Урок по теме "Почва"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Краснова Татьяна Николаевна

Рабочий урок по географии 5 кл по теме "Почва" (составлен по требованиям ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс.  Урок по теме «Почва – особое природное тело»

                              (краткий конспект, презентация)

УМК: И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «География. Начальный курс. 5 класс»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Технологии: технология критического мышления; технология сотрудничества, ИКТ - технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о почве, как особом природном теле.

Задачи урока: 

Обучающие:

1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение;

2. Выяснить составные части почвы и главное свойство почв;

3. Выяснить этапы почвообразования;

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности;

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к почвам;

2. Воспитывать умение договариваться и работать в группе.

Организация урока: класс разбивается на 4 группы по 6 человек, 1 – 2 ватманау каждой группы (формат А 3), клей – карандаш, маркеры, рабочая тетрадь (тетрадь -  практикум), тетрадь с печатной основой, учебник, дополнительные материалы, карточка для самоконтроля и самооценки.

Ход урока

I. 1      Постановка темы  уч – ся ( для постановки темы звучит загадка):

Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют?

(почва)- ключевое слово

Дети правильно называют тему урока.

Групповая работа – выстраивание ассоциативного ряда на слово «почва»(например, растения, песок, земля, суша и т.д. все, что называют учащиеся учитель записывает на доске )

2.      Постановка проблемы урока (перед формулированием  проблемы звучат поговорки):

Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля - матушка)

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.
Земля кормит людей, как мать детей.

Кто любит земле кланяться - без добычи не останется.

Земля – ключевое слово

Групповая работа – выстраивание ассоциативного ряда на слово «земля». Сравнение с ассоциациями на слово «почва»

Если вернуться к народному творчеству, то можно с уверенностью сказать, что почва –это земля, а земля – это почва.

? что общего во всех загадках и поговорках (земля или почва рассматриваются как плодородный слой)

 Т. о., у нас возникла проблема:

II.  Постановка задач урока.

У нас есть проблема, которую надо решить.

Но как?  (выяснить, что такое «почва», из чего состоит, как образуется – записать задачи урока на доске).

Как это выяснить? Что можно использовать? (доступные источники информации : учебник, доп.материалы, интернет и т.д.)

III.Самостоятельная работа с источниками информации ( и последующие ответы на вопросы)

  1. Что такое почва?(рис 149. Обитатели почвы)
  2. Из чего состоит почва?
  3. Основное свойство почвы?
  4. Что такое гумус?

Результат деятельности уч-ся в группе должен быть представлен на ватмане в одном предложении.  

Почва это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………..

  1. Каким образом формируется почва (работа по созданию единой для группы схемы «фиш -бон») задание: расположить с момента зарождения почвы до ее полного формирования соответствующие картинки ( материнская порода: глина, горная порода;  климат: температура, ветер  и увлажнение, рельеф; микроорганизмы, время, растения , животные, деятельность человека)

РЕЗУЛЬТАТОМ  является понимание, чем почва отличается от земли.

IV. Задание на закрепление (смысловое чтение):

Прочитайте внимательно предложенные отрывки. Ответьте на вопрос : Как вы считаете, в каком отрывке идет речь о почве? О земле?Подчеркните в тексте ключевые слова. Испытали ли вы сложность в выборе ответа на данные географические отрывки (если «да», то сформулируйте свой вопрос)

Отрывок № 1:

...мое первое впечатление – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука, перевитых лианами различной толщины и длины… Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак…..

Отрывок № 2:

АНЧАР (С. ПУШКИН)

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной….

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Отрывок № 3:

…Сахара не только пустыня. Это еще и скалистые ландшафты…Иссушенная солнцем, занятая песчаными волнами (барханами)…На земле нет такого места, где вообще не бывает дождя. Однако во внутренних районах пустыни есть такие пространства, где дождя нужно ждать несколько лет, иногда десятилетия…

Отрывок № 4:

Казалось бы, выше человеческих возможностей выжить в полярной пустыне, где почти полгода лютуют морозы и пурга. Тем не менее, люди здесь выжили, живут и даже считают свою родину лучшим местом на свете. Сами себя они называют инуиты–« люди». Они устояли перед невзгодами арктического климата… даже снег и лед они смогли превратить в своих союзников…

Камень, олений рог, моржовый бивень заменяли эскимосам металл и дерево

Анализ текста (заслушиваются ответы каждой группы, обсуждение ответа)

V.  Возврат к словам ассоциациям  («неправильные» ассоциативные слова зачеркиваются). Работа над ошибками.

Рефлексия (учащиеся заполняют личную карточку успеха).

 (см. Приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...