Элективный курс 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Тем учащимся, которые интересуются географией, поможет этот курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_miroyve_prirodnye_res._resursoobes.docx | 41.53 КБ |
geografiya10bkl_elekt_kurs.xls | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс. Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности.
Дата проведения урока: 15.10.2014г.
ЦЕЛИ:
А) составить классификацию ресурсов и определить ресурсообеспеченность отдельных стран (на примере отдельных природных ресурсов),
Б) обосновать актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Роль ресурсов в жизни общества.
- Классификация ресурсов.
- Ресурсообеспеченность.
- Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.
ХОД УРОКА:
- Роль ресурсов в жизни общества.
Ресурсы – совокупность объектов, пригодные для использования человечеством.
История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемые в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.
- Классификация ресурсов.
I. Природная классификация:
- Минеральные
- Климатические
- Водные
- Почвенные (земельные)
- Биологические
- Ресурсы Мирового океана
- Рекреационные
II. Хозяйственная классификация:
- Ресурсы материального производства:
А) промышленные
Б) сельскохозяйственные
В) строительные
- Ресурсы непроизводственной сферы:
А) прямого потребления
Б) косвенного потребления
В) эстетического потребления
- Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов:
А) исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые)
Б) неисчерпаемые
- Понятие о ресурсообеспеченности.
Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность.
Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом случае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов делят на их добычу, во втором – запасы ресурсов - на численность населения.
- Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.
Хозяйственная оценка – анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально - производственных комплексов.
Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых – объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ:
- На основе данных таблицы определите, на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, газа и железной руды.
Ресурсы | Запасы | Добыча |
Уголь (включая антрациты, лигниты, битуминозные и бурые угли), млн. тонн |
1 038 462 | 4 568 |
Сырая нефть, млн. тонн | 148 893 | 2 949 |
Газ, млрд. куб. м | 134 947 | 2 076 |
Железная руда (оценка по содержанию металла), Млн. тонн | 63 400 | 527 |
- Обоснуйте актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
- Выполнение задания № 22 ЕГЭ по данной теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...