Урок по географии на тему "Германия"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Данная разработка позволяет изучить физико-географическое положение страны Германия и экономико-географическое положение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл germaniya.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс:

Тема: «Германия»

Цель: изучение физико-географического и экономико-географического положения Германии

Задачи:

- сформировать у учащихся понятие об особенностях экономико-географического положения Германии, как факторе формирования и развития хозяйства страны;

- формировать у учащихся умение характеризовать государство по типовому плану на примере Германии;

- формировать у учащихся эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира через познание культуры и быта Европейского государства.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(показать на карте страны: Дания, Россия, Чехия, Беларусь, Австрия. Франция, Швейцария, Испания, Польша, Португалия, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Италия)

III. Актуализация знаний

Познание стран и народов – украшение и пища человечества

Леонардо да Винчи

Европа подразделяется на субрегионы:

        Северная Европа: Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Исландия;

        Восточная Европа: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария;

        Южная Европа: Словения, Хорватия, Испания, Португалия, Италия, Греция;

        Западная Европа: Великобритания, Германия, Бельгия, Франция, Австрия.

        Сегодня мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Европы. С какой? Вы узнаете, разгадав ребус.

        Тема урока «Германия» (записать в тетрадь).

Какие цели будем преследовать на уроке?

IV. Изучение нового материала

        Как будем работать?

        Думаю, Вы творчески подойдете ко всем заданиям. На уроке Вы будите не только слушателями, но и выступающими, секретарями – ведь надо кратко записать характеристику географического положения страны, картографами – работа с географическими картами и контурной картой.

        Если бы Вы встретились с учащимися из Германии, какие бы задали им вопросы? (Записать на доске). А что бы Вы рассказали о своей стране?

        Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о Германии?

        Давайте вспомним план характеристики географического положения:

1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану.

2. Размеры территории страны.

3. Положение в климатических поясах и природных зонах.

4. Границы государства. Соседние государства.

        Ребята, давайте поработаем с картой атласа на странице 60 и определим положение Германии:

        по отношению к экватору и нулевому меридиану; (Страна расположена на север от экватора, это северное полушарие. И на восток от нулевого меридиана – восточное полушарие).

        по отношению к океанам и морям (Побережье омывают воды шельфовых морей Атлантического океана – Северного и Балтийского).

        А что вы уже знаете о Германии?

        Какая столица Германии? (Берлин с населением 3,5 млн человек. Название Берлин происходит от древнеславянских слов «брлина», «берлен» – лужа, болото, обводненное место. Действительно, город расположен при слиянии двух рек, в низменной, заболоченной местности. Этимологию слова устанавливают от «герма», предполагая, что оно означает «лес». Следовательно, германцы – «жители лесов».)

        Какая форма правления в Германии? (Парламентская республика) Ангела Меркель – федеральный канцлер Германии. Глава государства – федеральный президент. Выполняет представительские функции.

                Какие формы правления выделяют? (Монархия и республика)

        Какая форма государственного устройства? (Федерация. Германия разделена на 16 земель)

        Приведите примеры такого же государственного устройства в мире (США, Индия, Бразилия, Россия, Эфиопия)

        Мы говорили, что страны не могут существовать отдельно друг от друга. Они стремятся к активному сотрудничеству в решении политических, экономических, социальных проблем. Результатом такого сотрудничества являются интеграционные группировки. В какие организации входит Германия? (Германия является членом Европейского Союза и НАТО, входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН)

        Давайте порассуждаем «Может ли Германия вновь развязать войну в Европе?» (Ответы учащихся)

        На партах у Вас лежит символика Германии. Обратите внимание на флаг. Черная полоса означает прошлое страны. Красная полоса – политическое настоящее. А желтая линия на флаге – будущее, немцы верят в лучшее будущее своей страны.

        Обратите внимание на герб страны. О чём говорит эта символика?

На гербе изображен орёл. Эта птица прославлялась людьми с древности, будучи символом мужества, жизненной силы и Солнца. На гербе какой страны вы видели орла?

        Давайте обратимся к карте атласа на странице 57. С каким странами соседствует Германия? (Граница: Дания, Польша, Чехия, Австрия, Швейцария, Франция, Люксембург, Бельгия, Нидерланды.) Работа с контурной картой.

        Обратите внимание на слайд. Есть ли различия в рельефы страны? (Север страны равнинный. Представлен Северо-Германской равниной. На юг территория повышается. Южная граница проходит по горам Альпам.)

        Геологическое строение обусловило разнообразие полезных ископаемых. (Используя карту атласа на странице 64, назовите полезные ископаемые) Многочисленны, но не богаты рудные месторождения – меди, полиметаллов, железной руды. На территории Германии располагается одно из крупнейших месторождений каменного угля – Рурский бассейн. Также есть месторождения каменной и калийной солей, серы. В шельфовой зоне ведется добыча нефти и природного газа.

        Климат Германии – умеренный, переходный от морского к умеренно континентальному. Зима здесь мягкая и чаще, чем снегопады, идут дожди, вызывающие наводнения. Лето не жаркое, засухи бывают редко.

        Природная зона страница 56 атласа. (Смешанных и широколиственных лесов).

        Самые крупные реки – Рейн, Эльба, Одра – несут воды в Северное и Балтийское моря. Реки соединены каналами. Известный Кильский канал. Южная окраина страны принадлежит к бассейну Черного моря (Дунай и его притоки). Крупное озеро – Боденское.

        Используя текст учебного пособия на странице 99 заполните пропуски.

        Население Германии насчитывает 82 млн. человек. На протяжении длительного времени естественный прирост был отрицательным. В настоящее время он составляет -1‰. Плотность населения – 230 чел./км2.  Германия – одна из самых густонаселенных стран Европы. Государственный язык – немецкий. Преобладающая религия – христианство. Более 80% населения живет в городах.

        Крупными городами являются Берлин, Гамбург, Мюнхен.

Физкультминутка

        Германия – высокоразвитая страна, вступившая на путь постиндустриального развития. Ведущее место занимает обрабатывающая промышленность, в основном наукоемкая.

        Наибольшей масштабностью характеризуется машиностроение. Немецкое автомобилестроение уступает лишь американскому и японскому. «Фольксваген», «Даймлер», «БМВ». Ведущие позиции занимает судостроение. По суммарной вместимости судов Германия является 4-й в мире. Центры судостроения – Киль, Гамбург, Бремен, Росток. Главные центры аэрокосмической промышленности – Мюнхен и Гамбург. Германия известна продукцией химической промышленности. Прежде она развивалась на основе угольного сырья – производство азотных удобрений, взрывчатых веществ, синтетических смол, каучука, пластмасс. Но развитие нефтехимии обусловило сдвиг производства к морю. Сейчас главный центр химической промышленности – земля Северный Рейн-Вестфалия.

        Основу сельского хозяйства составляет животноводство (70%). Разведение крупного рогатого скота молочного направления, свиноводство (по поголовью свиней страна лидер в Европе). Практически полностью удовлетворяет свои запасы в мясе и молочной продукции. Растениеводство играет подчиненную роль и специализируется на производстве в основном кормов. Среди зерновых культур преобладают рожь, овес, ячмень.

        Германия обладает равномерной транспортной сетью. В грузообороте лидирует автомобильный транспорт, железнодорожный, внутренний водный и трубопроводный. В пассажирообороте доминирует автомобильный транспорт.

        Германия – страна, привлекающая туристов.

V. Закрепление изученного материала

Тест  «Германия»

1. Германия находиться на материке:

А) Евразия

Б) Северная Америка

В) Южная Америка

2. Столица Германии:

А) Мюнхен

Б) Берлин

В) Гамбург

3. Рельеф Германии:

А) горный;

Б) равнинный;

В) на севере равнинный, на юге горный;

4. Германия лежит в:

А) экваториальном климатическом поясе;

Б) тропическом поясе;

В) умеренном климатическом поясе.

5. Какой реки нет в Германии:

А) Рейн;

Б) Одра;

В) Волга;

6. На какой стадии развития хозяйства находится Германии:

А) аграрной;

Б) индустриальной;

В) постиндустриальной.

Ключ: 1А, 2Б, 3В, 4В, 5В, 6В.

VI. Домашнее задание

§ 14, вопросы 1,3,4, страница 102

VII. Рефлексия

Что вы можете рассказать немецким учащимся о Германии?

Если вам понравился урок поднимите правую руку, если нет – левую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...