урок по теме"ПОЧВА"
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему

Графская Лилия Ростиславовна

это одна из сложных тем....представляю один ,из возможных,вариантов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "почва"63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  № 1

8 класс. География России

Тема: Почвы

Тема урока: Формирование почв

Цель: Учащиеся в конце урока дают характеристику почв (обучающая)

Задачи:

  1. Учащиеся формулируют понятие почвы
  2. Учащиеся  знают состав почв
  3. Учащиеся знают строение почв
  4. Учащиеся дают характеристику почв

Цель развивающая:

  1. Формирование общеучебных умений и навыков
  2. Формирование мыслительных операций высокого уровня

- Учебно-организационные ОУУН:

а) организация через кроссворд

б) организация рабочего места

в) планирование организации труда через план урока

г) умение организовывать свой труд (изучение материала с меньшими затратами)

- Учебно-интеллектуальные ОУУН:

а) анализ (при составлении схемы)

                б) систематизация (работа с карточками)

                в) обобщение (работа с контрольной карточкой)

                г) исследовательский метод

        Т.е. как итог – составление опорных конспектов способствует развитию логического мышления.

        - Учебно-коммуникационные ОУУН:

                а) устная монологическая речь

                б)  учебное слушание (выделение главного)

        - Учебно-информационные ОУУН:

                а) работа с учебником

                б) работа с дополнительным материалом (домашнее задание)

Воспитательная цель:

  1. Воспитание любви к России через знакомство с выдающимся русским ученым В.В. Докучаевым.
  2. Приобщение к культурному наследию русского народа через устное творчество: пословицы, поговорки, крылатые фразы.

Оборудование:

- карта почв,

- таблица с профилем подзолистых почв,

- почвенный профиль,

- план урока на ватмане,

- гербарий лишайников и мхов,

- портрет В.В. Докучаева,

- плакат «Земля-кормилица»,

- карточки по 3 экземпляра на каждого ученика.

Опережающее домашнее задание:

  1. Принести цветные карандаши (черный, оранжевый, коричневый)
  2. Узнать значение слова «презентация»
  3. Решить кроссворд на тему будущего урока
  4. Найти поговорки, пословицы, крылатые выражения «О земле».

Ход урока:

I. Организация урока

        1. Заранее на столах лежат карточки с номером лицевой стороной вниз. Когда учащиеся заходят, учитель обращается с просьбой не трогать карточки до его команды и приготовиться к уроку.

        2. Проверьте, чтобы на карте был учебник, тетрадь, дневник, карандаш, стирательная резинка, ручка, кроссворд.

        3. Вы должны были дома отгадать кроссворд и найти зашифрованное слово. Какое слово вы нашли? (почва) Значит тема нашего урока? (почва)

        4. Давайте посмотрим на план изучения темы урока (написан на ватмане):

                1) что такое почва?

                2) что такое почвоведение?

                3) как образуется почва?

                4) состав почв?

                5) строение почв

                6) механический состав почв

                7) структура почв

II. Почвы России

  1. Откройте чистый лист в тетради. Оформлять новый материал будем в виде графического конспекта. Запишите тему урока и число.
  2. Эта тема нашла свое воплощение в русском народном творчестве: песнях, поговорках, пословицах, крылатых выражениях. Приведите, пожалуйста, примеры (учащиеся приводят примеры)

Обобщаю все приведенные примеры. Если учащиеся не называют, говорю сама: «Земля-кормилица»

  1. В чем же значение почв? Зачем надо изучать эту тему? (учащиеся: на почве растут растения, они дают урожай, являются продуктами питания человека).

Обратите внимание на плакат. Здесь данные по основным зерновым культурам: пшенице, кукурузе, рису.

В год в мире выращивается 528 млн.т пшеницы, а в России 32 млн.т. Риса в мире выращивается 534 млн.т, а в России 400 тыс.т. Кукурузы выращивают в мире 569 млн.т, а в России 900 тыс. т.

  1. Итак, мы часто употребляем слово «почва». Что же это такое? Ваши варианты (беседа). Подводим итог вместе и записываем определение: Почва – верхний рыхлый плодородный слой земной коры.

Попробуйте воспроизвести определение (спрашиваем 2-х человек).

  1. Что же такое почвоведение? (учащиеся: наука о почвах). Кто такой В.В. Докучаев? Послушаем сообщение.

После сообщения записываем 2 опорных слова: Почвоведение. В.В. Докучаев 1846 г. – 19903 г.

  1. Теперь надо разобраться, как образуется почва. Сейчас вы послушаете историю образования почв в виде научной сказки (двое учащихся рассказывают об образовании почв и прикрепляют по очереди таблички с рисунками).
  2. Итак, давайте посмотрим, какие факторы влияют на формирование почв (работа с рисунком стр.   в учебнике И.И. Баринова). Один из учащихся зачитывает. Вывод делаю я: «Поэтому В.В. Докучаев называет почву «зеркалом» природы, т.к. она отражает взаимодействие всех компонентов природы. О влиянии всех этих факторов мы будем говорить в ходе изучения этой темы.
  3. А теперь начертим схему I. «Состав почв».

В составе почвы выделяют 3 части: твердую, жидкую, газообразную. В состав твердой части входит материнская порода.

Что сюда относится?  (учащиеся: песок, глина, минеральные соли).

А также сюда входят еще какие-то вещества, которые отличают почву от горных пород? (органические вещества). Что это такое? (остатки животных и растений, т.е. перегной или гумус). И еще микроорганизмы.

  1. Как вы думаете, что входит в жидкую часть? (вода с растворенными веществами). А в газообразную? (почвенный воздух).

Состав почв

Твердая часть

Жидкая часть

Газообразная часть

Материнская порода

Органические вещества

Почвенный раствор

Почвенный воздух

- песок

- остатки животных и растений

- глина

(перегной + гумус)

- минеральные соли

- микроорганизмы

  1. Теперь учим схему  (2 минуты). Все закрыли. Взяли карточку № 1 и заполняем (2 минуты). Обменялись карточками и проверили друг у друга по тетради. Подняли руку у кого ни одной ошибки? Одна ошибка? И т.д.
  2. Но, знать один состав почв мало, давайте познакомимся со строением почв. Для этого надо обратить внимание на таблицу (подзолистые почвы) и почвенный профиль. А откуда он у нас и как его сделать послушайте очевидца. (выступление ученицы 7а класса о ходе летней географической практики. О том, что ученики копали шурф. Это яма 1х1 м и глубиной 1 м и более, тогда стали отчетливо видны все почвенные горизонты. Что учащиеся сделали: навесной профиль, описали все горизонты, определили тип почв).
  3. А сейчас мы подробнее познакомимся с почвенными горизонтами. В этом нам поможет почвовед (один учащийся выходит, рассказывает о 4-х горизонтах, об их особенностях, как называются и обозначаются, а также составляет на доске схему-рисунок из картона разного цвета). Материал для его рассказа взят из учебника 8 кл. Баринова И.И. и Э.М. Раковская стр.90 – 91. Это будет схема 2.

Схема 2

Гумусовый горизонт

Горизонт вымывания (подзолистый)

Горизонт вымывания

Материнская порода

  1. Теперь учим (1-2 мин.). Берем карточку № 2 и запоминаем. Затем взаимопроверка.
  2. Но почвы различаются еще и по другим характеристикам. Чертим схему III.

- они различаются по механическому составу.

Это соотношение различных по размеру минеральных частиц: песка и глины в %.

                                             

        песка

Механический состав песка = ------------- %

                                                глины

        Давайте выясним как различаются почвы по этому признаку, для этого проанализируем рисунок № 41 на стр.92 (Баринова И.И.)

        - каким цветом обозначили глину? (коричневым)

        - песок? (желтым)

        - нижняя ось показывает % содержания этих частиц.

        Если содержится 90 – 100% песка, как называется почва? (песчаная)

        Содержание песка уменьшается до 70 -80% (супесчаная)

        Увеличивается содержание глины до 50% (суглинистая)

        А если глины содержится 70 – 100% (глина)

        Чертим :                                      П > Г

        Песчаная ——›   супесчаная ——›    суглинистая ——›   глина

  1. И последняя характеристика – это структура почв, т.е. способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки.

Структура почв  => способность    O + O    =

                                                частиц      устойчивые комочки

Это возможно только при наличии гумуса и глинистых частиц.

Лучшей считается мелкозернистая структура, т.е. как зерно, которая свободно пропускает воду и воздух в почву.

III. Контрольный срез

  1. Учим III Схему (1 – 2 мин.). Взяли контрольную карточку № 3, подписали фамилию.

Время 4 – 5 мин. на ответ.

Сдаем учителю.

IV.

  1. Домашнее задание:
  1. Презентация следующей темы.

Типы почв, закономерности их распределения  & 15

Разбиться в группы по 4 чел. и на ватмане, обоях нарисовать опорный контект темы. Затем защитить свой проект на следующем уроке.

  1. Задание на дополнительную оценку 5 повышенной сложности (физика + география), списать на стенде:
  1. Какие почвы лучше прогреваются солнечными лучами и быстрее отдают энергию лучеиспусканием: черноземные или подзолистые?
  2. Почему при рыхлении почвы ее теплопроводность уменьшается?
  3. Для каких растений, высеянных на темных или светлых почвах, наиболее опасны весенние заморозки?
  4. На сырой глинистой почве следы от шагов человека или от телеги сильно намокают, почему?

История образования почвы.

Научная сказка

1 ученик: «Жила была твердая горная порода гранит»

2 ученик: «Ополчились на нее силы высшие, стали ее разрушать-выветривать»

1 ученик: «Изменилась она, стала рыхлая, превратилась в песок и глину. И стали называть

               ее материнская горная порода»

2 ученик: «Теперь смогли через нее проникать вода и воздух»

1 ученик: «Чему очень обрадовались микроорганизмы (бактерии, водоросли, грибы) и

                поселились там.

        В одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 млн. бактерий,

        200  тыс. микроскопических водорослей, 20 тыс. простейших организмов,

        а длина грибных волокон достигает 2 км».

2 ученик: «И стали они выделять кислоты, да такие, что разрушают самые сильные

        и твердые камни. И образовались минеральные соли»

1 ученик: «Тогда смогли поселиться там первые неприхотливые растения: мхи

        и лишайники»

2 ученик: « А когда они отмирали, образовались органические вещества (гумус)»

1 ученик: «Снова могли поселиться микроорганизмы, которые выделяли минеральные

        соли; но уже в большем  объеме. Вырастали более высокоорганизованные

        растения, они отмирали и образовывали гумус. Круг замыкается.

        Так образовалась почва»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и конспект урока по теме "Почвы"

Учебник для 8 класса «География России. (Природа, население)» под редакцией А. И. Алексеева. Главная задача курса – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию свое...

Урок по теме "Почва как особое природное тело"

6-ой класс; курс "Землеведение"...

Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"

Конспект урока используется при изучении почтв своего региона....

Урок по теме "Почвы Забайкалья"

Урок из курса Региональная экология с использованием исследовательской технологии....

Урок по теме "Почва -среда обитания", 5 кл.

Урок - проект "Почва - среда обитания". В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?...

Урок по теме "Почва"

Рабочий урок по географии 5 кл по теме "Почва" (составлен по требованиям ФГОС)...

Урок по теме "Почва". Презентация

Презентация полностью соответствует логике урока...