урок по теме"ПОЧВА"
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему
это одна из сложных тем....представляю один ,из возможных,вариантов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "почва" | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 1
8 класс. География России
Тема: Почвы
Тема урока: Формирование почв
Цель: Учащиеся в конце урока дают характеристику почв (обучающая)
Задачи:
- Учащиеся формулируют понятие почвы
- Учащиеся знают состав почв
- Учащиеся знают строение почв
- Учащиеся дают характеристику почв
Цель развивающая:
- Формирование общеучебных умений и навыков
- Формирование мыслительных операций высокого уровня
- Учебно-организационные ОУУН:
а) организация через кроссворд
б) организация рабочего места
в) планирование организации труда через план урока
г) умение организовывать свой труд (изучение материала с меньшими затратами)
- Учебно-интеллектуальные ОУУН:
а) анализ (при составлении схемы)
б) систематизация (работа с карточками)
в) обобщение (работа с контрольной карточкой)
г) исследовательский метод
Т.е. как итог – составление опорных конспектов способствует развитию логического мышления.
- Учебно-коммуникационные ОУУН:
а) устная монологическая речь
б) учебное слушание (выделение главного)
- Учебно-информационные ОУУН:
а) работа с учебником
б) работа с дополнительным материалом (домашнее задание)
Воспитательная цель:
- Воспитание любви к России через знакомство с выдающимся русским ученым В.В. Докучаевым.
- Приобщение к культурному наследию русского народа через устное творчество: пословицы, поговорки, крылатые фразы.
Оборудование:
- карта почв,
- таблица с профилем подзолистых почв,
- почвенный профиль,
- план урока на ватмане,
- гербарий лишайников и мхов,
- портрет В.В. Докучаева,
- плакат «Земля-кормилица»,
- карточки по 3 экземпляра на каждого ученика.
Опережающее домашнее задание:
- Принести цветные карандаши (черный, оранжевый, коричневый)
- Узнать значение слова «презентация»
- Решить кроссворд на тему будущего урока
- Найти поговорки, пословицы, крылатые выражения «О земле».
Ход урока:
I. Организация урока
1. Заранее на столах лежат карточки с номером лицевой стороной вниз. Когда учащиеся заходят, учитель обращается с просьбой не трогать карточки до его команды и приготовиться к уроку.
2. Проверьте, чтобы на карте был учебник, тетрадь, дневник, карандаш, стирательная резинка, ручка, кроссворд.
3. Вы должны были дома отгадать кроссворд и найти зашифрованное слово. Какое слово вы нашли? (почва) Значит тема нашего урока? (почва)
4. Давайте посмотрим на план изучения темы урока (написан на ватмане):
1) что такое почва?
2) что такое почвоведение?
3) как образуется почва?
4) состав почв?
5) строение почв
6) механический состав почв
7) структура почв
II. Почвы России
- Откройте чистый лист в тетради. Оформлять новый материал будем в виде графического конспекта. Запишите тему урока и число.
- Эта тема нашла свое воплощение в русском народном творчестве: песнях, поговорках, пословицах, крылатых выражениях. Приведите, пожалуйста, примеры (учащиеся приводят примеры)
Обобщаю все приведенные примеры. Если учащиеся не называют, говорю сама: «Земля-кормилица»
- В чем же значение почв? Зачем надо изучать эту тему? (учащиеся: на почве растут растения, они дают урожай, являются продуктами питания человека).
Обратите внимание на плакат. Здесь данные по основным зерновым культурам: пшенице, кукурузе, рису.
В год в мире выращивается 528 млн.т пшеницы, а в России 32 млн.т. Риса в мире выращивается 534 млн.т, а в России 400 тыс.т. Кукурузы выращивают в мире 569 млн.т, а в России 900 тыс. т.
- Итак, мы часто употребляем слово «почва». Что же это такое? Ваши варианты (беседа). Подводим итог вместе и записываем определение: Почва – верхний рыхлый плодородный слой земной коры.
Попробуйте воспроизвести определение (спрашиваем 2-х человек).
- Что же такое почвоведение? (учащиеся: наука о почвах). Кто такой В.В. Докучаев? Послушаем сообщение.
После сообщения записываем 2 опорных слова: Почвоведение. В.В. Докучаев 1846 г. – 19903 г.
- Теперь надо разобраться, как образуется почва. Сейчас вы послушаете историю образования почв в виде научной сказки (двое учащихся рассказывают об образовании почв и прикрепляют по очереди таблички с рисунками).
- Итак, давайте посмотрим, какие факторы влияют на формирование почв (работа с рисунком стр. в учебнике И.И. Баринова). Один из учащихся зачитывает. Вывод делаю я: «Поэтому В.В. Докучаев называет почву «зеркалом» природы, т.к. она отражает взаимодействие всех компонентов природы. О влиянии всех этих факторов мы будем говорить в ходе изучения этой темы.
- А теперь начертим схему I. «Состав почв».
В составе почвы выделяют 3 части: твердую, жидкую, газообразную. В состав твердой части входит материнская порода.
Что сюда относится? (учащиеся: песок, глина, минеральные соли).
А также сюда входят еще какие-то вещества, которые отличают почву от горных пород? (органические вещества). Что это такое? (остатки животных и растений, т.е. перегной или гумус). И еще микроорганизмы.
- Как вы думаете, что входит в жидкую часть? (вода с растворенными веществами). А в газообразную? (почвенный воздух).
Состав почв | |||
Твердая часть | Жидкая часть | Газообразная часть | |
Материнская порода | Органические вещества | Почвенный раствор | Почвенный воздух |
- песок | - остатки животных и растений | ||
- глина | (перегной + гумус) | ||
- минеральные соли | - микроорганизмы |
- Теперь учим схему (2 минуты). Все закрыли. Взяли карточку № 1 и заполняем (2 минуты). Обменялись карточками и проверили друг у друга по тетради. Подняли руку у кого ни одной ошибки? Одна ошибка? И т.д.
- Но, знать один состав почв мало, давайте познакомимся со строением почв. Для этого надо обратить внимание на таблицу (подзолистые почвы) и почвенный профиль. А откуда он у нас и как его сделать послушайте очевидца. (выступление ученицы 7а класса о ходе летней географической практики. О том, что ученики копали шурф. Это яма 1х1 м и глубиной 1 м и более, тогда стали отчетливо видны все почвенные горизонты. Что учащиеся сделали: навесной профиль, описали все горизонты, определили тип почв).
- А сейчас мы подробнее познакомимся с почвенными горизонтами. В этом нам поможет почвовед (один учащийся выходит, рассказывает о 4-х горизонтах, об их особенностях, как называются и обозначаются, а также составляет на доске схему-рисунок из картона разного цвета). Материал для его рассказа взят из учебника 8 кл. Баринова И.И. и Э.М. Раковская стр.90 – 91. Это будет схема 2.
Схема 2
Гумусовый горизонт Горизонт вымывания (подзолистый) Горизонт вымывания Материнская порода |
- Теперь учим (1-2 мин.). Берем карточку № 2 и запоминаем. Затем взаимопроверка.
- Но почвы различаются еще и по другим характеристикам. Чертим схему III.
- они различаются по механическому составу.
Это соотношение различных по размеру минеральных частиц: песка и глины в %.
песка
Механический состав песка = ------------- %
глины
Давайте выясним как различаются почвы по этому признаку, для этого проанализируем рисунок № 41 на стр.92 (Баринова И.И.)
- каким цветом обозначили глину? (коричневым)
- песок? (желтым)
- нижняя ось показывает % содержания этих частиц.
Если содержится 90 – 100% песка, как называется почва? (песчаная)
Содержание песка уменьшается до 70 -80% (супесчаная)
Увеличивается содержание глины до 50% (суглинистая)
А если глины содержится 70 – 100% (глина)
Чертим : П > Г
Песчаная ——› супесчаная ——› суглинистая ——› глина
- И последняя характеристика – это структура почв, т.е. способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки.
Структура почв => способность O + O =
частиц устойчивые комочки
Это возможно только при наличии гумуса и глинистых частиц.
Лучшей считается мелкозернистая структура, т.е. как зерно, которая свободно пропускает воду и воздух в почву.
III. Контрольный срез
- Учим III Схему (1 – 2 мин.). Взяли контрольную карточку № 3, подписали фамилию.
Время 4 – 5 мин. на ответ.
Сдаем учителю.
IV.
- Домашнее задание:
- Презентация следующей темы.
Типы почв, закономерности их распределения & 15
Разбиться в группы по 4 чел. и на ватмане, обоях нарисовать опорный контект темы. Затем защитить свой проект на следующем уроке.
- Задание на дополнительную оценку 5 повышенной сложности (физика + география), списать на стенде:
- Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами и быстрее отдают энергию лучеиспусканием: черноземные или подзолистые?
- Почему при рыхлении почвы ее теплопроводность уменьшается?
- Для каких растений, высеянных на темных или светлых почвах, наиболее опасны весенние заморозки?
- На сырой глинистой почве следы от шагов человека или от телеги сильно намокают, почему?
История образования почвы.
Научная сказка
1 ученик: «Жила была твердая горная порода гранит»
2 ученик: «Ополчились на нее силы высшие, стали ее разрушать-выветривать»
1 ученик: «Изменилась она, стала рыхлая, превратилась в песок и глину. И стали называть
ее материнская горная порода»
2 ученик: «Теперь смогли через нее проникать вода и воздух»
1 ученик: «Чему очень обрадовались микроорганизмы (бактерии, водоросли, грибы) и
поселились там.
В одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 млн. бактерий,
200 тыс. микроскопических водорослей, 20 тыс. простейших организмов,
а длина грибных волокон достигает 2 км».
2 ученик: «И стали они выделять кислоты, да такие, что разрушают самые сильные
и твердые камни. И образовались минеральные соли»
1 ученик: «Тогда смогли поселиться там первые неприхотливые растения: мхи
и лишайники»
2 ученик: « А когда они отмирали, образовались органические вещества (гумус)»
1 ученик: «Снова могли поселиться микроорганизмы, которые выделяли минеральные
соли; но уже в большем объеме. Вырастали более высокоорганизованные
растения, они отмирали и образовывали гумус. Круг замыкается.
Так образовалась почва»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка и конспект урока по теме "Почвы"
Учебник для 8 класса «География России. (Природа, население)» под редакцией А. И. Алексеева. Главная задача курса – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию свое...
Урок по теме "Почва как особое природное тело"
6-ой класс; курс "Землеведение"...
Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"
Конспект урока используется при изучении почтв своего региона....
Урок по теме "Почвы Забайкалья"
Урок из курса Региональная экология с использованием исследовательской технологии....
Урок по теме "Почва -среда обитания", 5 кл.
Урок - проект "Почва - среда обитания". В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?...
Урок по теме "Почва"
Рабочий урок по географии 5 кл по теме "Почва" (составлен по требованиям ФГОС)...
Урок по теме "Почва". Презентация
Презентация полностью соответствует логике урока...