели)

9. На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Ими повязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные. 

(Павлово – Посадские шали).

10. Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные!

 (Жостовские подносы.)

  

ПЕСНЯ “Русский сувенир”

 /Слова и музыка Э. Чуриловой/

Славилась Россия чудо-мастерами,

 Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

 Своему искусству молодых учили

 Припев: Сувенир, сувенир, русский сувенир

 Русский сувенир покорил весь мир.

Русские матрешки в сарафанах ярких,

 Хохломские ложки - лучше нет подарка.

Дымковские барыни, кони, петушки

И Павловские все в цветах платки

 Припев: Сувенир, сувенир, русский сувенир.

Русский сувенир покорил весь мир. 

Синь озер голубых, белые снега

 Подарила гжели матушка-земля.

 Балалайки звонкие, тульский самовар.

Будет рад подарку всяк, и млад и стар.

 Припев: Сувенир, сувенир, русский сувенир.

 Русский сувенир покорил весь мир.

                                     

    Промыслы в легендах

Легенда о матрёшке.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Вопрос:

  • О каком изделии идет речь? (Русская матрешка)
  • Какие матрешки вам известны? ( Семеновская, Полховомайданская, Вятская, Нолинская, Загорская, Сергиевопосадская...)

Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.

. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

Вопрос:

  • О каком ремесле идет речь? (Хохлома)

Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили , что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

География промыслов

Команды определяют географию промыслов

(лото- найди соответствие)

Населенный пункт

Промысел

К какому региону относится

Павловский Посад

Платки

Московская область

Киров

Дымковская игрушка

Кировская область

Семенов

Матрешка

Воронежская область, Кировская область, Московская область...

Городец

Городецкая роспись

Нижегородская область

Палех

Лаковая живопись

Ивановская область

Хохлома

 Хохломская роспись

Нижегородская область

Гжель

Гжельская керамика

Московскаяя область

Ростов

Финифть

Ярославская область

ГЖЕЛЬСКИЕ ЧАСТУШКИ

Мастерицы мы из Гжели

Рисовать нам нравится

И любая наша вещь,

Как девица-красавица

Раз мазок и два мазок,

Вышел синенький цветок. .

Расцвели на чашках розы.

Не страшны цветам морозы

Пейте чай из гжельских чашек

Кушайте варенье.

Вашему желудку вкусно.

Глазам наслажденье!

Приезжайте в Гжель туристы

Заходите в магазин

В нем всегда приобретете

Лучший в мире сувенир!

Гжелью славится Россия.

Попадаешь словно в рай

Посмотреть на это чудо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Новогодний сувенир"

Разработана для уроков технологии и ИЗО. Может быть использована для ОДОД....

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира. Методическое пособие

В представленном материале педагог делится опытом своей работы по изготовлению сувениров из различных видов материалов  и способами  их оформления,  что способствует формиро...

Методические рекомендации и технологические карты "Сувениры из теста"

В данной работе представлены инструкционно-технологические карты и методические рекомендации по изготовлению сувениров из соленого теста....

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...

Методическая разработка открытого занятия: Сувенир «Чудо-птица»

Тема: Сувенир «Чудо-птица» Цель: Познакомить кружковцев с понятием «Сувенир» и технологией украшения мягких игрушек бисером.Закрепить знание правил Техники безопасности при работе с инструментами...

методическая разработка сувенир из бусин

Данная методическая разработка посвящена изготовление фигуры лошадки из продолговатых и круглых бусин....