Россия в современном Мире.
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему

Баранова Оксана Николаевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_v_sovremennnom_mire_11_klass.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 34 часа за один год обучения в старшей школе, т. е. в  11-м классе

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

                         

                Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

                                                   

      Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

                 

                                                                 

                                   Содержание рабочей программы.

Содержание и задачи курса, его гуманистическое значение для  форми- рования  мировоззрения любого человека. Традиционные и новые методы географических исследований. Связь курса «Социально-экономическая география мира» с курсом «Географии России». Приемы работы с учебником, атласом, литературой, справочными материалами и периодической печатью. Человек и ресурсы Земли «Первые шаги» человека и расширение границ Ойкумены. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его многовековой истории. Понятие о техносфере и ноосфере (по В.И.Вернадскому). Практическая работа №1 Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его многовековой истории Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.

Минеральные ресурсы мира. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Земельные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Лесные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов. География природных ресурсов Земли.

Пути сохранения качества окружающей среды.

 Практическая работа №2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Учащиеся должны:

Знать: Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

География населения.

 

Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Трудовые ресурсы и занятость населения. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации.

Практическая работа №3 Сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран.

Учащиеся должны:

Знать: Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Уметь: Определять и сравнивать по разным источниками нформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

География культуры, религий, цивилизаций

Культура как путь разрешения всех острейших проблем человечества. Мировые религии.

Цивилизации Востока и Запада.

Учащиеся должны:

Знать: Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.

Уметь: Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию. Политическая карта мира . Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Государственный строй и государственное устройство. Геополитика и политическая география.

Практическая работа №4 Составление классификационных таблиц стран мира: по форме правления, по государственному устройству.

Практическая работа №5 Характеристика политико-географического положения страны. Ее изменения.

Учащиеся должны:

 Знать: Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Уметь: Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

География мировой экономики.

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. НТР и размещение производительных сил. Промышленность и сельское хозяйство. Транспорт мира. ТНК.

 Внешние экономические связи.

 Практическая работа №6 Характеристика уровня развития важнейших отраслей хозяйства.

Учащиеся должны:

Знать: Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Уметь: Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Региональная география.

Многообразие стран на политической карте мира. Различие стран по размерам территории, численности населения, географическому положению. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны ( главные, высокоразвитые страны Западной Европы, переселенческого капитализма, ключевые страны, НИС, ОПЕК и др.).

 Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америке, Австралии.

Практическая работа №7 Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

Практическая работа №8 Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Практическая работа №9 Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Практическая работа №10 Составление характеристики Канады.

Практическая работа №11 Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

Учащиеся должны:

 Оценивать и объяснять: Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. Составлять: Комплексную географическую характеристику стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

                                 Раздел. Россия в современном Мире.

 

                  Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отрасле международной специализации.

             Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего . Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России.    

            Структура     внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в   международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

            Практические работы 

           Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России,тенденций их возможного развития.

           Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной  продукции.

Глобальные проблемы человечества.

 Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.

Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Учащиеся должны:

Оценивать и объяснять: Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества .

                                    Литература и средства обучения:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г.
  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2011 г.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2011 г.
  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
  5. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2010.
  6. Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.

 


Учебно - тематический план.

Темы

Формы организации учебных занятий

Лекции

комбинированные уроки

практические занятия

семинары

тестирование

всего

1

Зарубежная Европа              

1

2

1

1

3

8

2

Зарубежная   Азия. Австралия                

 

2

1

1

1

2

7

3

Африка

1

1

2

4

4

США

1

1

2

1

6

5

6

Латинская Америка

Россия в современном Мире.

1

1

1

1

1

1

1

5

2

7

Глобальные проблемы человечества  

1

1

1

3

Итого

5

12

6

5

6

34


                                                  Требования к уровню подготовки обучающихся

        В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  1. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  2. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

                                       

                                                                 


                                                                                           

                                                                                Календарно-тематический план

№   урока

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведение

Виды формы контроля

Тип урока

Требования к уроку

По плану

Фактически

Знать

Уметь

                                                                                            Часть 2.     Региональная характеристика мира

                                                                                                                               Тема 6 Зарубежная Европа ( 5 часов)

1

1

Зарубежная Европа. ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население.

Фронтальный устный опрос

Урок изучения нового материала

Знать: состав региона, страны и их столицы, особенности ЭГП, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшее агломерации, мегаполисы; главные промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и порты. Примеры районов со сложной экологической ситуацией и территориальных диспропорций в размещении производства. Туризм и рекреация. Крупнейшие  историко – культурные центры. Состав ЕС; факторы его развития, значение интеграции  в социально – экономическом развитии стран – членов ЕС.

Уметь: объяснять причины формирования отраслей международной специализации основных промышленных  и сельскохозяйственных районов; выявлять наличие территориальных диспропорций в размещении производства стран Европы; составлять развернутый план лекций

2

2

Хозяйство: промышленность и сельское хозяйство, транспорт, наука, финансы

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Урок изучения нового материала

3

3

Мы изучаем географический рисунок расселения и хозяйства

Тематический контроль в различных формах: зачет. Географический диктант.

Практикум

4

4

Субрегионы Зарубежной Европы: Северная Европа

Анализ карт. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Практикум

5

5

Западная Европа : Общие особенности населения и хозяйства Фрг.Восточная и Южная Европа.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Урок актуализации знаний и умений

6

6

Урок контроля знаний

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства .

Урок актуализации знаний и умений

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.  ( 6 часов)

7

1

Зарубежная Азия. ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население.

Фронтальный устный опрос

Урок изучения нового материала

Знать: состав территории, крупнейшие страны и города, их положение на карте; основные черты географии природных ресурсов по субрегионам; особенности населения и социальные проблемы. Основные черты географии промышленности. Страны региона с развитой  обрабатывающей промышленностью. Размещение растениеводства и животноводства. Развитие транспортной сети. Внутренние различия: страны Южной, Юго- Восточной, Восточной и Юго – западной Азии. Главные промышленные районы, сельскохозяйственные районы, важнейшие транспортные магистрали

Уметь: объяснять причины формирования отраслей международной специализации основных промышленных  и сельскохозяйственных районов; выявлять наличие территориальных диспропорций в размещении производства стран.

8

2

Зарубежная Азия. Хозяйство. Транспорт. Охрана окружающей среды.

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Урок изучения нового материала

9

3

Китай

Тематический контроль в различных формах: зачет. Географический диктант.

Практикум

10

4

Япония

Анализ карт. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Практикум

11

5

Индия

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Урок актуализации знаний и умений

12

6

Австралия

Фронтальный устный опрос

Урок изучения нового материала

13

7

Урок контроля знаний.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства .

Урок актуализации знаний и умений

Тема № 8 Африка (  6часа)

14

1

Африка. ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население.

Фронтальный устный опрос

Урок изучения нового материала

Знать: состав территории, крупнейшие страны; хозяйственную оценку природных условий и ресурсов: богатство рудами цветных металлов, железными рудами, алмазами, топливными и энергетическими ресурсами. Разнообразие агроклиматических ресурсов; проблемы использования природных ресурсов: эрозия и загрязнение почв, засухи, опустынивание , уничтожение тропических лесов. Внутренние различия: страны Северной, западной, Центральной , южной и Восточной Африки.

Уметь: обобщать учебный материал; находить черты сходства и отличия трех  регионов развивающегося мира.

15

2

Африка. Хозяйство.

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Урок изучения нового материала

16

3

Субрегионы  Северной и Тропической Африки

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Урок актуализации знаний и умений

17

4

Урок контроля знаний

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства .

Урок актуализации знаний и умений

Тема № 9 Северная Америка. (6 часов)

18

1

США.ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население

Фронтальный устный опрос

Урок изучения нового материала

Знать: состав территории, крупнейшие страны; хозяйственную оценку природных условий и ресурсов: богатство рудами цветных металлов, железными рудами, алмазами, топливными и энергетическими ресурсами. Разнообразие агроклиматических ресурсов; проблемы использования природных ресурсов

Уметь: составлять комплексную географическую характеристику, оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. объяснять причины формирования отраслей международной специализации основных промышленных  и сельскохозяйственных районов; выявлять

19

2

Хозяйство. Транспорт США

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Урок изучения нового материала

20

3

Микрорайоны США

Тематический контроль в различных формах: зачет. Географический диктант.

Практикум

21

4

Канада .ЭГП.

Анализ карт. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Практикум

22

5

Население

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Урок актуализации знаний и умений

23

6

Урок контроля знаний

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства .

Урок актуализации знаний и умений

Тема № 10  Латинская Америка (5 часов)

24

1

Латинская Америка. ЭГП. Природные условия и ресурсы

Фронтальный устный опрос

Урок изучения нового материала

Знать: состав территории, крупнейшие страны; хозяйственную оценку природных условий и ресурсов: богатство рудами цветных металлов, железными рудами, алмазами, топливными и энергетическими ресурсами. Разнообразие агроклиматических ресурсов; проблемы использования природных ресурсов

Знать: состав территории, крупнейшие  города, их положение на карте; основные черты географии природных ресурсов по субрегионам; особенности населения и социальные проблемы. Основные черты географии промышленности.

Уметь: составлять комплексную географическую характеристику, оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. объяснять причины формирования отраслей международной специализации основных промышленных  и сельскохозяйственных районов; выявлять

25

2

Население

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Урок изучения нового материала

26

3

Хозяйство

Тематический контроль в различных формах: зачет. Географический диктант.

Практикум

27

4

Бразилия

Анализ карт. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Практикум

28

29

5

1

2

Урок контроля знаний.

Россия в современном Мире.

Россия в современном мире.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства .

Фронтальный устный опрос

Урок актуализации знаний и умений

Тема №11 Глобальные проблемы человечества ( 4 часа)

20

1

Обосновываем глобальные проблемы человечества

Фронтальный устный опрос

Урок изучения нового материала

Знать: особенности глобальных проблем как проблем, затрагивающих все страны, весь мир в его единстве. Сущность и возможные пути решения глобальных проблем человечества.

Уметь: строить доказательства и обобщить данные на основе изученных фактов, понятий, представлений, связей

31

32

2

3

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

Стратегия устойчивого развития.

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. индивидуальный, фронтальный опрос

Урок изучения нового материала

33

4

Урок контроля знаний.

 тестирование

Урок актуализации знаний и умений

34

5

Заключительное занятие

индивидуальный, фронтальный опрос

Урок актуализации знаний и умений

РЕЗЕРВ  - 0


                                                                         

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 9 - 11 классов "Дискуссия "Место России в современном мире"

Цель мероприятия: патриотическое воспитание – воспитание у учащихся чувства уважения к государству, гражданами которого они являются, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны.Задачи...

Урок по обществознанию для 10 класса (с использованием групповой работы по технике « аквариума») (проблемно-проектная дискуссия)Россия в современном мире.

Это занятие разработано по  обществознанию для 10 (11) класса. Оно является частью тематического блока «Общество и человек». Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется...

Презентация к уроку по ОБЖ на тему "Национальные интересы России в современном мире"

Презентация к уроку по ОБЖ на тему "Национальные интересы России в современном мире"...

урок 11 класс "Россия в современном мире"

Тип урока: урок изучения нового материалаЦЕЛЬ: определить геополитическое и экономическое значение России в миреЗАДАЧИ:1.      Формировать образ России с точки зрения  ге...

Контрольная работа по ОБЖ (9 класс) - Россия в современном мире

Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире...

Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."

Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России"....

Рабочая программа факультативного курса по географии «Россия в современном мире» 9 класс

Рабочая программа факультативного курса по географии «Россия в современном мире» 9  класс...