«Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки» География. 6 класс.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Разработка урока с использованием технологии логических опорных сигналов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx812.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки»

География. 6 класс.

Разработка урока с использованием технологии логических опорных сигналов.

Выполнила:    

учитель географии

МБОУ «Лицей №87

имени Л.И. Новиковой»

Ронжина Светлана Геннадьевна

г. Нижний Новгород

2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Современные педагогические технологии в наше время прочно вошли в педагогическую практику и используются учителями на всех ступенях образовательного процесса. Согласно определениям, встречающимся в литературе, педагогическая технология – это совокупность методов и методических приемов, различных форм обучения, направленных на достижение четко заданных результатов. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность.

  Одним из основных принципов в дидактике является принцип активности ребенка в процессе обучения. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

  Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся относится, например, технология применения логических опорных конспектов и логических опорных сигналов (ЛОК и ЛОС).

  Логический опорный конспект (ЛОК) или логическая опорная схема (ЛОС) - это особая форма организации учебной информации.  В основе технологии лежит опора на зрительный образ. На уроках географии применяются три вида образов – словесные (яркие образные рассказы), графические (схемы, рисунки, таблицы) и картографические. Обычно на уроке географии они используются комплексно. На данном уроке используются графические ЛОС (схемы, диаграммы) и картографические ЛОС, которые позволяют рассмотреть взаимосвязи природных явлений (атмосферные осадки) и определенных территорий. Применение ЛОС при изучении темы «Атмосферные осадки» помогает учащимся запомнить основные понятия темы, усвоить причинно- следственные связи между изучаемыми объектами и явлениями. Использование картографических условных знаков способствует закреплению навыков чтения картограмм и картосхем.

1. Психолого-педагогическая характеристика 6Б класса.

В 6Б классе обучаются 27 школьников: 12 мальчиков и 15 девочек. Исследования, проведенные психологом МБОУ «Лицей №87имени Л.И.Новиковой»  Степановой Т.И. (тест Филлипса) показывают, что большинство учащихся имеют средний и высокий уровень тревожности: преобладающими являются страх несоответствия ожиданиям окружающих, страх ситуации проверки знаний.

Согласно исследованиям 55% учеников класса имеют неадекватную самооценку (большинство завышенную).

Учебная мотивация имеет следующие показатели: 15% - высокий, 32% - выше среднего, 43% - средний, 10% - ниже среднего. Высокий уровень мотивации отмечен и к изучению предмета география.

Преобладающая часть учащихся – 78% характеризуется высоким и средним уровнем развития памяти; тип памяти преобладает комбинированный с хорошими возможностями концентрации внимания.

Большинство учащихся класса имеют хорошо развитую монологическую речь, умеют высказывать свое мнение; с интересом выполняют задания, требующие анализа, сравнения, обобщения; активно откликаются на творческие задания. В социальной структуре класса имеется явно выраженное разделение на группы.

Данная характеристика подтверждается результатами обучения по предмету география за 1 полугодие:

Обученность – 100%

Качество знаний – 88%.

2. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. Москва, «Дрофа» 2013г.

      УМК:

1.Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «География. Начальный курс» учебник

для учащихся 6 кл., «Дрофа» 2016г.

2. Атлас. География. 6 кл., Дрофа 2016г.

3. География. Начальный курс. 6кл. Методическое пособие. О.А.Бахчиева.

4. География. Начальный курс. 6 кл. Рабочая тетрадь. Т.А.Карташова, С.В.Курчина.

5. География. Начальный курс. 6кл. Электронное приложение.

    6. География. Контрольно – измерительные материалы. 6 кл. Вако 2012г.

3. Раздел 3. «Строение Земли. Земные оболочки». Тема 3. «Атмосфера»

4. Тема урока №4 «Водяной  пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки».

5. Тип урока – изучения нового материала.

6. Цель урока: учащиеся научатся  определять состояния влажности воздуха, различать типы облаков и виды осадков, влияющие на  деятельность человека.

Задачи: 1) учащиеся узнают понятия о влажности воздуха, классификацию типов облаков и видов осадков.

2) учащиеся научатся выделять главное в тексте учебника, формулировать понятия: влажности атмосферы, атмосферных осадков,  определять их влияние на жизнь человека, составлять структурно-логические схемы.

3) учащиеся совершенствуют коммуникативные навыки: формируют чувство коллективизма, гуманные отношения, ответственность, добросовестность.  

7. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

 игровой, составление ЛОС.

    8. Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая ( в парах )

9. Средства обучения:

Учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой География. Начальный курс. 6 класс», параграф 29.

Презентация, электронное приложение к учебнику, опорные схемы по типам облаков и видам осадков, иллюстрации и таблицы из текста параграфа.

10. Хронометраж урока:

1.Этап мотивационно - ориентировочный ___________________________ 7 мин.

  - Оргмомент ___________________________________________________   1 мин.

  -Актуализация знаний ___________________________________________  3 мин.

  -Целеполагание ( совместное ), мотивация учебно – познавательной деятельности____________________________________________________  3 мин.

2.Этап исполнительный _________________________________________  32 мин.

  -Изучение нового материала_____________________________________ 27 мин.

  -Закрепление нового материала___________________________________  5 мин.

3.Этап рефлексивно – оценочный__________________________________   6 мин.                  


11.Содержание и структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Этап мотивационно-ориентировочный

1) Организационный момент .

2) Актуализация знаний, полученных в предыдущей теме.

3) Целеполагание (совместное), мотивация учебно-познавательной деятельности.

2. Этап исполнительный

1) Изучение нового материала 

2) Закрепление нового материала. Обобщение знаний и умений. 

3. Этап рефлексивно-оценочный

Проверка готовности к уроку. Приветствие учителем учащихся. Демонстрация доброжелательного настроя. Проверка отсутствующих по журналу.

Мы продолжаем изучать атмосферу, давайте с помощью сладов презентации вспомним основные понятия, которые потребуются нам сегодня.

- Что называют атмосферой?

- Какой слой атмосферы называют «кухней погоды»?

- Что и в каких единицах измеряет термометр?

- Как изменяется температура воздуха в течение суток?

- По какому правилу формируется ветер?

- Схема какого явления  дана на рисунке?

Учитель протирает влажной тряпкой доску и просит учеников обратить внимание на то, что будет происходить.

- Куда исчезает вода?

- Видим ли мы водяной пар?

- Что происходит с ним в атмосфере?

- Какое значение имеет это для атмосферы?

- Сформулируйте тему занятия.

- А какая будет цель данного урока?

- Как будем изучать?

- Спасибо. Открываем учебник стр.118 и рабочую тетрадь, записываем число и тему урока «Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки».

 - Вы, наверное, замечали, что лужи в тёплую погоду высыхают быстрее. Как вы думаете, почему?

- Если вам необходимо наложить другую акварельную краску на влажный рисунок, что вы делаете для ускорения процесса?

- Может ли воздух бесконечно принимать в себя водяной пар?

-Влажность воздуха измеряется прибором, который называется гигрометр. Посмотрите на слайд презентации: какие гигрометры бывают.

А теперь давайте решим задачу (устно) используя рис. 78 в учебнике.

1) при температуре +30 ºС в 1 м³ воздуха содержится 30 г воды;

2) при температуре +30 ºС в 1 м³ воздуха содержится 20 г воды.

- Какой воздух вы бы назвали насыщенным водяными парами, а какой  ненасыщенным и почему?

  - А всегда ли в воздухе при температуре + 30 ºС содержится 30 грамм воды?  

Найдите в учебнике определение «относительная влажность» и  рассмотрим пример из учебника.

Составим пропорцию:  

30 г – 100%

15г – х%

 х= 15* 100 = 50% - что мы получили?

- Физкультминутка:

  Устали? Ну-ка встали, улыбнулись,

 Выше-выше подтянулись.

 Ну-ка плечи распрямите,

 Поднимите, опустите.

 Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

 Сели, встали, сели, встали,

 И на месте побежали.

 А теперь представим, детки,

 Будто руки наши – ветки.

 Покачаем ими дружно,

 Словно ветер дует южный.

 Ветер стих. Вздохнули дружно.

 Нам урок продолжить нужно.

- Теплый воздух легкий, а все легкое поднимается вверх.

Что будет происходить  в воздухе в верхних слоях атмосферы? Смотрим небольшой сюжет.

- Рассмотрите рис. 80 в учебнике и составьте в тетрадях опорную схему «Типы облаков». Символами изобразите внешний вид облаков, отметьте высоту их образования и названия 3-х основных групп.

- Что  приносят нам облака?

- Что называют атмосферными осадками?

- Почему не всегда из облаков выпадают осадки?

- Вспомним условные знаки атмосферных осадков с помощью слайда презентации  и выделим среди них те, которые выпадают из облаков. Занесем эти знаки в опорную схему в столбик – вертикальные (в тропосфере).

Другая группа осадков называются – горизонтальные, они образуются на холодной поверхности земли.

- Скажите все ли виды осадков можно наблюдать в нашей местности?

- Все они выпадают круглый год?

- Тогда продолжите схему, разделите осадки по сезонам.

– Как и в каких единицах определяют количество выпавших осадков? Прочтите об этом  в учебнике.

Практическая работа.

 По столбчатой диаграмме определите:

 а) количество осадков, выпадающих за год;

 б) месяц, за который выпадает больше всего осадков;

 в) месяц с самым маленьким количеством осадков.

- Осадки приносят человеку как пользу, так и вред. Обсудите данную проблему в парах, свои ответы занесите в таблицу «Польза и вред осадков».

- Мы сегодня узнали, что такое влажность воздуха, как образуются облака и атмосферные осадки. Давайте вспомним это.

1. В первом задании в каждой строке вычеркните одно лишнее слово:

-  гигрометр, термометр, осадкомер

- относительная, абсолютная, постоянная

- слоистые, кучевые, пернатые

- снег, дождь, град

- град, дождь, роса

2.Используя вопросы кроссворда  назовите:

1). Жидкие осадки, состоящие из очень мелких капель, которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли.

 2). Вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.

 3). Слой атмосферы, в котором образуются осадки.

 4). Прибор для измерения количества осадков.

 5). -И вот сентябрь! И вечер года к нам

        Подходит. На поля и горы

        Уже мороз бросает по утрам

        Свои серебристые узоры.

                                                Е.А.Баратынский

А. Проверь себя. Выполните задания в карточках по данной теме и оцените свои знания.

1.Вариант.

1). Что называют абсолютной влажностью воздуха?

2). Исправьте ошибки:

    6-10 км кучевые облака

    2-6 км  слоистые облака

    1 км  перистые облака

3). Какую пользу природе и человеку приносят атмосферные осадки?

2. Вариант.

1). Что называют относительной влажностью воздуха?

2).Исправьте ошибки:

Вертикальные осадки: дождь, снег , гололед.

Горизонтальные осадки: роса, град, иней.

3).Какой вред природе и человеку приносят атмосферные осадки?

Б. Оцените свою деятельность на уроке:

1) Достигли ли мы цели урока?

2) Что было интересно на уроке?

3) Какие трудности?

4) Цветом обозначь настроение.

В. Каким будет домашнее задание?

Приводят в порядок принадлежности к уроку. Встают, приветствуя учителя. Настраиваются на учебную деятельность. Дежурные сообщают об отсутствующих.

Учащиеся с помощью опорных схем и рисунков вспоминают изученный материал, формулируют ответы:

- Воздушную оболочку Земли.

- Тропосферу.

- Температуру воздуха в градусах.

- Низкая температура воздуха ночью, высокая после полудня.

- Ветер формируется из области высокого давления в область низкого.

- Три состояния воды: переход из одного в другое.

Анализируют, отбирают, формулируют, делают вывод о том, что при проверке знаний, выявилось не знание – при каких условиях в атмосфере происходят превращения воды?

Рассуждают, анализируют «знаем - не знаем». Формулируют, высказывают предложения.

Обучаясь самостоятельно формулировать цели, учатся планировать и свою деятельность на данный урок, испытывают удовлетворение от результата своей мыслительной деятельности, принимают учебную задачу.

- Вода в атмосфере. Водяной пар в атмосфере. Облака.

- Познакомимся с тем, как влияет вода на свойства воздуха,

что происходит с водой в атмосфере, какие явления можно наблюдать.

- С помощью учебника, презентации, рассказа учителя.

Оформляют записи в тетрадях.

- Испарение происходит быстрее в тёплую погоду.

- Дуем или машем рукой для быстрейшего высыхания из-за перемешивания пара с воздухом.

Не могут дать ответа. Пользуются учебником.

Знакомятся с понятиями: влажность воздуха, насыщенный и ненасыщенный влагой воздух. Делают вывод, что количество водяного пара в атмосфере зависит от температуры воздуха.

Смотрят презентацию, слушают комментарии учителя.

- Насыщенным можно считать воздух с максимально возможным количеством пара при данной температуре –

это 30 г.

- Нет. В пустынях жарко, а воды, которая может испариться, мало.

Читают, записывают в тетрадь, решают, делают вывод.

- Это относительная влажность воздуха.

Вместе с учителем выполняют движения.

- В верхних слоях тропосферы холодно, воздух остывает, водяной пар конденсируется и образуются облака разные на разной высоте.

- Рассматривают рисунок, выполняют рисунок- схему:

 6-10 км  перистые облака

 2-6 км    кучевые облака

 1 км        слоистые облака

- Осадки.

Находят ответы в тексте учебника: определение атмосферных осадков, наличие осадков зависит от размера капель воды: в облаке капли имеют размер <0,1 мм, а дождевые от 0,5 до 5 мм.

Вспоминают, выбирают , заносят в схему:

- Да. У нас наблюдаются все виды осадков.

- Нет. Осадки делятся по сезонам года.

Дети самостоятельно  выполняют схему.

- Осадки измеряют с помощью прибора осадкомера  и выражают в мм.

- Ежемесячно в городе Абердин Великобритания выпадают осадки от 50 до 80 мм. Самый влажный месяц – декабрь. За год выпадает – 749 мм осадков.

Обсуждают, формулируют свои высказывания, заносят их в таблицу «Польза и вред осадков».

Читают задание «Третий лишний», выбирают лишнее слово, объясняют свой выбор:

- термометр (не измеряет влажность или осадки)

- постоянная (влажность не бывает постоянной)

- пернатые (это птицы, а не облака)

- снег (осадки холодного времени года)

- роса (горизонтальный вид осадков)

Работают с карточками, оценивают свои знания.

1. Вариант.

1)Количество водяного пара в граммах в 1кубическом метре воздуха.

2) 6-10 км  перистые облака

    2-6 км    кучевые облака

    1 км        слоистые облака

3). Польза: Осадки питают растения влагой. Снег сохраняет озимые посевы от вымерзания. Осадки очищает воздух от загрязненности. В снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы. Осадки пополняют реки.

2. Вариант.

1).Отношение количества водяного пара, находящегося  в воздухе, к тому количеству, которое может содержаться при данной температуре.

2)Вертикальные осадки: дождь, снег, град

Горизонтальные осадки: роса, иней, гололед.

3). Вред:  град уничтожает растения, может разрушить постройки, разбить транспорт, травмировать человека. Сильные снегопады парализуют движение транспорта. Обильный снегопад ломает ветви деревьев, по его массой рушатся строения, под изморозью провисают и обрываются линии электропередач. Во время снегопадов и туманов прекращается полет самолетов, случаются аварии на дорогах, Во время гололеда травмируется человек на скользкой дороге. При обильных осадках случаются наводнения.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

Вместе с учителем определяют домашнее задание:

1 уровень – прочитать параграф 29, пересказать, выучить определения.

2 уровень -  выполнить задание №2.

3 уровень – выполнить задание №5



Приложения к уроку.

1. Условные знаки осадков.

2. Схема классификации осадков.

3. Ответы кроссворда.

Литература

  1. Основная образовательная программа общеобразовательных учреждений. М. 2012
  2. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9. М. Просвещение. 2012
  3. Рабочие программы. География. 5-9 классы. М. Дрофа. 2013г.
  4. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой». География. Н.Новгород. 2017г.
  5. География. Начальный курс. Учебник. 6 класс. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. М. Дрофа. 2016г.
  6. Т.Н. Воронцова. География. Тематическое планирование с методическими указаниями. 6-8 класс. Учитель-АСТ. 2004
  7. Г.Н. Элькин. Физическая география. 6 класс. Методическое пособие. Паритет. 2004
  8. В.О. Чичиерина. Тематический тестовый контроль. География. Начальный курс. Сфера. 2006
  9. В.И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений. 6-10 класс. Дрофа. 2006
  10. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. 6-8 класс. Волгоград. 2005
  11. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград. 2006
  12. А.Г. Стадник. Современный урок географии. М. Просвещение. 2001
  13. Н.Н. Петрова. Д.В. Новенко. Настольная книга учителя географии. 6-11 класс
  14.  Д.П. Финаров. Методика обучения географии в школе.
  15.  Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. Народное образование. 1998
  16.  А.А. Реан. Н.В. Бордовская. С.И. Розум. Психология и педагогика. С-П. Питер. 2003
  17.  Г.Б. Скок. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М. Педагогическое сообщество России. 2000
  18.  В.П. Симонов. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. Учебное пособие. М. 2005
  19.  И.С. Гриченко. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие. УЦ Перспектива. М. 2008
  20.  Ю.А. Конаржевский. Анализ урока. Москва. Ц Педагогический поиск. 2006
  21.  И.А. Кугут. География. Дидактические и развивающие игры 6-11 класс. М. Планета. 2012
  22.  С.В. Долгорукова и др. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 класс. М. Глобус. 2010
  23.  Е.А. Жижина. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс. М. Вако. 2012
  24.   http://festival.1september.ru
  25.  http://www.prosv.ru        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Облака. Атмосферные осадки" 6 класс

Облака. Атмосферные осадки Цель урока: сформировать представление о видах облаков, осадков. Научить чертить диаграмму выпадения осадков...

Открытый урок в 6 классе "Облака и атмосферные осадки"

Ученики знакомятся с основными атмосферными явлениями и создают проекты – схемы образования природных атмосферных явлений - осадков и ветра. Оценка усвоения раздела проходит с помощью электронного тес...

Открытый урок по географии в 6 классе по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Урок ориентирован на формирование новых знаний, умений, навыков. Учитывая возрастные особенности учащихся, а также содержание учебного материала, были поставленыцели урока:1.Образовательные:Науч...

Разработка урока по теме "Водяной пар в атмосфере. Облака"

Данный материал содержит разработку урока, презентацию и методические материалы. Урок включает элементы кейс-технологии....

Урок географии для 6-го класса: "Виды облаков и атмосферные осадки"

Урок для 6-го класса Тема: «Виды облаков и атмосферные осадки»Цели:-  продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; - разобрать с учащимися новые понятия и термины....